ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Что несет человечеству четвертая промышленная революция?

14:11 26.07.2016 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Фото: scoop.it

В Культурном центре ЗИЛ состоялась лекция, посвященная перспективам «четвертой промышленной революции» и ее последствиям для современного человечества.

 

Новый промышленный переворот: архитектура изменений

В последние годы в научных и промышленных кругах Европы и Америки все чаще упоминается термин «четвертая промышленная революция». На Ганноверской выставке-ярмарке, в рамках Всемирного экономического форума в Давосе и ряде других представительных площадок, это понятие все активнее завоевывает своих сторонников. О чем же идет речь?

Вспомним историю. Первая промышленная революция XVII-XIX веков, начавшаяся с изобретения ткацких машин, была основана на механизации производства с использованием воды и мощности пара. За ней последовала вторая, основой которой послужила электроэнергия. Третья, цифровая, началась с использованием информационных технологий и электроники для дальнейшей автоматизации производства.

Лекция открылась выступлением аспиранта Московского физико-технического института – государственного университета (МФТИ), сотрудника кафедры нанометрологии и наноматериалов Степана Лисовского. Как считает ученыйо промышленной революции можно говорить с разных позиций, имея в виду как технологии, так и масштабные социальные и культурные изменения, которые она несет с собой. Наконец, существует множество определений понятия «четвертая промышленная революция», в каждом из которых по-разному расставляются акценты и подразумеваются различные технологические подходы. В качестве синонимов употребляются термины «индустрия 4.0»[1], «интернет вещей», «роботизированное производство».

Термин «Интернет вещей» изначально был введен в 1999 году бренд-менеджером компании «Проктер энд гэмбл» Кевином Эштоном. Согласно его мнению, при тесной интеграции реального и виртуального миров происходит взаимодействие между людьми и устройствами. Таким образом, Интернет вещей можно рассматривать как своеобразную «сеть сетей», в которой небольшие и малосвязанные сети образуют более крупные, а взаимодействие между их элементами не обязательно предполагает участие человека. Правда, для осуществления более высокой степени интеграции – взаимодействия непосредственно между вещами и устройствами – необходим единый язык. По мнению большинства исследователей, помочь реализовать данную концепцию могут две технологии: радиочастотная идентификация и беспроводные сенсорные сети. Под беспроводной сенсорной сетью подразумевается распределенное, самоорганизующееся множество датчиков или сенсоров, объединенных между собой посредством радиоканала.

Не меньше вопросов вызывает и перспектива фактической автономности вещей, то есть получения энергии от окружающей среды, а не от батарей, как сейчас. Возникает необходимость и радиочастотной идентификации, то есть метода автоматической идентификации объекта, при котором посредством радиосигнала записываются или считываются данные, хранящиеся в так называемых транспондерах, или RFI-метках. В принципе такая технология может использоваться для отслеживания состояния некоторых объектов и получения небольшой информации о них и применяться при использовании бытовой техники. Считается, что переход от «интернета людей» к «интернету вещей» произошел в 2008-2009 годах, когда, по данным американской транснациональной компании Cisco, количество подключенных к сети предметов превысило количество людей.

В IT-сфере и маркетинге получил распространение и термин Big data («большие данные»), под которым подразумевается совокупность методов анализа огромных баз данных, или информации, которая не поддается обработке классическими способами по причине ее значительного объема. В свою очередь, нелинейные трансформации интернет-пространства предполагают наличие алгоритмов машинного обучения, которые отвечают  за моделирование высокоуровневых абстракций при обработке данных. Такой набор алгоритмов получил название «глубинного обучения» или deep learning. В своей совокупности «интернет вещей», технологии Big data и deep learning ведут к четвертой промышленной революции, или «индустрии 4.0», предполагающей внедрение киберфизических систем и персонализированного производства. Самыми яркими примерами таких систем могут быть названы роботы, так называемые «умные дома», имплантанты, используемые в медицине, самоуправляемые автомобили, роботы и беспилотные самолеты.

Характерными явлениями «четвертой промышленной революции» Могут быть названы «умные» дома, Беспилотники, роботы, использование медицинских имплантантов.

Таким образом, начиная с третьей промышленной революции, идет внедрение в повседневную человеческую жизнь промышленной информации при помощи разнообразных сенсоров и датчиков, ее осмысление (Big data, deep learning) и проецирование (3D-печать, управление системами), а также интеграция («интернет вещей» и индустрия 4.0).

Считается, что «четвертая промышленная революция» в корне изменит само промышленное производство, поскольку каждый объект будет самостоятельно определять, какую работу необходимо выполнить на определенном этапе. Это позволит переходить от жесткого централизованного производственного контроля к децентрализованному устройству предприятий, и одновременно просчитывать возможности оптимального использования ресурсов. Создание так называемых умных машин и универсальных модульных платформ на практике будут способствовать максимальному приближению производственных процессов к нуждам конкретного потребителя. Можно сказать, что мир начнет вращаться вокруг человека.

 

Человек перед вызовами нового технологического уклада

Все это не означает, что новый промышленный переворот не несет с собой вызовы и угрозы. Напротив, человечество, получив в свои руки подобное оружие, столкнется с многочисленными вызовами, а мир вполне может стать опаснее, чем прежде. Наиболее тревожными тенденциями станет почти полное исчезновение среднего класса, а также сопротивление изменениям людей, не готовых к подобным преобразованиям. Возрастет дестабилизация политических систем, тяготеющих к консерватизму и закрытости, а также доминирование экономик развитых стран над развивающимися. Угроза кибертерроризма и фундаментализма, порожденная глобальным противоречием между Севером и Югом, будет актуальна как никогда.

Внедрение «индустрии 4.0» усилит угрозу кибертерроризма и фундаментализма, а также будет способствовать еще большему доминированию экономик развитых стран над развивающимися.

Образно говоря, в условиях размывания границ между физическим и виртуальным миром человек все больше открыт не только для прогресса, но и для манипулирования, своеобразного «считывания». Тотальная оцифровка и использование огромных баз данных должны привести к необходимости совершенствования средств защиты личной информации, а значит, сегрегация в человеческом обществе (как добровольная – через потребление, так и принудительная) будет не снижаться, а усиливаться. При этом цифровой характер удовлетворения потребностей будет формировать особого человека, во многом не похожего на своих предшественников. Станет ли его появление свидетельством роста совершенства человеческого общества, формирования искусственного интеллекта или подтвердится правота авторов многочисленных антиутопий? В любом случае, мир меняется на наших глазах и нужно быть готовыми к любым неожиданностям.

 


[1] Индустрия 4.0. – термин, который возник стараниями рабочей группы научно-исследовательского альянса германских исследователей , бизнесменов и общественных деятелей по разработке стратегических принципов высокотехнологичного производства.. Этот альянс был создан федеральным министерством образования и научных исследований ФРГ. В его состав вошли известные ученые-физики: Хеннинг Кагерманн, Вольфганг Вальстер, Вольф-Дитер Лукас, Август-Вильгельм Шеер. На Ганноверской ярмарке 2011 года они заявили, что Германия призвана сыграть ведущую роль в формировании нового промышленного уклада. Для достижения этой цели и для ускорения интернетизации производственных линий ими была разработана стратегия развития промышленности «Платформа Индустрии 4.0» и государственная программа «Промышленность 4.0». Аналогичные программы действуют в Нидерландах, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, В США с этой же целью с 2014 года действует Консорциум промышленного интернета, задачей которой является устранение барьеров для интеграции физической и цифровой среды и создание так называемой умной платформы для промышленных IT-приложений. См. об этом подробнее: Шеер А.-В. Что скрывается за термином «Индустрия 4.0» http://www.i-love-bpm.ru/sсheer/chto-skryvaetsya-za-terminom-industriya-40; Вальстер В. Индустрия 4.0: промышленные процессы будущего http://www.up-pro.ru/library/opinion/industriya-4.0.html.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати