Мали. Очередной военный переворот.
Фото AFP
Как и говорили многие эксперты ещё несколько лет назад, век XXI-й может быть, а теперь понятно, что будет наверняка, – веком стремительного развития Африки. Мы ещё 10 лет назад писали в материале «Poor, poor Africa» о том, что Африка способна повторить в нынешнем столетии социально-экономический рывок, подобный тому, какой сделал Китай в конце ХХ века. Вы же помните, что представлял из себя Китай в 1960-х годах, и как сегодня он вышел в мировые лидеры по темпам и уровню развития? Такой сценарий в состоянии повторить и Африка, и за влияние на этом континенте уже начата нешуточная борьба со стороны внешних сил.
Как янки Судан уговаривали не пускать русских
Именно под таким углом стоит рассмотреть недавнее сообщение из Хартума, где начальник Генштаба Судана Мухаммед Усман аль-Хусейн сообщил, что Судан хочет пересмотреть соглашение с Россией, в соответствии с которым в Порт-Судане, на побережье Красного моря, была бы размещена российская военно-морская база. Как раз – на полпути из Суэцкого канала к выходу в Индийский океан через Баб-эль-Мандебский пролив (на карте обведены кружками). Стратегическая точка.
В том же интервью начальник Генштаба объявил об «открытости его страны к военному сотрудничеству с США». И это проясняет всю картину, когда он говорит: «Ранее Судан вынужден был ограничиваться военным сотрудничеством с Россией и Китаем, но в нынешнюю эпоху после того, как наше государство исключено из американского списка «спонсоров международного терроризма», мы можем сотрудничать с Америкой и странами Запада». То есть, американцы, увидев, что новое руководство Судана разворачивается лицом к их прямым конкурентам на Африканской земле – Китаю и России – быстренько сняли с Судана «епитимью» «спонсора международного терроризма» и, как водится в этих местах, «отправили в город осла груженного золотом». И добились-таки своего – Судан, как точка опоры, для России в восточной Африке, будет, весьма вероятно, потерян.
В Москве обратили внимание, что суданские СМИ ещё в начале 2021 года утверждали, что АФРИКОМ (Африканское командование вооруженных сил США) пытается убедить Судан отказаться от договоренностей с РФ и сотрудничать с Пентагоном. Впервые с момента создания АФРИКОМ в 2008 году в Порт-Судан прибыл экспедиционный корабль US Navy «Carson City» с морпехами США на борту. Как заявил заместитель командующего АФРИКОМ Эндрю Янг: «Это – момент фундаментальных изменений в двусторонних отношениях между Соединенными Штатами и Суданом». А 6 января с.г. в Хартум примчался Стивен Мнучин, министр финансов США уходившей администрации Трампа, чтобы обсудить возможность перевода в Судан штаб-квартиры АФРИКОМ из Германии.
А теперь – вот, новости от генштаба…
«Народ Мали требует военного Договора с Россией!»
Любой стратег, а тем более из Пентагона, посмотревший на карту, скажет, что Порт-Судан – прекрасная позиция для прокладки логистики в глубинные районы Африки. Например – в Центральноафриканскую Республику, где у Москвы появились вполне серьезные интересы, или в Мали, где прямо сейчас эти интересы могут проявиться.
Судан начал «пересматривать» отношения с Россией, а в Мали начали «пересматривать» отношения с Францией и зовут Россию на помощь. Это – плакат с манифестации, прошедшей 28 мая 2021 года в столице Мали городе Бамако.
Надпись: «Патриотическая мобилизация. В пятницу 28 мая 2021 года сбор на Биржевой эспланаде в 14.00. Народ Мали требует военного Договора с Россией!»
Дело в том, что в Мали вновь состоялся военный переворот – арестованы новые руководители страны, и к власти вернулась та группа военных, которая ещё в прошлом году убрала бывшее про-французское правительство. Позиции Франции здесь были всегда тверды, как позиции бывшей колониальной метрополии, но местные военные проявили норов, и дважды за несколько месяцев убрали неудобных для них политиков. Теперь народ требует сближения с Россией по той причине, что видит, как российские военные эффективно помогают властям Центральноафриканской Республики (ЦАР). Об этом, кстати, недавно был отснят фильм «Турист», получивший массу позитивных откликов.
Россия появилась в ЦАР совсем недавно, но результаты уже сейчас таковы, что вызывают желание у соседей из Мали также пригласить «русси» для помощи в решении их собственных задач, и они требуют заключения «военного договора». Здесь надо бы напомнить, что в 2019 году у нас во время форума «Армия-2019» было подписано соглашение о военном сотрудничестве между странами. Впрочем, подписывал его с малийской стороны генерал ушедшего правительства. А сейчас к власти пришла группа офицеров во главе с полковником Ассими Гойта, который объявил себя временным президентом Мали и пообещал всеобщие выборы в следующем году. И народ, видимо, не в курсе, что юридические рамки для военного сотрудничества с Россией у них уже есть.
В Сети появился материал африканского публициста Армеля Стефана, который объясняет «Что происходит в Мали?»: «Все просто! Ассими Гойта — малийский полковник, закаленный в боях против джихадистов, взял в свои руки власть из-за бездействия малийского руководства в борьбе с терроризмом, чтобы раз и навсегда с ним покончить.
Его стратегия завязана на Российскую Федерацию. На самом деле, малийцы мечтают о повторении сценария ЦАР. Ассими Гойта обратился за срочной помощью к России: просьба подразумевает направление не менее двух тысяч военных советников и материально-техническую поддержку… Макрон пришел в ярость и приказал убрать всех пророссийских военных, которых считает помехой… Так как военные в Мали не дураки, Ассими Гойта и его люди выступили первыми, арестовали президента переходного периода и его премьер-министра.
Поэтому знайте: то, что происходит в Мали — это продолжение борьбы между Россией и Западом. Русский медведь вылазит из своей тайги, чтобы оказаться в малийской пустыне. Малийская молодежь организует сборы у российского Посольства, чтобы просить российских военных приехать в Мали».
Полковник Ассими Гойта
Фото ВВС
«Макрона очень раздражает присутствие России в Африке»
И вот – картинка для Парижа из его бывших колониальных земель: в ЦАР появились и закрепились русские, а Мали требуют «русского военного участия», а в соседнем Чаде неожиданно поменялась власть в результате гибели многолетнего президента Идриса Деби, и французские позиции здесь пошатнулись – не ясно, куда поведет страну новая власть.
Начинаются «игры», и отношения между ЦАР и Чадом обострились в результате инцидента на границе двух государств, когда вооруженные силы ЦАР преследовали боевиков-исламистов. По версии Чада, на границе погибли шесть его солдат, и за их гибель ответственны центральноафриканцы. Но в экспертном сообществе считают, что не последнюю роль в раскачке ситуации играет Франция: «Divide et Impera!» - «Разделяй и властвуй!»
А ведь в этих краях размещен крупный контингент французских войск. Около 5100 французских военных участвуют в операции «Бархан», которая проводится на территориях пяти стран африканского Сахеля: Буркина-Фасо, Чад (штаб-квартира), Мали, Мавритания и Нигер.
Карта от TV 5
Чувствуя вероятность потери многих позиций в Африке, президент Эммануэль Макрон отправился недавно в те края. Только – что вызвало удивление – отправился не по бывшим колониям в зоне Сахеля (зона на карте вверху, примыкающая к Сахаре), а на юг. Пресса писала, что Макрон посетил ЮАР и Руанду, где укреплял двусторонние связи в попытках «удержать уходящую из-под французского влияния Африку». И одной из форм подобного «укрепления» стали его заявления с юга континента в адрес сахельских стран – его угрозы вывести французских военных из Мали. В ответ: «…Молодежь организует сборы у российского посольства, чтобы просить российских военных приехать в Мали». Будешь тут взбешен…
«Франция слишком долго считала Африку своим домом, она не видела конкуренции со стороны Китая, Турции, России или даже своих европейских союзников, таких как Германия», - подчеркивает Антуан Глейзер (Antoine Glaser), журналист, специализирующийся на африканской политике Франции. Он отмечает, что «Макрона очень раздражает присутствие России в Африке», например, в Ливии и Судане. В Мали также «есть риск вернуться к мини-франко-российской холодной войне».
При этом надо заметить, сколь велики здесь финансовые и экономические интересы французов. Один пример. Издание «l’Humanite Russie» публикует рассказ о Венсане Боллорэ – президенте инвестиционной группы «Bolloré», который «в своё время был практически хозяином африканского континента». 80% доходов его компании приходит отсюда – она присутствует в 46 африканских странах, получает прибыль от эксплуатации 16 контейнерных терминалов, а также от трёх железнодорожных концессий. На его предприятиях работают около 25 000 человек. Однако, теперь бизнесмену пришлось столкнуться с ростом конкуренции со стороны стран, желающих получить свое «место под африканским Солнцем». Он объявил, что опасается, как бы «Франция не разорвала дружеские связи, которые связывают её с бывшими колониями».
АФРИКОМ выходит из «спячки»
Это – так сказать, французский угол. Но есть ещё и другие. Ведь, в Африке Россия вызывает теперь реальные опасения у западных «партнеров». Их беспокоит, например, организация могучего Форума «Россия-Африка», созванного на высшем уровне в Сочи в 2019 году. И, хотя наше экономическое присутствие на континенте скромно (объемы российского несырьевого экспорта за 2020-й год менее полумиллиарда долларов на всю Африку), можно сказать, что мы «разбудили оппонентов».
Поэтому суданский «казус» надо рассматривать именно в этом ключе – как нам добраться до ЦАР и Мали посуху, не имея портовых возможностей на берегах Атлантического или Индийского океанов?
Мы не можем не видеть, как янки пытаются отсечь от Индийского океана Эфиопию, дружественную России. Недавно правительство Эфиопии одобрило предложение России провести новый саммит «Россия-Африка» в Аддис-Абебе с приглашением, как и в Сочи, лидеров африканских стран. Надо дальше обсуждать вопросы укрепления экономического, политического и военного сотрудничества. Идут консультации с Африканским Союзом по поводу организации этого мероприятия.
И вдруг… США вводят санкции против Эфиопии из-за силовых действий властей страны в мятежном районе под названием Тыграй. Какое, собственно, янки дело, когда центральное правительство наводит порядок на собственной территории? Так это ж только – предлог, чтобы спугнуть африканцев и сорвать Форум «Россия – Африка». К гадалке не ходи: сейчас по всем посольствам США в африканских столицах идет работа по уговорам местных: «Не надо ехать в Аддис-Абебу»…
Это происходит на восточном берегу Африки – на побережье Индийского океана. Но и Атлантический берег уже давно охаживают американцы, усилив свое там военное присутствие. Начиналось всё на моих глазах в Сенегале, где в начале века работал в Посольстве России. До 2008 года янки только прощупывали африканскую почву, а потом появился АФРИКОМ (Африканское командование США), и пошла нарастать конкуренция с участием США, Китая и бывших колониальных метрополий. Теперь и Россия подключается…
Писал по этому поводу: «Почему Сенегал? Что там американцы нашли? – Они нашли кратчайший по карте маршрут с территории США до территории Африки. Страна Сенегал – это самая западная точка африканского континента. Выдающийся в Атлантику континентальный мыс – самая близкая к Америке земля Африки. На этом мысу располагается не только столица Дакар, но и крупный аэродром – самый в Африке близкий для самолетов, летящих из США, что является стратегическим преимуществом. И вот и аэродром начал развиваться, и дороги от Дакара вглубь страны стали приводить в порядок. Одним словом, начала расти инфраструктура… Таким образом американцы закреплялись на самом Западе Африки, и получали опору для воздушного моста из Штатов, по которому можно максимально быстро перебрасывать на африканскую землю всё, что им надо. В тот же период становилось всё яснее, что им надо, и чего они добиваются. В планах Пентагона появился новый термин – АФРИКОМ…»
Одно время АФРИКОМ находился в состоянии «спячки», даже его командование разместили в Германии, в Штутгарте. А вот в последнее время там наблюдается активизация.
С 7 по 18 июня с.г. АФРИКОМ проводит военные маневры «African Lion-2021» вдоль западного побережья Атлантики в Марокко и Сенегале, и на севере – в Тунисе. В учениях примут участие около 8 тысяч солдат из девяти стран.
Так что конкуренты Россию здесь не ждут. И позиции у них давно обихожены и укреплены. Окопались…
Значит, в Москве, как у нас уже принято, будет найден ассиметричный ответ на поведение «партнеров». А что касается начавшейся конкуренции, так это все по западным учебникам экономики: «Конкуренция – двигатель экономического развития».
Сами эту идею продвигают, а теперь сами же недовольны, что попали в подобную историю в Африке. Нервничают…
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs