ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Москва не признаёт односторонних действий США на шельфе

10:32 03.04.2024 • Андрей Кадомцев, политолог

Как сообщило Министерство иностранных дел РФ, «Россия направила США демарш в связи с изменением Вашингтоном внешних границ своего континентального шельфа».[i] Что за этим стоит?

В течение третьей декады марта, на Ямайке, прошли заседания Совета Международного органа по морскому дну (МОМД). Данная структура, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, «является межправительственной организацией, через посредство которой ее участники организуют и контролируют деятельность в глубоководных районах морского дна за пределами национальной юрисдикции, особенно в целях управления минеральными ресурсами этих районов».[ii] В ходе мероприятий МОМД, делегация Российской Федерации выступила с заявлением о том, что Москва не признает заявление США от декабря 2023 года о расширении внешних границ континентального шельфа за пределами зоны в 200 морских миль от берега в семи районах Мирового океана.

Напомним, что 19 декабря прошлого года Госдепартамент США объявил[iii], что Соединенные Штаты расширили границы континентального шельфа, который относят к национальной юрисдикции. Теперь американские власти рассматривают дополнительно более 1 миллиона квадратных километров морского дна в Тихом, Атлантическом, Северном Ледовитом океанах, а также в Беринговом море, как находящиеся под своим суверенитетом. Речь идет о крупнейшем расширении площади морских притязаний Америки с момента формирования исключительной экономической зоны США в 1983 году.

Складывается впечатление, что Вашингтон пытается использовать в своих интересах лакуны, имеющиеся в международном праве. «Новые» территории морского дна, на которые претендуют американцы, относятся к т.н. «расширенному континентальному шельфу» (extended continental shelf, ECS). Речь идет о части шельфа за пределами 200 морских миль от побережья. Следует отметить, что поверхность моря над шельфом этого типа остаётся международными водами. Самая крупная часть «приращения» расположена в Арктике и Беринговом море, к северу от залива Прудо-Бей, и охватывает участки морского дна, известные как шельф Чукотского моря и Канадская котловина.

В качестве формального обоснования американских притязаний, Госдепартамент ссылается на Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, UNCLOS. Которую, к слову, сами США до сих пор не ратифицировали. Согласно Конвенции, понятие «континентальный шельф» включает как географический мелководный шельф, так и «подводную окраину материка, включая материковый склон и подножие». При этом Конвенция 1982 года не содержит исчерпывающих критериев точного определения внешних границ континентального шельфа каждого государства.

С одной стороны, статья 76 устанавливает предельные расстояния для установления национальных границ континентального шельфа, которые определяются в соответствии с критериями, перечисленными в статье. Лимит составляет либо «не далее 350 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 метров».[iv]

С другой, согласно той же статье 76, точная граница континентального шельфа за пределами 200 миль в каждом конкретном случае должна определяться на основании ряда сложных формул, параметрами в которых выступают данные гидрографического, геологического и геодезического характера. По словам бывшего члена Комиссии ООН по границам континентального шельфа Ю. Б. Казмина - научные критерии, на основании которых должны определяться внешние границы континентального шельфа каждой страны, «могут интерпретироваться и толковаться неоднозначно». А Конвенция 1982 года не содержит «каких-либо определений этих критериев».

С целью разрешения указанного противоречия при определении границ континентального шельфа государств за пределами 200 миль, Конвенция учредила специальный международный научный орган - «Комиссию по границам континентального шельфа», которая действует при штаб-квартире ООН. Согласно Конвенции, прибрежные государства должны подавать в Комиссию заявки для определения указанных границ, обоснованные данными геологических, гидрографических и геодезических изысканий. После рассмотрения заявок, которое может длиться годами, Комиссия выносит свои рекомендации. «Границы шельфа за пределами 200 морских миль, устанавливаемые прибрежным государством на основе таких указанных рекомендаций, и являются окончательными и для всех - обязательными. Таким образом, хотя границы устанавливаются самими государствами, а не Комиссией, роль последней является определяющей в установлении внешней границы континентального шельфа».[v]

Соединенные Штаты не участвуют в Конвенции 1982 года. По меткому замечанию российского исследователя О.В. Теребова, «США занимают самую удобную позицию, не связывая себя какими-либо вытекающими из неё обязательствами, но пользуются преимуществами, ею предоставляемыми. Такое позиционирование носит потенциально дестабилизирующий характер, в частности, оставляя Соединённым Штатам возможность открыто не признавать какие-либо решения органов, созданных в соответствии с Конвенцией», отмечал он в 2019 году.[vi]

Вот и в нынешнем случае, мотивируя свое решение о расширении внешних границ континентального шельфа, Госдепартамент США заявляет, что Америка определила свои границы расширенного континентального шельфа «в соответствии с обычным международным правом, как это отражено в соответствующих положениях Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года и Научно-технических руководствах Комиссии по границам континентального шельфа».[vii] Вместе с тем, не участие в UNCLOS умышленно освобождает США от необходимости обратиться в Комиссию по границам континентального шельфа с заявкой на подтверждение своих претензий на часть морского дна. В результате, единственным легальным механизмом урегулирования вопросов разграничения границ континентального шельфа, доступным Соединенным Штатам, остаются двусторонние договоренности с другими государствами.

На часть территорий, произвольно «приписанных» себе в прошлом году США, претендуют также Россия и Канада. В декабрьском заявлении Госдепартамента говорится, что «новые» участки американского шельфа «частично пересекаются» только с некоторыми зонами на шельфе Багамских островов, Канады и Японии. Госдепартамент признает необходимость «в будущем» урегулировать с этими странами вопросы разграничения границ на море. «В других районах», по утверждению американских дипломатов, Вашингтон уже установил границы расширенного континентального шельфа - «в том числе с… Россией».[viii]

В новейшее время переговоры о разграничении экономических зон в Чукотском и Беринговом морях, а также в Беринговом проливе начались между СССР и США в 1977 году. Поскольку после того, как обе страны ввели 200-мильные (350 км) экономические зоны, выяснилось, что их границы накладывались друг на друга. Стороны обменялись нотами, фиксировавшими линию разграничения, при согласовании которой Москва пошла на некоторые территориальные уступки.

Однако позже оказалось, что советская и американская стороны проводили одну и ту же линию разными способами. В 1984 году в СССР был принят указ об экономической зоне, касающийся уже и морского дна. США, в свою очередь, предложили распространить переговоры также и на шельф. В июне 1990 года было подписано Соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств («Соглашение Бейкера – Шеварднадзе»). Соглашение ратифицировано США, но не Россией, поскольку критики документа считают его крайне невыгодным для Москвы. В настоящее время документ применяется «на временной основе». Согласно статье 2 Соглашения, «линия разграничения морских пространств идет на север по меридиану 168 градусов 58 минут 37 секунд западной долготы через Берингов пролив и Чукотское море по Северному Ледовитому океану, насколько допускается по международному праву».[ix]

По мнению западных комментаторов, причины нынешнего демарша Вашингтона носят преимущественно экономический характер. Речь идет о добыче полезных ископаемых на больших глубинах. По предварительным данным, участки шельфа, на которые претендуют США, содержит порядка 50 полезных ископаемых, востребованных в отраслях новой экономики. Речь идет о конкрециях, богатых минералами «стратегической важности», включая литий, а также редкоземельными элементами, необходимыми для целого ряда современных отраслей промышленности: начиная от «зеленой» энергетики и заканчивая полупроводниками, используемыми при создании вычислительных мощностей для систем искусственного интеллекта. По убеждению российских наблюдателей, не менее, если не более, важным мотивом для Соединенных Штатов остается стремление к сохранению «свободы военной деятельности в Арктическом регионе». «В условиях напряжённых отношений с Россией, США, как правило, возвращаются к практике и методам действий времён холодной войны».[x]

В данном контексте, отказ ратифицировать Конвенцию ООН 1982 года позволяет США неограниченно долгое время «изучать» геологические характеристики подводных окраин материка вдоль своих границ. Затем, при необходимости, Вашингтон может, наконец, ратифицировать Конвенцию. И получить 10-летний срок для подачи всех необходимых формальных заявок, обосновывающих его претензии на расширенный континентальный шельф. Тем временем, 10-летнее «окно» для подачи аналогичных заявок другими странами, уже давно присоединившимися к Конвенции, в большинстве случаев истекло еще в 2009 году.

Действия США по расширению зоны своего континентального шельфа, носят односторонний и несогласованный характер. Россия решительно выступает против подобных практик, идущих в разрез с законными интересами других стран и всего международного сообщества.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[i] https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1940717/

[ii] https://www.un.org/ru/law/lawsea/seabed/

[iii] https://www.state.gov/announcement-of-u-s-extended-continental-shelf-outer-limits/

[iv] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121270/bda24134330612f33e8f62ac2d26ebc0628b287f/

[v] https://interaffairs.ru/jauthor/material/199

[vi] См. «Арктическая политика США и интересы России: прошлое, настоящее, будущее» / Теребов О.В.; Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт США и Канады РАН. М.: Изд-во «Весь Мир», 2019.

[vii] https://interaffairs.ru/news/show/45233

[viii] https://www.state.gov/announcement-of-u-s-extended-continental-shelf-outer-limits-2/

[ix] https://ria.ru/20231225/ssha-1917940053.html

[x] http://vestnikieran.instituteofeurope.ru/images/Zhuravel42020.pdf

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати