На исходе 2025 г. в мировой дипломатии громом раздалась новость о признании Израилем самопровозглашенной республики Сомалиленд, за которой последовал официальный визит главы израильского МИД Г. Саара в эту точку земного шара. Напомним, что де-факто государственные образования Сомалиленд и Пунтленд на севере Сомали с 1991 г. не подчиняются центральному правительству и объявили о выходе из состава страны на фоне гражданской войны. Несмотря на наличие относительно дееспособных государственных протоструктур, они так и не получили международного признания, хотя поддерживают определенные контакты с отдельными акторами на мировой арене.
Отклик на данный экстраординарный шаг Тель-Авива не заставил себя ждать. Более 50 стран выступили с осуждением, состоялось экстренное заседание Совета безопасности ООН. Многие региональные объединения, в числе которых Лига арабских государств, Восточноафриканское сообщество, Организация исламского сотрудничества и Европейский союз, подчеркнули необходимость уважения суверенитета и территориальной целостности Сомали. Председатель Комиссии Африканского союза заявил, что признание Сомалиленда противоречит основополагающим принципам организации и может создать опасный прецедент для всего континента.
В то же время показательно, что к стану осуждающих не присоединились участники «Авраамических соглашений» (ОАЭ, Бахрейн, Марокко), а также Ливан и Сирия. При этом открытую поддержку решению Израиля выразил Тайвань. В заявлении МИД этого частично признанного образования, которое Китай считает своей неотъемлемой территорией, отмечено, что Тайвань, Израиль и Сомалиленд являются «партнерами-единомышленниками, разделяющими общие ценности демократии, свободы и верховенства закона»[1]. Причины такого заявления прозрачны и вполне понятны.
На региональном уровне одним из возможных бенефициаров признания является Эфиопия. С отделением в 1993 г. Эритреи страна утратила единственный имевшийся выход к Красному морю и вынуждена искать пути через третьи страны. Переориентировав 90% внешнего товарооборота на Джибути как транзитный элемент цепи, Адис-Абеба сохранила интерес к порту Бербера, контролируемому Сомалилендом, с которым ранее была заключена соответствующая договоренность, впоследствии нивелированная при посредничестве Анкары в целях стабилизации региональной ситуации.
Наблюдатели связывают признание Израилем Сомалиленда с планами по переселению палестинцев из сектора Газа, которые Д. Трамп и премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху представили год назад. Согласно публикациям в СМИ, Сомали и Судан упоминаются как возможные места для поселения. В свою очередь, правительство Судана сообщило, что отклонило такой запрос, а министр обороны Сомали заявил, что у Могадишо есть информация о том, что Израиль планирует насильственно переселить палестинцев «в регион, известный как «Сомалиленд»[2]. При этом и министр иностранных дел Сомалиленда подчеркнул, что его правительство не согласилось на подобную релокацию[3].
Кроме того, со ссылкой на сомалилендское внешнеполитическое министерство, в открытой печати появилась информация о том, что Израиль обсуждает с непризнанной республикой Сомалиленд возможность создания израильской военной базы. Порт Бербера — ключевой актив Сомалиленда, на его территории уже есть опорный пункт под флагом ОАЭ. В этой связи некоторые отечественные эксперты[4] предполагают, что таким образом складываются предпосылки к формированию регионального союза между Тель-Авивом и Абу-Даби с явно выраженной военной составляющей. Можно утверждать, что он формируется без лишней огласки, но поступательно, и что особенно примечательно, на фоне практически прямой военной эскалации между ОАЭ и Саудовской Аравией в Йемене. При этом военно-техническое сотрудничество ОАЭ и Израиля наращивается уже не первый год. В числе последних наиболее ярких примеров, по данным западных источников, сделка с израильской компанией Elbit Systems на поставку оружия на сумму 2,3 млрд. долларов в течение восьми лет.
Ряд экспертов, объясняя причины такого поступка Израиля, указывают на угрозу, исходящую от йеменских хуситов. При взгляде на политическую карту мира становится очевидно, что Сомалиленд расположен прямо напротив Йемена, следовательно, упрочение в этой части Африканского Рога своего присутствия (в первую очередь, военного) позволило бы Израилю получить доступ к Баб-эль-Мандебскому проливу и Красному морю со стороны Восточной Африки и, следовательно, расширить пространство для маневра в этом противостоянии.
Вторая цель, по мнению международных обозревателей, заключается в том, чтобы уравновесить влияние Турции на Африканском Роге. Турция действительно в последнее десятилетие достаточно громко о себе заявила, закрепив за собой лидерские позиции в Сомали и направляя значительные средства на финансирование восстановления политической и социальной инфраструктуры этого государства.
В 2017 г. здесь была развернута крупнейшая в мире турецкая зарубежная военная база TÜRKSOM, призванная не только содействовать стабильности в регионе и вносить вклад в борьбу с терроризмом, но и фактически с нуля готовить новые кадры сомалийской армии и полиции. Кроме того, в прошлом году стало известно о еще одном амбициозном проекте Анкары на сомалийской территории – строительстве космодрома. По уверению многих аналитиков, он предназначен не только для использования в качестве независимой стартовой площадки для турецких и коммерческих спутников, но также для испытаний баллистических ракет большой дальности (до 2000 км). Хотя окончательная дата завершения строительства не разглашается, в отдельных открытых публикациях упоминается, что Турция планирует осуществить мягкую посадку на Луну с использованием этой инфраструктуры к 2028 г. Кроме того, как подтвердил Р.Т. Эрдоган в конце декабря на пресс-конференции по итогам переговоров с президентом Сомали, турецкая энергетическая компания «Çağrı Bey» планирует начать буровые работы в территориальных водах этой страны в 2026 году.
В целом, подобный шаг израильской дипломатии свидетельствует о том, что ближневосточная воронка все более задевает соседние регионы, и то, что раньше казалось периферийным, начинает определять положение ядра. Это не только настораживающий прецедент для целого ряда других государств региона, где границы не столь монолитны, а властный каркас недостаточно крепок, но и отражение тенденции к укреплению альтернативных региональных партнёрств. Кроме того, некоторые наблюдатели небезосновательно полагают, что команда Б. Нетаньяху таким образом вполне сознательно проводит курс, с одной стороны, на расчленение независимых государств, а с другой – на провоцирование разногласий внутри исламского мира.
Вместе с тем, решение о признании Сомалиленда, несмотря на его резонансность, пока имеет в большей степени символическое значение, нежели реально практическое. На данном этапе не до конца понятны механизмы реализации дальнейшей стратегии Тель-Авива в заданной плоскости координат. Особенно учитывая, что внутри самого Сомалиленда реакция на признание весьма неоднозначна. Израиль в целом воспринимается значительной частью общества, где важную роль играет ислам, с подозрением, которое усилилось на фоне войны и разрушений в Газе. Характерно, что, хотя власти действительно спроецировали израильский флаг на одно из центральных зданий в Харгейсе, сами празднования были «примечательны почти полным отсутствием израильской символики»[5].
В самом Сомали не первый день проходят массовые акции в поддержку единства страны. В конечном счете, многое будет зависеть от дальнейшего развития событий. Возможно, этот сигнал Тель-Авива запустит цепную реакцию на Ближнем Востоке и в Африке и спровоцирует обострение других застарелых проблем. Другой возможный сценарий заключается в том, что первоначальный «энтузиазм» может сойти на нет, особенно на фоне более сокрушительных новостей на глобальной арене, ставящих под сомнение жизнеспособность международного права, и тогда, не исключено, политическая жизнь в регионе вернется к тому состоянию, в котором она находилась прежде.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[1] https://uz.kursiv.media/2026-01-09/zachem-izrailyu-priznanie-somalilenda-i-komu-eshhe-eto-vygodno/
[2] https://www.turkiyetoday.com/region/somalia-says-it-has-information-of-israel-plan-involving-somaliland-palestinians-3212752
[3] https://vreme.com/ru/svet/kriza-na-rogu-afrike-zasto-je-izrael-priznao-somalilend/
[4] https://www.iimes.ru/?p=128269
[5] https://uz.kursiv.media/2026-01-09/zachem-izrailyu-priznanie-somalilenda-i-komu-eshhe-eto-vygodno/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

11:57 14.01.2026 •
























