Новая российская программа вооружений, которую президент Дмитрий Медведев должен подписать до конца года, принципиально отличается от своих не совсем удачных предшественниц. Дело в том, что на сей раз количественные показатели отходят на второй план, а во главу угла ставится наполнение отечественных Вооруженных сил качественно новыми видами вооружений и боевой техники.
Иными словами, российская армия и флот должны оснащаться современными образцами вооружений на основе высоких технологий, способных к ведению боевых действий в вооруженных конфликтах и войнах уже VI поколения, для которых характерны бесконтактный способ ведения боя при подавляющем использовании высокоточных средств поражения.
Таким образом, российский ВПК, как это было не раз в советское время, может стать основой научно-технического прорыва всей отечественной экономики. Собственно, никакого секрета из этого не делает и сам президент Дмитрий Медведев, который на заседании комиссии по модернизации в конце сентября в подмосковмом Раменском недвусмысленно дал понять, что собирается сделать «оборонку» двигателем российской модернизации.
Однако этому есть, мягко говоря, непреодолимое препятствие в лице все того же ВПК.
Объем финансирования госпрограммы вооружений России на 2011-2020 годы составит 22-22,5 триллиона рублей. 19 триллионов рублей из этой суммы планируется потратить на покупку нового вооружения. Однако, как отмечают российские военные, даже увеличившееся финансирование упирается в беспомощность военно-промышленного комплекса, исследовательские возможности которого практически умерли.
«Износ основного оборудования сейчас составляет 75%. У нас низкий уровень перевооружения, темпы обновления оборудования составляют не более 1% в год, хотя должно быть не менее 10%. Ну, и самая главная проблема – деградация научно-технического комплекса. У России сейчас доля всех затрат на оборонную промышленность составляет 0,16% ВВП, а в последние годы существования СССР составляла 6,7% ВВП». Такова позиция руководителя Центра военного прогнозирования Института политического и военного анализа Анатолия Цыганока.
В этой связи вполне закономерной может стать, в частности, закупка лучшых зарубежных образцов вооружений. Во всяком случае, пока данный путь наряду с глубокой реорганизацией всего отечественного ВПК видится нашему руководству наиболее оптимальным.
С главным докладом об инновационном развитии «оборонки» на сентябрьском заседании комиссии по модернизации выступил министр Анатолий Сердюков. Одна из основных мыслей – предложение создать в России структуру по заказу современного вооружения, аналога американского Управления перспективных программ министерства обороны - DARPA.
Упомянутые американцы могут помочь России и военными технологиями. Об этом Анатолий Сердюков беседовал со своим американским коллегой Робертом Гейтсом в ходе визита в Вашингтон в середине нынешнего сентября. «Мы заинтересованы во многих вещах, больше всего в средствах коммуникации, во всем, что имеет отношение к информационным технологиям. Мы были бы также заинтересованы в высокоточных вооружениях», - заявил министр.
В то же время реальные закупки вооружений или военных технологий у США маловероятны. «Реально американцы нам ничего важного продать не могут. Максимум - снайперку или радиостанции, - сетует Константин Макиенко из Центра анализа стратегий и технологий. - В США есть законодательная норма, по которой любой контракт дороже нескольких десятков миллионов долларов должен быть одобрен Конгрессом, а этого не будет никогда».
Другое дело – европейцы и израильтяне. В ближайшие несколько лет Россия планирует серьезные закупки вооружений в Европе и в Израиле - на эти цели Минобороны собирается потратить не менее 10 млрд. евро. Так, Минобороны решило закупить больше 1,5 тыс. итальянских броневиков IVECO LMV M65 для российской армии.
РФ также заключает контракт с израильской компанией «Израильская авиационная промышленность» (IAI) о лицензионном производстве в России беспилотных летательных аппаратов. Сделка оценивается в 300-400 млн. долларов.
В Германии Москва планирует закупать легкую броню для БТР.
Как отмечают информированные источники, также будут заключены контракты с французскими группами Thales и Safran о поставках дополнительных партий для сборки в России тепловизионных систем и авиационных блоков целеуказания на 300 млн. евро. Кроме того, Минобороны РФ ведет переговоры с корпорацией Safran по закупке партии экипировки «солдата будущего» FELIN для спецназа ГРУ.
Хочется верить, что эта программа не окажется таким же пустоцветом, как во многом ее предшественницы.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs