ГЛАВНАЯ > Новости

Лавров: военное сотрудничество Турции и Украины вызывает недоумение

11:10 01.11.2024 •

Глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью газете Hurriyet сообщил, что военно-техническое сотрудничество Турции и Украины на фоне заявлений турецких властей о готовности к посредничеству в украинском конфликте вызывает недоумение.

«К сожалению, Анкара продолжает сотрудничество с киевским режимом в военно-технической сфере. Турецкое оружие используется ВСУ для убийства российских военных и мирных граждан. Это не может не вызывать недоумения на фоне заявлений руководства Турции о готовности предоставить посреднические услуги», - отметил он.

Лавров добавил, что в России ценят усилия турецкой стороны по содействию урегулированию украинского кризиса. «Именно турецкая сторона весной 2022 г. предоставила стамбульскую площадку для консультаций с представителями Киева, способствовала заключению «зерновой сделки». Стамбульские переговоры «похоронили» англосаксы, запретив В.Зеленскому заключать соглашения, которые могли бы остановить боевые действия и обеспечить баланс интересов вовлеченных сторон», - напомнил министр.

Он указал, что российская сторона открыта к политическому урегулированию, но «речь должна идти не о временном прекращении огня, а о завершении конфликта путем устранения его первопричин». «К ним относится расширение НАТО на восток, создание угроз жизненным интересам безопасности России, нарушение киевским режимом прав русских и русскоязычных жителей Украины», - объяснил Лавров.

«На данный момент мир в планы наших противников не входит. Ответом Украины на мирную инициативу, выдвинутую Президентом В.Путиным в июне этого года, стало вторжение ВСУ в Курскую область, воздушные атаки по объектам в других приграничных регионах. Вашингтон и его союзники оказывают Киеву всестороннюю поддержку, обсуждают возможность использования западных дальнобойных ракет для нанесения ударов вглубь России. В.Зеленский не отменил свой указ, запрещающий переговоры с Москвой. Едва ли в такой обстановке имеют шансы на успех посреднические усилия какой-либо страны, в том числе Турции», - рассказал глава российского МИД.

Ранее в журнале «Международная жизнь» был опубликован материал, посвященный турецкому ВПК. «Вместе с тем, невозможно не считаться с фактом роста турецкого ВПК, подкрепленным масштабной пиар-кампанией и все более явными претензиями Анкары на включение в негласный клуб стран-лидеров в области военного экспорта. Особая заслуга в этом принадлежит энергии и личной харизме турецкого президента, который, согласно последним правкам к Конституции, курирует работу Исполнительного комитета оборонной промышленности, или, проще говоря, распределяет гособоронзаказ.

Что же такой всплеск активности означает для России? Какие факторы необходимо учитывать? Здесь, как представляется, можно выделить три ключевых аспекта.

Во-первых, не стоит забывать, что в основу военно-доктринальных взглядов Турции положен тезис об абсолютной приоритетности членства Турции в НАТО. Следовательно, и воспринимать действия Турции на международной арене (и особенно в военной сфере) следует не только как личные успехи страны, но как активность члена блока, занимающего при этом фланговое положение и обладающего второй по численности армией в объединении.

Во-вторых, Турция имеет определенные преимущества перед своими партнерами по Североатлантическому альянсу, заключающиеся в возможности осуществлять военные поставки в третьи страны без видимых политических осложнений с соседями. Как отмечают нидерландские эксперты в контексте ситуации на Украине, «Запад способен перейти к приобретению у Турции более современных вооружений. Главной причиной может стать то обстоятельство, что Анкара не имеет особых проблем с поставкой Киеву современной техники и боеприпасов, даже если они будут использованы для поражения целей внутри России»[4]. Этот тезис может быть применен для характеристики военно-технического сотрудничества Анкары и с другими странами, располагающимися в стратегической близости к российской границе.

Наконец, в-третьих, следует учитывать вариативность турецкой политики и ситуативный характер принятия некоторых решений в привязке к колебаниям политической обстановки. Мы уже знаем примеры, когда введенное западными странами эмбарго на военную продукцию частично «обрастало» послаблениями после, например, одобрения Анкарой членства Швеции в НАТО. Или как выстраиваются в параллель укрепление оси турецко-британского сотрудничества и поддержка Лондона в стремлениях Турции преодолеть вето Германии на продажу турецкой стороне истребителей Eurofighter Typhoons.

Все это формирует эклектичный образ турецкого военного профиля, нацеленного при этом на прагматичные и согласованные решения в контексте политических интересов руководства страны.», - говорилось в статье.

 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати