В последнее время в международном плане стала весьма актуальной тема установления внешней границы континентального шельфа. Этот процесс является заключительным этапом установления прибрежными государствами внешних границ морских районов, попадающих под национальную юрисдикцию в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года (далее - Конвенция 1982 г.).

Если для территориального моря, прилежащей зоны и исключительной экономической зоны максимальная допустимая ширина предусмотрена в самой Конвенции 1982 года, то для определения внешней границы континентального шельфа Конвенция 1982 года отвела прибрежным государствам десятилетний срок со дня ратификации, который для большинства государств истек в мае 2009 года. Этим объясняется активная деятельность многих государств по исследованиям своего континентального шельфа в последнее десятилетие с целью подготовки заявок*(*Здесь и далее в статье термин "заявка" используется вместо термина "представление", применяемого в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.) на установление внешней границы континентального шельфа в Комиссию ООН по границам континентального шельфа. На данный момент в Комиссию подана 51 заявка, на рассмотрение которых уйдет не менее десяти лет.

Понятие "континентального шельфа" в науках о Земле и международном праве

В ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУКАХ О ЗЕМЛЕ (география, геология, океанология и океанография) континентальным шельфом называют один из элементов морского дна, входящий в состав подводной окраины материков (материковой окраины). Подводная окраина материков является переходной зоной от континента к глубоководному морскому дну и, как правило, состоит из трех элементов: континентального шельфа, континентального склона и континентального подъема. Она может быть осложнена примыкающими к ней подводными хребтами, плато, поднятиями, банками, отрогами и другими возвышенностями. Континентальный шельф является самой верхней частью подводной окраины материка и представляет собой пологое выровненное продолжение континента под водой до крутого обрыва морского дна в сторону моря, ниже которого начинается континентальный склон. Шельф, как правило, мелководный – до 200-500 м глубины.

А вот континентальный склон, в который переходит шельф на этих глубинах, может простираться до глубин моря в 2500-3500 м у своего основания. Примыкающий к основанию склона континентальный подъем может простираться до глубин моря в 4-5 км. Континентальный подъем, как правило, широко развит и резко выражен в районах морского дна, примыкающих к крупным рекам. Так, например, в районе устья реки Ганг осадки, выносимые этой рекой в течение длительного времени, образовали континентальный подъем с толщиной осадков более 3-4 км, который занимает обширные площади в Бенгальском заливе за пределами 200 морских миль от берега. Во многих случаях явно выраженный континентальный подъем отсутствует, и континентальный склон переходит в глубоководное (абиссальное) дно океанов с глубинами моря более 3-4 км. Геолого-геофизическими исследованиями в 60-70-х годах прошлого века было установлено, что все эти элементы континентальной окраины могут быть сложены осадочными породами и обладать существенным потенциалом для нахождения месторождений нефти и газа, невзирая на большую глубину моря.

В международном праве континентальный шельф означает район морского дна и его недра, простирающийся от внешней границы территориального моря на всем протяжении естественного продолжения сухопутной территории прибрежного государства, в пределах которого это государство осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки его природных ресурсов.

Впервые в международном праве правовой статус континентального шельфа и права государств в его пределах были закреплены в Женевской конвенции 1958 года о континентальном шельфе. Существенным недостатком Конвенции 1958 года было отсутствие определения внешних пределов континентального шельфа. По Конвенции, термин "континентальный шельф" употреблялся к морскому дну "подводных районов, примыкающих к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря, до глубины
200 метров или за этим пределом до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов". Иными словами, в Женевской конвенции 1958 года в основе определения внешних пределов континентального шельфа лежат критерии незначительной глубины вод, покрывающих шельф (200 м), расположение его вблизи берега (примыкание) и критерий возможности разработки ресурсов. В целом в Женевской конвенции 1958 года о континентальном шельфе, понятие "континентального шельфа", как института международного права, совпадало с географическим или геологическим понятием шельфа.

Появившиеся во второй половине ХХ века возможности эксплуатации ресурсов морского дна на больших глубинах вызвали необходимость определения более конкретных границ континентального шельфа. Это и было сделано в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, которая была принята в 1982 году и вступила в силу в 1994 году. Россия ратифицировала Конвенцию в 1997 году. В настоящее время участниками Конвенции являются 160 стран, включая большинство ведущих морских развитых государств, за исключением США.

Континентальный шельф в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года

ПРАВОВОЙ СТАТУС континентального шельфа и объем прав государств в отношении его ресурсов практически были перенесены почти полностью из Женевской конвенции 1958 года о континентальном шельфе. Конвенция ООН 1982 года впервые установила внешнюю границу континентального шельфа и существенно расширила юрисдикцию прибрежного государства в отношении разведки и эксплуатации минеральных ресурсов морского дна, предоставив ему такие права не только на географическом шельфе, но также и в пределах всей подводной окраины материка.

Термин "континентальный шельф", по Конвенции ООН 1982 года, является юридическим понятием, поскольку такой "юридический" континентальный шельф прибрежного государства теперь включает не только географический мелководный шельф, но также всю подводную окраину материка, включая материковый склон и подножие. Практически граница такого "юридического" континентального шельфа, где прибрежное государство имеет права на минеральные ресурсы, отодвинута до глубин моря в 2,5-4 км.

При этом если материковая окраина у прибрежного государства расположена ближе 200 морских миль, то оно имеет юрисдикцию в отношении минеральных ресурсов в пределах всей 200-мильной зоны. Если же подводная окраина материка простирается далее
200 морских миль, то прибрежное государство распространяет свои права на минеральные ресурсы и за пределы 200-мильной экономической зоны до внешней границы подводной материковой окраины.

Статья 76 Конвенции 1982 года содержит ряд формул, по которым должна определяться граница подводной окраины материка, то есть граница юридического континентального шельфа, основывающаяся на географических и геологических критериях, в частности положения подножия континентального склона, а также мощности осадочных пород на морском дне и непрерывности осадочного чехла.

По Конвенции 1982 года, можно относить к материковой окраине, а следовательно, к юридическому шельфу, и подводные поднятия, и хребты, если будет доказано их континентальное происхождение и принадлежность к естественным компонентам подводной окраины материка.

В соответствии с указанной конвенцией при установлении внешней границы подводной окраины материка за пределами 200-мильной зоны прибрежное государство использует батиметрические и геологические критерии.

Данные батиметрии касаются определения рельефа морского дна, выявления подножия континентального склона и установления местоположения и конфигурации 2500-метровой изобаты. По батиметрическим и геоморфологическим данным, подножие континентального склона определяется в точках максимального изменения уклона в основании континентального склона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Юридический континентальный шельф по Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

 

Граница континентальной окраины определяется либо на расстоянии 60 морских миль от подножия континентального склона, либо в точках, где мощность осадочного слоя составляет 1% ближайшего расстояния до подножия континентального склона.

Однако статьей 76 Конвенции 1982 года предусмотрены и дистанционные лимиты, за пределы которых не может выходить континентальная окраина, определенная по упомянутым выше критериям. Таких лимитов два: либо это расстояние 350 морских миль от берега (точнее, от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря), либо расстояние в 100 морских миль от изобаты 2500 м (линии, соединяющей точки с глубинами воды в 2500 м). К подводным хребтам применяется только 350-мильный лимит.

Следует отметить, что в статье 76 Конвенции 1982 года имеется специальное положение, предусматривающее, что подводная окраина материка (то есть юридический континентальный шельф) не включает в себя "дна океана на больших глубинах, в том числе его океанические хребты или его недра". Данное положение было специально предусмотрено с учетом специфики строения морского дна Мирового океана с тем, чтобы исключить возможность включения в континентальные окраины так называемых срединно-океанических хребтов.

Срединно-океанические хребты расположены во всех океанах и имеют общую протяженность 55 000 км. Они образуются в результате интенсивной вулканической деятельности в зонах "спрединга" (растяжения или раздвигания) земной коры. Расположены они на границах литосферных плит Земли, в состав которых входят континенты и океаническая кора дна океанов. Классическим примером такого хребта может служить Срединно-Атлантический хребет, протягивающийся через весь Атлантический океан с юга на север - от Антарктики через Исландию в Северный Ледовитый океан, где его северным окончанием является хребет Гаккеля.

Таким образом, внешняя граница юридического континентального шельфа за пределами 200 миль должна определяться на основе целого ряда содержащихся в статье 76 формул, которые базируются на научных критериях, которые могут интерпретироваться и толковаться неоднозначно. Тем более что в Конвенции 1982 года не содержится каких-либо определений этих критериев. В связи с этим Конвенция пошла по пути создания специального международного научного органа, наделенного полномочиями проверять правильность применения научных критериев конвенции государствами при определении границы своего континентального шельфа за пределами 200 миль. Таким органом является Комиссия по границам континентального шельфа, функционирующая в штаб-квартире ООН. Состоит она из 21 члена, которые являются ведущими специалистами в области геологии, геофизики или гидрографии, выбираемыми всеми государствами - участниками Конвенции 1982 года (на настоящее время их 160) тайным голосованием из числа своих граждан сроком на пять лет*(*От России членом Комиссии с 1997 г. по настоящее время является Ю.Б. Казмин).

Члены Комиссии действуют в личном качестве как профессионалы при исполнении своих функций.

По Конвенции 1982 года прибрежное государство должно направлять данные о заявляемых границах континентального шельфа через Генерального секретаря ООН в указанную Комиссию на ее рассмотрение. Комиссия выносит рекомендации по заявляемым границам. Границы шельфа за пределами 200 морских миль, устанавливаемые прибрежным государством на основе указанных рекомендаций, являются окончательными и для всех обязательными. Таким образом, хотя границы устанавливаются самими государствами, а не Комиссией, роль последней является определяющей в установлении внешней границы континентального шельфа.

Разработка концепции внешней границы российского континентального шельфа в Арктике

РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ внешней границы российского континентального шельфа в Арктике проводилась в конце 1990-х годов. В ноябре 1995 года (еще до ратификации Россией Конвенции 1982 г.) вступил в силу Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации", который предусматривает (ст. 1) метод установления внешней границы континентального шельфа, заимствованный из Конвенции 1982 года. В законе, в частности, говорится, что, "если подводная окраина материка простирается на расстояние более 200 морских миль от указанных исходных линий, внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины материка, определяемой в соответствии с нормами международного права".

Принцип установления внешней границы юридического континентального шельфа по внешней границе подводной окраины материка был впервые закреплен в качестве нормы международного права в Конвенции 1982 года. И именно только эта конвенция содержит нормы, касающиеся определения границы подводной окраины. 26 февраля 1997 года Россия ратифицировала Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года. Таким образом, для России единственным международно-правовым документом по вопросам внешней границы и режима континентального шельфа является Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, принципы которой отражены в Федеральном законе "О континентальном шельфе Российской Федерации".

 

 

Рис. 2. Рельеф дна Северного Ледовитого океана

Рельеф морского дна Арктического бассейна. Разработка концепции внешней границы российского континентального шельфа в Арктике проводилась с учетом особенностей рельефа морского дна Северного Ледовитого океана. Как видно на рисунке 2, дно Северного Ледовитого океана характеризуется наличием широкого мелководного географического шельфа в пределах арктических окраинных морей Российской Федерации (показаны желто-зеленым цветом). Северо-восточнее архипелагов Шпицберген, Земля Франца-Иосифа и Северной Земля расположено глубоководное океаническое дно (бассейны Нансена и Амундсена), пересекаемое в юго-восточном направлении океаническим хребтом Гаккеля. Последний сложен вулканическими породами и является самым северным окончанием Срединно-Атлантического океанического хребта, который, по конвенции, не должен включаться в континентальный шельф. Хребет Гаккеля затухает в северной части моря Лаптевых.

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. Элементы рельефа морского дна в районе поднятия Менделеева

 

Северо-восточнее располагается подводный хребет Ломоносова, протягивающийся от российской континентальной окраины до континентальной окраины Гренландии. К северо-востоку, параллельно хребту Ломоносова, от российской окраины материка до подводной окраины Канадского Арктического архипелага протягивается поднятие Менделеева, которое в канадском секторе носит название хребта Альфа. Между хребтом Ломоносова и поднятием Менделеева расположены бассейны Макарова и Подводников,

генетически связанные с развитием окружающих их упомянутых подводных поднятий. В восточной части Арктического бассейна располагается глубоководное океаническое дно Канадской котловины, примыкающей к берегам Канады и Аляски. На юге этой котловины к северо-востоку от поднятия Менделеева расположено Чукотское плато, являющееся частью подводной окраины Аляски (рис.3).

Концепция арктического сектора. При разработке концепции внешней границы российского континентального шельфа рассматривался вариант отнесения к континентальному шельфу России всей площади морского дна в пределах так называемого "российского арктического сектора".

Концепция секторального принципа разделения арктических территорий среди пяти приполярных государств, а именно России, США, Канады, Дании и Норвегии сложилась еще в 20-х годах прошлого столетия с целью исключить из действия общих норм международного права покрытые льдом районы, представляющие особое значение для приарктических стран.

Первые шаги по закреплению за собой арктического сектора были предприняты еще в 1909 году Канадой, однако в последнее время, в частности при определении своего шельфа в Арктике, канадцы отошли от секторального принципа.

Так называемый "российский полярный сектор", который показан на всех географических картах, обозначает район Северного Ледовитого океана, в котором в соответствии с постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года были объявлены территорией СССР "все как открытые, так и могущие быть открытыми в дальнейшем земли и острова". Принадлежность морских пространств данным постановлением не определялась. Следовательно, и принадлежность морских пространств России в переделах указанного сектора никем в мире не признавалась. Об этом свидетельствовал ход переговоров разграничения морских пространств в Баренцевом море, проводимых с начала 1970-х годов, где Норвегия отстаивала принцип разграничения по "срединной (равноудаленной) линии". Норма секторального разделения морских пространств и морского дна в Арктике не нашла своего подтверждения в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, поэтому отнесение всего морского дна арктического сектора к российскому континентальному шельфу противоречило бы нормам международного права.

Абстрагируясь от правомерности секторального принципа, отметим, что применение его к морскому дну Арктического бассейна требовало бы согласия и единой позиции всех пяти приарктических государств по данному вопросу. Неофициальный зондаж, проведенный в начале 1990-х годов, показал, что все наши арктические партнеры отойдут от секторального принципа и пойдут по пути установления внешней границы континентального шельфа в Арктике в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года. Это нашло свое подтверждение в дальнейших действиях этих стран.

Норвегия, ратифицировавшая Конвенцию ООН по морскому праву еще в 1996 году, подала в 2006 году свою заявку на установление внешней границы континентального шельфа в Арктике по статье 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, исключив хребет Гаккеля. Секторальный принцип не признает, отстаивает разграничение шельфа по срединной линии. Заявка была одобрена в марте 2009 года.

Канада ратифицировала Конвенцию ООН в 2003 году. Начала в 2005 году исследования по установлению внешней границы своего континентального шельфа в Арктике строго по статье 76 конвенции, оставляя часть Канадской котловины в Международном районе морского дна за пределами континентального шельфа. В разграничении морского дна с Данией придерживается срединной линии.

Дания ратифицировала Конвенцию ООН в 2004 году. Начала исследования по определению внешней границы своего шельфа по статье 76 Конвенции с намерением включить в свой континентальный шельф примыкающую к Гренландии часть хребта Ломоносова и морское дно на Северном полюсе. Секторальный принцип не признает. Отстаивает разграничение по срединной линии - в этом случае дно под Северным полюсом отходит к Дании. Судя по совместной программе исследований Дании и Канады, разграничение континентального шельфа между ними в Арктике проводится по срединной линии.

США до настоящего времени не являются участниками Конвенции 1982 года, однако исходят из необходимости строгого соблюдения норм статьи 76 этой конвенции при определении внешней границы континентального шельфа. В частности, в ноте Госдепартамента США заместителю Генерального секретаря ООН от 28 февраля 2002 года в связи с российской заявкой говорится: "Правительство США считает необходимым подчеркнуть важность поддержания стабильности отношений в океанах и соблюдения положений статьи 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года".

В свете вышеизложенного вполне очевидно, что включение в континентальный шельф всего морского дна в пределах российского арктического сектора противоречило бы нормам международного права, содержащимся в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, и практически не было реальным в связи с позицией всех других приарктических государств.

Применение норм Женевской конвенции 1958 года о континентальном шельфе также не было возможным и целесообразным. Во-первых, в статье 311 Конвенции 1982 года говорится, что эта конвенция имеет преимущественную силу в отношениях между государствами-участниками перед Женевской конвенцией 1958 года. Во-вторых, содержащийся в Женевской конвенции критерий отнесения к юридическому шельфу только районов географического шельфа, примыкающих к берегу, исключал возможность включения в российский континентальный шельф морского дна в пределах поднятий Ломоносова и Менделеева.

В то же время Конвенция 1982 года создавала правовые реалии для включения в наш континентальный шельф районы хребта Ломоносова и поднятия Менделеева до Северного полюса при условии, что на основе научных данных будет доказана принадлежность этих подводных поднятий к естественным компонентам российской материковой окраины.

В результате изложенного выше анализа, при разработке концепции российского континентального шельфа в Арктике были использованы критерии Конвенции 1982 года таким образом, чтобы сохранить большую часть морского дна в пределах российского сектора до Северного полюса, исключив из него только океанический хребет Гаккеля, поскольку в соответствии с пунктом 3 статьи 76 Конвенции 1982 года подводная окраина материка (то есть юридический континентальный шельф) "не включает дна океана на больших глубинах, в том числе его океанические хребты или его недра".

Одновременно в качестве меридиональных ограничений российского арктического шельфа используются границы российского арктического сектора. Однако следует отдавать себе отчет, что эти секторальные границы являются фактически линиями разграничения с соседними государствами и будут окончательно установлены только по результатам переговоров с Норвегией, Данией и Канадой и ратификации договора с США от 1990 года.

Концепция внешней границы континентального шельфа России в Арктике была рассмотрена и одобрена на заседании правительства Российской Федерации в марте 2000 года.

Заявка России на установление внешней границы континентального шельфа в Арктике

ВО ИСПОЛНЕНИЕ распоряжения правительства Российской Федерации, Министерство природных ресурсов (МПР) России совместно с Минобороны России и МИД России подготовили заявку (представление) на установление внешней границы континентального шельфа Российской Федерации за пределами 200 морских миль в соответствии с Конвенцией 1982 года.

Заявка является полной и представлена в отношении районов Баренцева моря, Арктического бассейна, Берингова моря и Охотского моря. В настоящей статье приводится анализ нашей заявки только в отношении Арктического бассейна.

Российская Федерация направила заявку в Комиссию по границам континентального шельфа через Генерального секретаря ООН 20 декабря 2001 года. В дополнение к заявке РФ комиссия получила через Генерального секретаря ООН пять вербальных нот по российской заявке - от правительств Канады, Дании, Японии, Норвегии и США. Заявка была переведена в Секретариате ООН с русского на английский язык и передана десятой сессии комиссии, которая проходила с 25 марта по 12 апреля 2002 года. На этой же сессии была создана Подкомиссия по рассмотрению российской заявки, которая за период с 1 по 12 апреля собиралась 20 раз. Шесть заседаний состоялись между 1 и 8 апреля 2002 года и были посвящены консультациям, проводившимся в форме ответов и вопросов между членами подкомиссии и группой экспертов российской делегации. Всего в ходе рассмотрения заявки было задано 36 вопросов, на которые группа российских экспертов дала письменные ответы (в переводе на английский язык, выполненном Секретариатом). В дополнение к основной заявке Российская Федерация, по запросу Комиссии, дважды представляла дополнительные материалы как во время десятой сессии, так и 15 мая 2002 года.

В период между десятой и одиннадцатой регулярными сессиями комиссии подкомиссия провела без участия российской делегации свои заседания в течение недели в июне 2002 года с целью рассмотреть новые представленные материалы и окончательно сформулировать рекомендации. По завершении этой работы подкомиссия представила окончательные рекомендации комиссии, которая рассмотрела проект рекомендаций, подготовленный подкомиссией, на своей 11-й сессии (24-28 июня 2002 г.). Российская делегация не была ознакомлена с проектом рекомендаций, подготовленных подкомиссией. При рассмотрении на пленуме комиссии рекомендаций по заявке России российская делегация не была допущена на заседания комиссии (решение об этом было принято путем тайного голосования в комиссии). После обсуждения проекта рекомендаций комиссия внесла в документ поправки и изменения и утвердила его 27 июня 2002 года.

 

 

 

Рис. 4. Континентальный шельф в Арктике по российской заявке (схема из"Резюме" заявки)

Заявляемый район российского континентального шельфа в Арктике показан на рисунках 4 и 5.

 

 

Внешняя граница российского континентального шельфа в Арктике за пределами 200 миль установлена в заявке в соответствии со статьей 76 Конвенции 1982 года. В юридический континентальный шельф России включены географический шельф, континентальный склон и континентальный подъем, примыкающие к материку и хребтам Ломоносова и Менделеева, а также сами эти хребты в пределах российского сектора до Северного полюса.

Следует еще раз напомнить, что по Конвенции 1982 года заявка подается только на юридический континентальный шельф за пределами 200 морских миль от берега (по языку конвенции от "исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря"). В пределах 200-мильной зоны государство уже имеет суверенные права на все виды ресурсов по режиму исключительной экономической зоны, а на минеральные ресурсы – автоматически по положениям статьи 76 Конвенции 1982 года.

На рисунке 5 желтым цветом показан участок морского дна, заявляемый в качестве континентального шельфа России в основном в глубоководной части Северного Ледовитого океана.

Светло-красным цветом показан участок мелководного шельфа в пределах "анклава" за пределами 200 миль в центральной части Баренцева моря. В результате рассмотрения этой части заявляемого шельфа Комиссия ООН по границам континентального шельфа согласилась с отнесением его к шельфу России. Западная граница заявляемого российского континентального шельфа в этом районе проведена пока по линии российского полярного сектора, однако она будет проходить по линии разграничения морских пространств между Россией и Норвегией. Ее конфигурация будет зависеть от результата переговоров по данному вопросу.

В российский континентальный шельф не включен хребет Гаккеля, являющийся северным окончанием Срединно-Атлантического хребта и являющийся типичным океаническим хребтом, который по Конвенции 1982 года не может включаться в континентальную окраину, то есть юридический континентальный шельф. Это единственный участок морского дна, "вырезанный" из российского арктического сектора.

Восточнее хребта Гаккеля построение внешней границы континентального шельфа базируется на концепции о континентальной природе хребта Ломоносова и возможности трактовки его подножия как подножия континентального склона, являющегося частью подводного продолжения континентальной окраины материка вплоть до Северного полюса.

В приполюсной части заявляемой площади континентального шельфа граница будет проходить по линии, разделяющей континентальный шельф России и континентальный шельф Дании и Канады. Она должна быть определена в ходе соответствующих переговоров, которые предстоит еще провести. Пока эта граница показана по секторальной линии. Отнесение к юридическому континентальному шельфу всей площади морского дна в районе хребта Ломоносова и поднятия Менделеева производится на основе гипотезы о принадлежности этих поднятий к естественным компонентам российской континентальной окраины, а также на основе аналогии строения земной коры котловин Макарова и Подводников с земной корой континента.

Восточная граница заявляемого шельфа совпадает с линией, установленной в соответствии с Соглашением между СССР и США о линии разграничения морских пространств от 1 июня 1990 года (ратифицировано США, однако до настоящего времени Россией не ратифицировано), проходящей по меридиану 168о58´37´´.

Определение внешней границы континентального шельфа осуществлялось по двухступенчатой процедуре, предусмотренной в статье 76 Конвенции 1982 года.

На первом этапе была построена внешняя граница континентальной окраины, для чего определено положение подножия континентального склона (ПКС) вокруг подводных поднятий Ломоносова и Менделеева (рис. 7) в точках максимального изменения уклона в основании этих поднятий. Линия подножия континентального склона показана на рисунке 6.

 

 

 

 

Рис. 6. Контуры подножия континентального склона хребта Ломоносова и поднятия Менделеева

Установление внешней границы континентальной окраины осуществлялось в основном по критерию мощности осадков: то есть в точках, где толщина осадочных пород составляет 1% расстояния от этой точки до ПКС. На отдельных участках использовался критерий 60 миль от ПКС. Это позволило включить в состав российской континентальной окраины глубоководные районы морского дна площадью около 1,2 млн. кв. км. Указанные построения отображены на рисунке 6.

 

Рис. 7. Построения внешней границы континентальной окраины

 

После определения внешней границы континентальной окраины на втором этапе были построены дистанционные лимиты, "обрезающие" ту часть континентальной окраины, которая может включаться в юридический континентальный шельф. Это лимит в 350 морских миль от исходных линий, либо 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, либо их комбинация.

На рисунке 8 проиллюстрированы последствия применения лимита в 350 миль. Практически "отрезается" большая часть нашего континентального шельфа по конвенции в приполюсном районе морского дна, которая показана зеленым цветом на этом рисунке.

В случае применения лимита в 100 морских миль от 2500-метровой изобаты (рис. 9) большая часть глубоководного района остается в пределах нашего континентального шельфа, но "отрезаются" участки, примыкающие к району хребта Гаккеля, показанные ярко-голубым цветом на этом рисунке.

 

 

 

Рис. 8. Применение дистанционного лимита в 350 морских миль

 

 

Рис. 9. Применение дистанционного лимита в 100 морских миль от 2500-метровой изобаты

 

Комбинация обоих лимитов позволяет включить всю построенную по критериям статьи 76 Конвенции 1982 года подводную материковую окраину в российский юридический континентальный шельф (рис. 10).

 

 

Рис. 10. Применение комбинации двух дистанционных лимитов

 

Построение и обоснование внешней границы российского континентального шельфа в Арктике связано с определенными сложностями в связи с положениями статьи 76 конвенции. Дело все в том, что хотя конвенция и позволяет устанавливать подножие континентального склона вокруг хребтов (если они не относятся к категории океанических хребтов), то в случае хребтов нельзя применять дистанционный лимит в 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, а должен применяться только лимит в 350 морских миль от исходных линий. Это привело бы к ситуации, когда большая часть глубоководного дна в Арктике была бы исключена из нашей континентальной окраины, а следовательно, и из российского юридического шельфа, как это показано на рисунке 8.

С другой стороны, оба лимита могут применяться (как это сделано в нашей заявке), если будет доказано, что и хребет Ломоносова, и поднятие Менделеева не относятся к категории "подводных хребтов", а относятся к "подводным возвышенностям, которые являются естественными компонентами материковой окраины, такими как ее плато, поднятия, вздутия, банки и отроги" (п. 6 ст. 76 Конвенции 1982 г.).

Рассмотрение заявки России в Комиссии ООН по границам континентального шельфа

СЛЕДУЕТ ОТМЕТИТЬ, что рассмотрение заявки России происходило в весьма сложной обстановке. До представления заявки в Комиссию ООН по границам континентального шельфа МИД России совместно с МПР России провели соответствующую работу с арктическими государствами. На встрече в МИД России в Москве в октябре 2001 года основные положения нашей концепции континентального шельфа в Арктике были представлены США, Норвегии, Канаде и Дании. На последующих консультациях в Нью-Йорке в ноябре 2001 года вопросы содержания российской заявки обсуждались с США, Канадой и Данией.

Обеспокоенные намерением России включить в свой континентальный шельф значительные пространства (до 1,2 млн. кв. км) морского дна в Арктике за пределами 200-мильной зоны, США резко выступили против включения подводных хребтов Ломоносова и Менделеева в континентальный шельф России. В соответствующей ноте в российский МИД в декабре 2001 года американцы даже потребовали, чтобы Россия воздержалась от подачи своей заявки. После подачи российской заявки США направили в ООН официальную ноту, причем с геологическими обоснованиями - мол, хребет Менделеева не является частью континентальной окраины, но представляет собой образование вулканического происхождения, то есть океанический хребет по Конвенции 1982 года. И эта нота действительно заметно повлияла на некоторых членов комиссии.

Основное содержание рекомендаций Комиссии ООН по границам континентального шельфа по российской заявке в целом сводится к следующему.

Комиссия не смогла подтвердить правильность проведения внешней границы российского континентального шельфа на большей части Арктического бассейна в связи с отсутствием в российской заявке батиметрических и навигационных карт и базы данных по глубинам, которые в соответствии с российскими нормативами являются секретными. Поэтому представленная линия внешней границы континентального шельфа практически не рассматривалась. Кроме того, представленные геофизические данные не в полной мере соответствовали научно-техническим требованиям комиссии.

По вопросу о хребтах Ломоносова и Менделеева рекомендации комиссии содержат явно проамериканское и тенденциозное заключение о том, что представленные в заявке научные данные не являются достаточными для классификации этих структур как подводных возвышенностей, являющихся естественными компонентами подводной окраины российского материка. Это, однако, оставляет возможность в будущем относить их к континентальному шельфу России при представлении более убедительных научных доказательств.

В итоге России рекомендовано представить пересмотренную заявку по Арктическому бассейну с учетом заключения и рекомендаций комиссии и включением в нее первичной информации по промерам и координатам глубин морского дна.

Рекомендации комиссии по российской заявке сводятся также к представлению дополнительных научных данных, доказывающих континентальную геологическую природу подводных поднятий Ломоносова и Менделеева.

В соответствии с положениями Конвенции 1982 года, даже если мы не согласны с рекомендациями комиссии, Россия должна представить в комиссию новый вариант заявки с учетом прошедшего рассмотрения. Это вытекает из статьи 8 Приложения II к конвенции, в которой предусмотрено, что "в случае несогласия прибрежного государства с рекомендациями комиссии прибрежное государство в течение разумного периода времени делает пересмотренное или новое представление комиссии".

Некоторые выводы из рассмотрения российской заявки по Арктике

ХОТЯ ЗАЯВКА не была одобрена, она сыграла важную роль в обеспечении наших интересов. Заявляемая нами площадь морского дна Арктики была опубликована Генеральным секретарем ООН, и все государства и мировая общественность были извещены о границах арктического континентального шельфа, на которые Россия намерена претендовать в рамках современного международного права. Независимо от того, когда наша заявка будет одобрена в Комиссии ООН, все государства в настоящее время в той или иной степени должны принимать во внимание заявленные нами районы морского дна в Арктическом бассейне.

Даже если бы мы и подали заявку позже, например в 2007 году, ничего бы не изменилось, поскольку требования комиссии о представлении первичных данных по батиметрии не рассматривались нашими соответствующими ведомствами в качестве обязательных и нет уверенности, что они бы вошли в заявку, если бы она была представлена позже.

Вопрос о природе поднятий Ломоносова и Менделеева является дискуссионным в международных научных кругах. По крайней мере, опыт рассмотрения заявки в комиссии в 2002 году дал нашим ученым ориентиры для направления необходимых исследований с целью подтверждения нашей точки зрения (которые Минприроды России и проводит в настоящее время).

В Комиссии ООН по границам континентального шельфа исходят из того, что российская заявка находится в комиссии на стадии рассмотрения и ожидается дополнительное представление материалов с учетом рекомендаций комиссии. Созданная в 2002 году подкомиссия для рассмотрения российской заявки продолжит функционировать. Комиссия исходит также из того, что подготовка российской стороной дополнительных материалов в соответствии с рекомендациями комиссии является частью продолжающегося процесса рассмотрения российской заявки, начатого в 2002 году. Каких-либо сроков представления этих материалов не устанавливалось. В комиссии существует понимание, что для их подготовки потребуется несколько лет, имея в виду необходимость проведения дополнительных исследований по изучению рельефа морского дна в Арктике и получения дополнительных научных данных по подводным поднятиям Ломоносова и Менделеева.

Важным является факт установления в 2007 году нашей экспедицией российского флага на океанском дне под Северным полюсом, что вызвало ажиотаж и нездоровую реакцию в политических и государственных кругах многих стран, в том числе канадцев, датчан, американцев. Хотя все прекрасно понимают, что юридическое оформление границ шельфа должно осуществляться по Конвенции 1982 года. Однако важное политическое значение этого факта трудно переоценить. Тем самым мы еще раз подтвердили, что и впредь будем претендовать на континентальный шельф и ресурсы морского дна до Северного полюса, заниматься исследованиями нашего шельфа, сбором данных о его континентальной природе, но намеченных границ менять не будем.

Необходимые действия для дальнейшего обоснования внешней границы континентального шельфа

ХОТЯ РЕКОМЕНДАЦИИ по нашей заявке были вынесены Комиссией ООН в середине 2002 года, до настоящего времени многие вопросы практически не решены, за исключением геолого-геофизических работ в Арктике на поднятии Менделеева и хребте Ломоносова, проведенных Минприроды России в 2005 и 2007 годах. Во многом это объясняется межведомственным характером проблемы и отсутствием соответствующей координации работ по проблеме.

В настоящее время Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра) Минприроды России планируются дополнительные батиметрические и сейсмические исследования в Арктике с целью выполнения рекомендаций комиссии и подготовки пересмотренной заявки. Работы будут выполняться в 2010-2012 годах с использованием научно-исследовательского ледокола при его проводке во льдах атомным ледоколом. Возможны также десантные исследования со льда с помощью вертолетов, расположенных на ледоколах. Имеется в виду, что пересмотренная российская заявка может быть готова в 2013-2014 годах, тогда же, когда будут готовы заявки Канады и Дании.

С учетом возможной заинтересованности Дании и Канады во включении в свой континентальный шельф примыкающие к Гренландии и канадским островам части подводных хребтов Ломоносова и Менделеева-Альфа нами были предприняты шаги по организации сотрудничества с этими странами по проблеме внешней границы шельфа в Арктике.

Несмотря на ажиотаж в политических и государственных кругах этих стран в связи с установлением в 2007 году российского государственного флага на дне Северного полюса, организованы соответствующие консультации и переговоры на уровне геологических служб России, Канады и Дании по вопросам исследований в Арктическом бассейне по проблеме внешней границы континентального шельфа. В результате была выработана общая платформа по отнесению хребтов Ломоносова и Менделеева-Альфа к структурам континентальной окраины материков и возможности включения их в континентальный шельф арктических государств в районах, примыкающих к их побережью. Это позволит России существенно укрепить свои позиции в Комиссии ООН в отношении российской заявки. Достигнута договоренность об обмене программами и результатами исследований и выработке единой концепции геологической истории Арктического региона. В рамках сотрудничества в 2007-2009 годах проведены три встречи российских, канадских и датских ученых и специалистов - в Санкт-Петербурге, Копенгагене и Галифаксе.

Российские специалисты ознакомлены также с программой и результатами американских исследований по совместной программе США - Канада с использованием двух научно-исследовательских ледоколов: "Healy"(США) и "Louiss. St.-Laurent" (Канада). Хотя США и не являются участником конвенции, они проводят работы с целью установления внешней границы своего континентального шельфа в Арктике в соответствии с Конвенцией 1982 года.

Проблемы делимитации

ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ, что дальнейшее продвижение российской заявки на районы Арктики в комиссии будет сдерживаться не только необходимостью получения новых данных по батиметрии и геологии Арктического бассейна, но в основном с неурегулированностью вопросов разграничения морского дна с Данией и Канадой. В частности, на основании конфигурации срединной линии в Арктическом бассейне морское дно на Северном полюсе рассматривается Данией как часть шельфа Гренландии (такие претензии уже высказывались в прессе). Вопрос разграничения с США зависит только от ратификации Россией соглашения с США по разграничению морских пространств в Беринговом и Чукотском морях.

Возможно, нашим интересам соответствовала бы подача по примеру других стран совместной заявки России, Дании и Канады на континентальный шельф Арктики, чтобы проблема делимитации не препятствовала бы установлению внешней границы континентального шельфа в Арктике. Дания и Канада, активно проводящие сейчас исследования в Арктике по определению внешней границы шельфа по конвенции, могут быть весьма заинтересованы в этом, что позволит не только России, но и им укрепить свои позиции в отношении подводных поднятий Ломоносова и Менделеева.

Однако при этом следует учитывать вопрос о сроках рассмотрения заявок. В случае представления совместной заявки последняя, включая и российскую часть, будет рассматриваться в качестве новой заявки и, соответственно, поставлена в существующую очередь, что может оттянуть срок рассмотрения российской заявки до 2020-2025 годов.

С точки зрения указанной проблемы представляет интерес прецедент заявки Норвегии в районе, где существуют нерешенные проблемы делимитации между Норвегией, Данией и Исландией. В 2006 году по итогам консультаций министерства иностранных дел Норвегии, Дании и Исландии подписали протокол, в котором изложена согласованная процедура определения будущих делимитационных линий в этом районе. Эта согласованная процедура не предопределяет ход работы комиссии. В соответствии с согласованной процедурой каждое государство при представлении своей заявки в отношении данного района будет просить комиссию учитывать положения указанного протокола и формулировать свои рекомендации на этой основе. При представлении в комиссию заявки одного из заинтересованных государств другие государства будут уведомлять Генерального секретаря ООН о том, что они не возражают против рассмотрения комиссией данной заявки. Рекомендации комиссии не должны предопределять возможность представления заявок этими государствами на спорный район на более позднем этапе и предрешать окончательного разрешения вопроса о двусторонних делимитациях континентального шельфа между этими государствами.

Использование этого прецедента в случае согласия Канады и Дании позволит России подать самостоятельно пересмотренную заявку по арктическому шельфу, несмотря на неурегулированные проблемы делимитации. Поскольку в этом случае заявка будет считаться пересмотренной в соответствии с рекомендациями комиссии, она может быть рассмотрена без очереди сразу же после ее подачи в комиссию.

Закрепление внешней границы российского континентального шельфа в Арктике в ближайшее время является важной государственной задачей. "В ближайшей повестке - и договорное закрепление, и оформление внешней границы континентального шельфа", - сказал Президент России Д.А.Медведев, выcтупая на заседании Совета безопасности РФ в августе 2008 года.