ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Интервью С.В.Лаврова турецкой газете «Хюрриет»

10:21 01.11.2024 •

Вопрос: Турция подала заявку на вступление в БРИКС. На Ваш взгляд, как будет проходить этот процесс и как он завершится? Какое влияние окажет полноправное членство Турции на организацию? Каково отношение Москвы к членству Турции?

Ответ: Приветствуем интерес Турции к сближению с БРИКС. Это подтверждает привлекательность объединения, основанного на уважении Устава ООН, открытости, прагматизме и ненаправленности против третьих сторон.

Выступаем за расширение связей БРИКС со странами Глобального большинства – в первую очередь с теми, кто разделяет нацеленность на укрепление многосторонних начал, проводит суверенный внешнеполитический курс и не присоединяется к односторонним санкциям.

На прошедшем в Казани саммите сделан выбор в пользу консолидации действующего состава участников БРИКС с подключением к объединению стран-партнеров. Уверен, что Турция способна внести весомый вклад в дальнейшее развитие БРИКС. Решение о параметрах турецкого участия в объединении будет приниматься на основе консенсуса и при уважении суверенного выбора всех стран БРИКС и самой Турции.

Вопрос: Прошел год с момента начала атак Израиля на Газу, напряженность в регионе достигла своего пика из-за израильских атак на Ливан. Кто остановит израильское правительство во главе с Б.Нетаньяху? Возьмет ли Россия на себя инициативу, чтобы остановить Израиль? В связи с этим вопрос: какую позицию займет Россия в случае возможной военной интервенции со стороны США и Израиля в Иран?

Ответ: Неурегулированность арабо-израильского конфликта породила очередной виток насилия: в Газе погибли десятки тысяч невинных палестинцев, в Ливане счет пострадавших идет на тысячи, в воронку противостояния затягивается все большее число стран.

Россия осудила убийство Израилем политических лидеров ХАМАС и «Хизбаллы», а также высокопоставленных иранских военных. Предлагали дать этим действиям оценку по линии СБ ООН. Однако из-за сопротивления западных членов Совета Безопасности сделать это не удалось.

Призываем воздерживаться от шагов, ведущих к дальнейшей эскалации насилия и выходу ситуации из-под контроля. Победителей в этом конфликте не будет.

Путь к нормализации ситуации проходит через прекращение кровопролития и создание условий для политического урегулирования палестино-израильского конфликта на общепризнанной международно-правовой основе. Она предусматривает создание независимого палестинского государства в границах 1967 г. Только такое решение может гарантировать устойчивый мир на Ближнем Востоке.

Вопрос: Турция на высшем уровне выражает решимость разрешить украинский кризис, звучат заявления, что она готова предпринять все усилия для возобновления процесса Долмабахче. В этом контексте что Вы думаете о роли Турции как посредника и принимающей стороны в переговорах между Россией и Украиной в предстоящий период? Как Вы оценили бы усилия Анкары по выходу из кризиса?

Ответ: Ценим усилия Турции по содействию урегулированию украинского кризиса. Именно турецкая сторона весной 2022 г. предоставила стамбульскую площадку для консультаций с представителями Киева, способствовала заключению «зерновой сделки». Стамбульские переговоры «похоронили» англосаксы, запретив В.Зеленскому заключать соглашения, которые могли бы остановить боевые действия и обеспечить баланс интересов вовлеченных сторон.

Россия открыта к политическому урегулированию. Но речь должна идти не о временном прекращении огня, а о завершении конфликта путем устранения его первопричин. К ним относится расширение НАТО на восток, создание угроз жизненным интересам безопасности России, нарушение киевским режимом прав русских и русскоязычных жителей Украины.

На данный момент мир в планы наших противников не входит. Ответом Украины на мирную инициативу, выдвинутую Президентом В.Путиным в июне этого года, стало вторжение ВСУ в Курскую область, воздушные атаки по объектам в других приграничных регионах. Вашингтон и его союзники оказывают Киеву всестороннюю поддержку, обсуждают возможность использования западных дальнобойных ракет для нанесения ударов вглубь России. В.Зеленский не отменил свой указ, запрещающий переговоры с Москвой. Едва ли в такой обстановке имеют шансы на успех посреднические усилия какой-либо страны, в том числе Турции.

К сожалению, Анкара продолжает сотрудничество с киевским режимом в военно-технической сфере. Турецкое оружие используется ВСУ для убийства российских военных и мирных граждан. Это не может не вызывать недоумения на фоне заявлений руководства Турции о готовности предоставить посреднические услуги.

Вопрос: Турция также находится в тесном контакте с Москвой по вопросу нормализации отношений с Сирией. Несмотря на то, что Анкара неоднократно выражала свою точку зрения относительно встречи с Б.Асадом, Дамаск выдвигает предварительные условия для переговоров, такие как «вывод турецких войск из региона». Как Вы оцениваете подобное отношение Дамаска и саму нормализацию?

Ответ: Нормализация сирийско-турецких отношений имеет большое значение для устойчивой стабилизации в Сирии и укрепления безопасности в регионе Ближнего Востока.

Россия прилагает последовательные усилия для преодоления противоречий между Дамаском и Анкарой. Мы с моими коллегами из Турции и Ирана обсуждали этот вопрос в ходе встречи глав внешнеполитических ведомств стран-гарантов «Астанинского процесса» 27 сентября в Нью-Йорке.

В прошлом году в Москве был проведен ряд контактов по линии министерств иностранных дел, оборонных ведомств и спецслужб в рамках четырехстороннего формата Россия-Иран-Сирия-Турция. Определены темы, представляющие особый интерес, включая возвращение сирийских беженцев, борьбу с терроризмом и обеспечение безопасности границ.

Выявившиеся расхождения в позициях Дамаска и Анкары привели к паузе в переговорном процессе. Сирийское правительство настаивает, что сперва необходимо определиться с выводом турецкого воинского контингента с территории САР. В Турции в принципиальном плане подтверждают приверженность суверенитету и территориальной целостности Сирии, но к вопросу об уходе своих военных предлагают вернуться позднее.

Поскольку из обеих столиц поступают сигналы о серьезной заинтересованности в возобновлении диалога, будем активно содействовать скорейшему перезапуску переговорного процесса.

Вопрос: Президент Р.Т.Эрдоган заявил, что «мы можем предпринять серьезные шаги с Россией по АЭС «Синоп»». Есть ли какие-то продвижения по этому вопросу? После АЭС «Аккую» будет ли предпринят такой шаг в Синопе?

Как эмбарго Запада против России влияет на экономику страны? На каком этапе находится торговля с Турцией в этот период? Что бы Вы сказали о ходе экономических отношений между Турцией и Россией?

Ответ: Власти Турции должны принять решение о том, как, на какой основе и при чьем содействии будет реализован проект строительства АЭС в Синопе. Если удастся согласовать параметры участия России, то, на наш взгляд, от этого выиграют обе стороны. У нас имеется успешный пример сотрудничества – строительство АЭС «Аккую».

Россия адаптировалась к санкционному давлению и успешно развивается. По объему ВВП по паритету покупательной способности мы вышли на четвертую позицию в мире и первую в Европе. Рост российской экономики в этом году должен составить порядка 3,9%. У нас самая низкая безработица среди крупнейших экономик мира – 2,4%.

США стараются ограничить возможности иностранных партнеров, заинтересованных в торговле с Россией. К сожалению, Турция – не исключение. От того, удастся ли экспертам в ближайшем времени найти взаимоприемлемые развязки, зависят перспективы нашей практической кооперации.

Вопрос: В ноябре в США пройдут президентские выборы. В ходе предвыборной кампании Россия часто оказывается в центре внимания. Кого из кандидатов в президенты Москва предпочла бы видеть в Белом доме? Д.Трампа или К.Харрис?

Ответ: Предпочтений у нас нет. В свое время трамповская администрация ввела самое большое по сравнению с предшественниками количество антироссийских санкций. При нынешнем президенте, раскрутившем до предела спираль русофобии в США, наши страны балансируют на грани прямого военного столкновения.

Кто бы ни выиграл выборы, не видим перспективу изменения русофобского курса США. Со своей стороны будем готовы к диалогу, если и когда американцы продемонстрируют серьезность намерений договариваться по-честному, на основе уважения интересов друг друга и принципа взаимности.

 

mid.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати