Сомалиленд. Порт Бербера
Пока хуситы заставили англосаксов отвлечься от забот на Украине и на Тайване, объявить операцию «Страж процветания» в Баб-эль-Мандебском проливе и начать сбор армады из немногих остающихся в боевом тонусе союзников (большинстве стран НАТО отказались участвовать, а часть греческих моряков вообще сбежала с корабля, который был направлен на подмогу US Navy), на другом берегу пролива – чуть южнее Джибути – начали происходить весьма интересные события.
В начале января с.г. премьер-министр Эфиопии Аби Ахмед подписал, как его назвали, «историческое соглашение» с президентом Республики Сомалиленд Мусой Бихи Абди, которое разрешает Аддис-Абебе свободный доступ к морю в Аденском заливе. Заметим при этом, что собственно Сомалиленд – это часть Сомали, решившая в 1991 году стать независимым государством, но его пока не признала ни одна страна мира. А тут Эфиопия, как политический центр Африканского Союза, взяла и подписала соглашение с сепаратистами.
После подписания в эфиопскую столицу прибыл начальник генерального штаба вооруженных сил Сомалиленда генерал-майор Нух Мохаммад Тани, который обсудил с эфиопским визави – фельдмаршалом Бырхану Джулля конкретное наполнение достигнутых политических договоренностей в части военного и военно-технического сотрудничества. В те же дни дипломатическая миссия Сомалиленда в Аддис-Абебе преобразована в полноценное Посольство.
Естественно, правительство Сомали среагировало очень болезненно – оно отвергло этот документ, а из Аддис-Абебы отозван посол, передала телекомпания «France 24». В своём обращении к нации премьер-министр Хамза Абди Барре заявил, что Сомали «будет защищать свою территорию всеми законно возможными средствами», призвав ООН и Африканский союз поддержать целостность государства. Он квалифицировал упомянутый Меморандум, как «акт готовящейся аннексии суверенной сомалийской территории».
О том, почему вдруг единая страна Сомали оказалась разделенной на несколько территорий, мы писали в материале «Бармалей из Сомали». Кстати, после того, как мы приложили имя этого отрицательного героя сказки Корнея Ивановича Чуковского про доктора Айболита к сомалийским пиратам, оно стало нарицательным (!). Именно с тех пор «бармалеями» стали звать всех бандитов в регионе. Но сейчас не об этом, а о том, как в те времена распалось на несколько частей единое Сомали: вот так выглядит его разорванная территория. Также видно, как через Сомалиленд проходит прямой путь из Эфиопии к морю, на чем новая схема сотрудничества и основывается.
При этом, не прошло и нескольких дней с момента подписания указанного выше документа, как в Сомали объявился директор ЦРУ Уильям Бернс. Пресса честно написала – «с тайным и неожиданным визитом». Бернс встретился там с президентом Сомали Хасаном Шейхом Махмудом и директором национальной разведки и безопасности. Американец не решился ехать в город и провел встречи близ трапа своего самолета. По данным источников, на докладе, состоявшемся в международном аэропорту Могадишо, обсуждались вопросы «сотрудничества в сфере безопасности, борьбы с терроризмом и развития событий в регионе». Потом Бернс отправился дальше, заглянув в соседнюю Кению на встречу с президентом Уильямом Руто и его директором по разведке.
Всё это выглядело очень интригующе…
Сахель просыпается. В политическом смысле слова.
Если к перечисленному выше добавить ещё и попытки госпереворотов, пресеченных за последнее время в соседних странах, то вывод однозначный: «Как-то в Сахеле густо пошло…»
В Чаде заявили о предотвращении мятежа. Генштаб Вооруженных сил Чада опубликовал коммюнике, согласно которому местная вооруженная группа из некоего оппозиционного движения «М3М» готовила в столице повстанческие противоправные акции, сообщает чадский новостной сайт Alwihdainfo. Группировку из 80 человек возглавлял лейтенант Курумта Левана Гелеми. Заговор был раскрыт, все члены группы арестованы. Утверждается, что лидер мятежа уже дал признательные показания.
По соседству, в Буркина-Фасо также заявили о ликвидации антиправительственной сети, финансируемой из-за рубежа. Министр связи Римтальба Жан Эммануэль Уэдраого сообщил в социальной сети X (запрещена в России), что силы безопасности страны ликвидировали «финансируемую из-за границы сеть подпольных антиправительственных ячеек, которые ставили целью дестабилизацию ситуации в стране», передает арабский спутниковый канал Al Mayadeen.
А ещё бежавший из Мали оппозиционер Умар Марико в эфире телеканала «France24» предложил создать коалицию, чтобы свергнуть лидера Мали, полковника Ассими Гойту.
В общем, если сложить все проявившиеся здесь события и факты воедино, то получается, что в африканском Сахеле – от Буркина-Фасо до берега Индийского океана – дружно начали происходить такие события, что Шерлок Холмс, используя свой знаменитый метод дедукции, наверняка бы заметил: «Это ж-ж-ж неспроста…»
И, действительно, цепь этих событий приводит к некоторым нетривиальным выводам, которыми сейчас поделимся с уважаемыми читателями.
Первое. Сделка между Сомалилендом и Эфиопией на самом деле весьма серьезна. После того, как раскололась единая некогда Абиссиния, и от Эфиопии отделилась Эритрея в 1993 году, к последней перешли оба бывших эфиопских порта на Красном море – Массауа и Асэб. И крупнейшее государство центральной Африки лишилось выхода к морю, что серьезно ограничило его торговые возможности. А с учетом того, что Эфиопия всегда позиционировала себя, как африканского лидера, поскольку осталась, чуть ли, не единственной страной континента, которая не позволила себя колонизировать европейцами, утеря морских портов сильно ударила и по престижу и моральному духу властей Аддис-Абебы. Статусная штаб-квартира Организации Африканского единства (ОАЕ), а потом созданного на её базе Африканского Союза находится в столице Эфиопии, и при этом отсутствие выхода к морю, когда зависишь от доброй воли соседей на близлежащем берегу. И вот добрый сосед – Сомалиленд, кстати, сам часть бывшей Абиссинии, видимо, в обмен на политическую поддержку, открыл коридор на своей территории.
Кстати, ходят слухи о возможном скором признании Сомалиленда властями ОАЭ. При этом свое возмущение произошедшим выразил генсек Лиги арабских стран (ЛАГ). Её глава Ахмед Абул Гейт осудил соглашение между Эфиопией и непризнанным Сомалилендом, назвав его «явным нарушением международного права». Этот акт «усилил региональную напряженность», и ЛАГ поддерживает отказ правительства Сомали от соглашения из-за «нарушения суверенитета Сомали и ее территориальной целостности». «Меморандум представляет собой вопиющую атаку на арабские, африканские и международные принципы, а также явное нарушение международного права», — заявил Ахмед Абул Гейт на экстренном совещании министров иностранных дел арабских стран. Он также призвал международное сообщество «предотвращать любые действия, которые используют хрупкость внутренних обстоятельств или подрывают национальный диалог».
Хотелось бы, конечно, чтобы руководство ЛАГ также решительно защищало права своих членов – Ливии, Сирии, Йемена, Ирака от военной интервенции США и НАТО. Но тогда там промолчали, а Сирию, атакованную исламистами вкупе с коалицией США, даже исключили из состава ЛАГ, хотя недавно одумались и вернули.
Новая конфигурация начала проявляться…
Однако, вернемся в заявленной теме и отметим, что заключив соглашение с Сомалилендом, Эфиопия получает логистически необходимый ей доступ к морю, а там – и даже военную базу на берегу, о чем вроде бы также договорились. А Сомалиленд получает военную защиту лидера Африканского Союза в обмен на выход к морю, со сроком аренды на 50 лет, для восстановления военно-морских сил Эфиопии. Не это ли стало причиной стремительного залета шефа ЦРУ в аэропорт Могадишо?
Кстати, для России установление таких отношений Эфиопии и Сомалиленда, несмотря на возможные трения с Сомали, будет способствовать сглаживанию другого противоречия – когда Москва, не занимая сторону во время конфликта, прагматично и дипломатично вела себя и с Эфиопией, и с Эритреей. Хотя у них между собой натянутые отношения, обе страны до сих пор проявляют к России дружественные чувства. Достаточно напомнить выступление руководителя Эритреи на саммите Россия-Африка в Санкт-Петербурге в 2023 году. Президент Республики Эритрея Исайяс Афеворки тогда сказал: «Я бы предложил создание механизма, для того чтобы разработать документ, в котором была бы наша стратегия и развитие стратегического партнёрства между Российской Федерацией и Африканским континентом… Также нужно включить в эти планы мобилизацию ресурсов ‒ финансовых, материальных, технологических, промышленных. Для этого нам нужны механизмы, чтобы реализовывать по отдельности каждый проект. Таким образом, у нас будет интегрированный, всеохватный подход. Это требует очень большой доработки на различных институциональных уровнях. Российская Федерация могла бы оказать в этом поддержку, внести свой вклад: определить стратегию, разработать конкретные планы и цели».
То есть, Эритрея предлагает свои возможности для того, чтобы вывести сотрудничество Африки с Россией на новый качественный уровень, но без решений Африканского Союза, штаб-квартира которого находится в столице Эфиопии, подобные планы вряд ли могли бы быстро осуществиться. А тут – возможное развязывание сложного узла противоречий, которое может способствовать устранению так называемой «вилки» при выстраивании отношений России и с Эфиопией, и с Эритреей.
И Россия сделала яркий жест. 25 000 тонн бесплатного российского зерна прибыли в начале января в Эритрею, о чем Sputnik Africa сообщили в Посольстве России в Асмэре. «Россия, в отличие от Запада, не болтает языком, а делает конкретные дела, выполняет свои обещания» — заявил посол России в Эритрее Игорь Мозго.
Телеграмм-канал «Абиссинецъ» комментирует происходящее так:
«Да, теперь puzzl сложился:
- инвестирование эмиратской “DP World” в развитие порта Бербера (крупнейший океанский порт на побережье Сомалиленда – С.Ф.);
- августовский (2023 года) визит президента ОАЭ в Аддис-Абебу и подписание пакета соглашений в области экономики и финансов;
- финансирование эмиратчиками программы возобновляемых источников энергии в Эфиопии (солнечная энергетика);
- «случайное» участие эмиратской пилотажной группы в праздновании «некруглой» 88-й годовщины ВВС Эфиопии в середине декабря 2023 года и многое другое заставляет думать, что это эмирато-эфиопское сближение – это неспроста».
О чем говорит карта
А дальше смотрим на географическую карту мира. И что мы видим? Мы видим, что крупнейшая торговая артерия в мире – Суэцкий канал – теперь в сфере влияния стран БРИКС – с севера Египет, с юга – теперь Эфиопия через Сомалиленд. Да, в соседней стране Джибути есть несколько иностранных военно-морских баз (США, Франции, Италии, Японии, Испании, Германии...), но среди них и база Китая, как члена БРИКС. Идут переговоры о создании на Красном море, в Судане, базы ВМФ России…
Смотрим на карту дальше, и она раскрывает тайну неожиданного визита шефа ЦРУ в регион и темы его переговоров с местными представителями. По карте, как 2х2, ясно, что на просторах Центральной Африки поднимается новый межгосударственный блок — заявленный осенью 2023 года «Альянс государств Сахеля», в который входят Мали, Буркина-Фасо и Нигер, сбросившие французский контроль. Плюс Чад, который пока «под французами», но может от них ускользнуть, как «Колобок».
Портал «Африканская инициатива» в этой связи отмечает, что «важным фактором в создании такого признака новой Конфедерации, как единая структура безопасности, может стать союз с Россией, развертывание в регионе подразделений «Африканского корпуса» и аппарата российских военных советников. Единое военное командование позволило бы максимально эффективно координировать борьбу стран Альянса с терроризмом и военно-техническое сотрудничество с Россией. Безопасность и стабильность позволит странам получить ресурсный суверенитет, который создаст более крепкое основание для экономического роста».
С одной стороны – этот Альянс составляют наименее развитие страны Африки, из которых Париж десятилетиями высасывал ресурсы за копейки, оплачивая только благополучие местной верхушки. После изгнания французов из Нигера правительство там подняло цены на экспорт урана в 250 раз! И это не перебор, а просто подгон цен под уровень международного рынка. Ранее топливо Нигера для атомных станций Франции поставлялось за 0,8 евро за кило, а новые власти решили, что будут продавать по 200 евро за килограмм урана. И «парижане» утерлись.
Полагаем, что недавний визит в Москву нового премьер-министра Нигера говорит о том, что Альянс увидел свою дорогу в будущее. Заметим, что прежний, проамериканский, свергнутый летом 2023 года, президент Нигера отказался ехать в Санкт-Петербург на второй саммит Россия – Африка в прошлом году. Теперь же политические ветры над Сахелем меняют свое направление…
А вот теперь ещё раз взглянем на карту Африки и позволим нашему воображению начертить на ней вот такой транспортный коридор от Индийского до Атлантического океана:
И добавим к этому две цитаты из недавно опубликованных материалов.
Первый из «Аргументов недели» :
«А вот возьмёмся строить железнодорожный и автомобильный путь из Ирана через Ормузский пролив (54 километра) в Оман, оттуда протянем дорогу до Йемена, а там, через Баб-эль-Мандебский пролив (26 километров) в Джибути и всю Африку. Если кто думает, что подобные стройки нереальны, то глубоко заблуждается. Глубина Ормузского пролива 229 метров, Баб-Эль-Мандебского всего 180 метров».
И более крупная вторая цитата от Дзен-канала «Геополитика Цивилизаций»:
«В Африке и Южной Америке проживает почти 2 миллиарда человек и население непрерывно растет. Проблема заключается в том, что всю торговлю на этих континентах держат янки, британцы и китайцы. Россия в свою очередь, не владея собственными трансатлантическими торговыми коридорами, если бы и торговала, то вся экономика обнулялась комиссиями и поборами в пользу Лондона и Вашингтона (за порты, страховку, фрахт, склады приходилось платить непомерно много).
С другой стороны, тот, кто владеет торговыми путями, тот и заказывает музыку. Кстати о музыке. Появление несколько лет назад нашего «оркестра» в Африке, есть не что иное, как начало формирования русского торгового коридора от берегов Балтики до Атлантики. Россия ударными темпами готовит «Африканский корпус», который кратно усилит влияние нашей страны в Африке. Значительная часть корпуса уже готова и выполняет задачи.
Этот коридор фактически состоит из двух частей. Первая – это торговый путь «Север-Юг». То, что сейчас запущено совместно с Ираном. И вторая часть – через Африканский Сахель, от берегов Красного моря до Атлантики (расстояние через континент от 3900-4500 километров в зависимости от выбранного пути). И главное, это самый короткий путь с Ближнего Востока до Атлантики.
Причём, это будет мультимодальный коридор, к которому примкнут страны с общим населением свыше 4 миллиардов человек.
Проект глобальный и очень серьёзный. Только осознайте масштаб!»
Маршрут от берегов Балтики в Латинскую Америку.
Рис. от «Геополитики Цивилизаций».
…Вот к каким интересным выводам приходишь, когда начинаешь широко смотреть на, казалось бы, сугубо местное решение о прокладке коридора для Эфиопии к берегу Сомалиленда на Индийском океане…
Если перефразировать известный анекдот, то можно со смешанным чувством удивления и восхищения заметить: «Ничего себе годик начинается…»
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs