В ноябре 2024 года в США состоятся шестидесятые по счету выборы президента. Уже сейчас понятно, что к финальному рывку подходят действующий ставленник Демократической партии Джозеф Байден и бывший хозяин Белого дома республиканец Дональд Трамп. В последнее время оба кандидата активизировали персональные атаки друг на друга и одновременно стараются усилить свои позиции среди избирателей и консолидировать партийных функционеров. Трамп видит «главную угрозу американской демократии» в действующем президенте США, а Байден называет главной угрозой страны российского лидера Владимира Путина, перед которым, как он считает, «преклоняется» Трамп. Проблемам, с которыми сталкиваются США во внутренней и внешней политике накануне очередных президентских выборов, был посвящен круглый стол в Москве.
Исполняющий обязанности директора Института США и Канады РАН Сергей Кислицын отметил, что глубокое недовольство текущим положением дел в американском обществе по-прежнему сохраняется, как и раскол на «трампистов» и «байденистов». И, хотя уровень одобрения команды действующего американского президента довольно высок (около 56%), по последним социологическим опросам, 64% респондентов недовольны курсом, который проводит нынешняя администрация. «Пока нельзя сказать, что у Трампа однозначно более выгодные позиции, но ситуация может и поменяться. До выборов еще полгода», - заметил ученый.
Сохраняются проблемы и в экономике. По словам С.Кислицына, несмотря на критику в адрес предшествующей администрации, уже сейчас можно сказать, что США не преодолели кризис, вызванный последствиями пандемии COVID-19. Несмотря на снижение уровня безработицы, ее показатель сейчас составляет 3,8%, что выше, чем в президентство Дональда Трампа. Показатель инфляции сейчас составляют 3,2% (при Трампе она достигала 1%). Высокая инфляция заставляет Федеральный резерв держать достаточно высокую процентную ставку, в диапазоне от 5,25 до 5,5%. Перспектив ее снижения не наблюдается, по крайней мере, до лета 2024 года.
«Высокая процентная ставка тормозит экономический рост и кредитование бизнеса в США. Во всяком случае, американский малый бизнес испытывает достаточно пессимистичные настроения. Если инфляция составляет свыше 3%, то выше этой отметки предсказуемо растут такие критически важные показатели, как автомобильное страхование, медицина и медицинский уход. При этом дешевеет топливо, чего не скажешь про электроэнергию. В этой сфере цены растут быстрее, чем официальные темпы инфляции. Это серьезная проблема», - заметил С.Кислицын.
Правда, команда Байдена может предъявить избирателям новую промышленную политику. Как известно, США сейчас находятся в условиях конкуренции с Китаем. Вашингтону также необходимо также поддерживать свои лидирующие позиции в рамках “коллективного Запада”, и здесь основное преимущество отводится так называемой «индустрии 4.0», или «четвертой промышленной революции». Она в основном сфокусирована на повышении качества автоматизации производства, развитии возобновляемых источников энергии. Достижение этих задач, во-первых, требует значительных государственных вливаний, а, во-вторых, налоговых послаблений, стимулирования бизнеса, занятого в области хайтека. «Администрация Байдена сумела провести ряд законопроектов, которые на ближайшие десять лет должны обеспечить развитие индустрии 4.0. Сейчас наблюдается интересный тренд: европейский бизнес и европейские стартапы начали перетекать в США, поскольку США оказывают большую поддержку предпринимателям. Не факт, что Трамп, если он станет президентом, продолжит в том же формате. Вообще политическая импровизация в США становится нормой, эта норма, в свою очередь, становится прогнозируемой, и она позволяет определенную дихотомию в области экономической политики. Можно предположить, что администрация Трампа будет, вероятно, снижать налогообложение для корпораций, урезать ряд социальных программ, одновременно снизив государственные вливания в экономику», - предположил С.Кислицын.
Кроме того, администрация Байдена в последнее время теряет поддержку расово выраженного электората – афро- и латиноамериканцев. Они испытывают определенное разочарование, в том числе из-за того что она дала ряд серьезных обещаний по улучшению их позиций. «Эти обещания выполнены не были, даже напротив: мы все видели пиковую фазу миграционного кризиса на границе с Мексикой. Это серьезная проблема, для Демократической партии, известной своими промигрантскими настроениями. Не реагировать на этот кризис они не могут: поток переселенцев, с которым столкнулись Соединенные Штаты, представляет собой угрозу для национальной безопасности страны. Преодоление кризиса подразумевает принятие целого ряда непопулярных мер. Налицо патовая ситуация, которая сильно бьет по позициям нынешних хозяев Белого дома. Впрочем, расовые и этнические меньшинства вскоре могут перестать быть таковыми: по последним прогнозам, при сохранении нынешних тенденций к 2050 году латиноамериканцы превзойдут по численности белое население Соединенных Штатов и станут одной из решающих сил в стране», - подчеркнул С.Кислицын.
Заместитель директора Института США и Канады РАН по научной работе, старший научный сотрудник Андрей Евсеенко посвятил свое выступление современной внешней политике США. Он напомнил, что в постбиполярную эпоху США столкнулись с отсутствием системного всеобъемлющего противника, каким ранее для Вашингтона был Советский Союз, поэтому последние 30 лет происходит постепенная деградация американского внешнеполитического механизма с точки зрения функционирования рациональности принимаемых решений. Кроме того, крупных фигур, равных Генри Киссинджеру или Збигневу Бжезинскому, в нынешней администрации нет. Они не «мыслители», а исполнители, поэтому не стоит ждать, что в Белый дом придут люди, которые воспринимают мир, таким, какой он есть, а не таким каким он, с точки зрения США, обязан быть.
«Внешняя политика США всегда была производной от политики внутренней. Этот тезис справедлив и по отношению к современным ее деятелям, которые еще больше, чем раньше, будут подвержены внутриполитической конъюнктуре. Главная ее специфика состоит в том, что в американском истеблишменте есть стойкий антикитайский и антироссийский консенсус. Поэтому ждать какого-либо перелома в отношениях с Москвой и Пекином не приходится. Правда, Китай воспринимается как новый всеобъемлющий системный соперник, и все ресурсы США, доктринальные документы внешней политики будут сосредотачиваться на глобальном соперничестве с КНР. Если говорить о приоритетах, то особое внимание будет уделяться Азиатско-Тихоокеанскому региону. Этот регион становится сердцем современного мира с точки зрения экономики и производственных мощностей, торговли. В среднесрочной перспективе он вполне может стать новым центром технологий и инноваций. Россия в современной внешней политике США рассматривается как тактическая проблема, а не всеобъемлющий глобальный соперник. Исключение составляют две темы: контроль над вооружениями и украинский конфликт. Эти проблемы и будут занимать какое-либо серьезное внимание», - подчеркнул А.Евсеенко.
Эксперт также добавил, что основной задачей внешней политики США останется сдерживание Китая и России, как новых центров силы, поскольку американский политический истеблишмент не готов отказываться от идеи о том, что только лидерство Соединенных Штатов в современном мире способно обеспечить их безопасность. При этом вступление в прямую военную конфронтацию с Россией или Китаем остается маловероятным, поскольку издержки слишком велики, и прежде всего во внутриполитической сфере. «Американский избиратель все это видел на примере Афганистана и Ирака, и крайне негативно реагирует как на человеческие потери, так и на рост материальных издержек, который неизбежно ведет к росту налоговой нагрузки. Поэтому США будут предпочитать соперничество при помощи прокси-сил в так называемых «серых» зонах, которое позволит снимать с действующей администрации всю ответственность, если что-либо будет происходить не так, как изначально задумывалось», - заключил А.Евсеенко.
С позицией коллеги согласился и Сергей Кислицын. По его словам, России абсолютно безразлично, кто из кандидатов в президенты одержит победу на выборах, поскольку сам этот факт ничего не изменит в текущей системе геополитики.
«Пока США не захотят привести своих союзников к системе безопасности в Европе и принципу неделимости безопасности, серьезных перспектив нет. Пока не поменяются стратегические подходы США, нам предстоит жить при этой аксиоме», - подчеркнул С.Кислицын.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs