ГЛАВНАЯ > История без купюр

«Ледовый поход» Алексея Щастного

20:13 21.02.2024 • Петр Журавлев, журналист-международник

19 февраля 1918 года начался «Ледовый поход» Балтийского флота — уникальная в своем роде операция по спасению военных кораблей от захвата немцами. Но главный герой и вдохновитель этой операции Алексей Щастный почти сразу после ее завершения будет предан суду революционного трибунала.

Революция 1917 года происходила на фоне продолжающейся Первой мировой войны, положение на фронтах которой становилось угрожающим для России. Прогрессирующий развал армии и флота создал ситуацию, при которой лозунг большевиков «Немедленный мир без аннексий и контрибуций» казался единственно возможным выходом.

Но в Германии тоже были осведомлены о внутреннем положении России, и не спешили принимать предложения большевистского правительства о заключении мира, стремясь извлечь из ситуации максимальную выгоду.

Дабы сделать большевиков посговорчивее, 18 февраля 1918 года германские войска перешли в наступление. Деморализованные войска были не в состоянии эффективно сдерживать натиск противника.

«Часть бывшего императорского флота располагалась в Прибалтике. Из-за наступления на Петроград немцев, которые с суши отрезали доступ к порту, флот оказался блокирован. А для обороны Петрограда Балтийский флот имел огромное значение, поэтому наши враги и стремились его уничтожить. В то же время у бывших союзников, в частности у США и Англии, на Россию были свои планы: они собирались поделить её между собой и распределить сферы влияния, но никак не поддерживать в борьбе с немецкими войсками. Так, в начале 1918 года английское командование отдало приказ своему флоту прекратить все боевые операции в Балтийском море, что, конечно же, создало германским Военно-морским силам весьма благоприятные условия для нанесения удара по российскому флоту», — рассказала в беседе с RT доктор исторических наук, профессор РУДН Наталия Георгиева.

Нависла угроза захвата Ревеля (Таллина), главной базы Балтийского флота. Корабли необходимо было немедленно спасать и выполнение этой задачи легло на плечи капитана 1-го ранга Алексея Щастного.

Октябрьская революция окончательно расколола офицерский корпус русского флота. Многие открыто встали на путь борьбы с большевиками. Щастный оказался в числе тех, кто стал сотрудничать с новой властью.

Его, по сути, выбрали командующим Балтийским флотом. Выбрали те самые матросы, которые в марте 1917 года расстреливали и топили «офицерье». «Я не рвался к власти и был утвержден вопреки», — говорил потом сам Щастный.

19 февраля первый отряд кораблей Балтийского флота ушел из Ревеля в Гельсингфорс (Хельсинки). Суда уходили в Финляндию, потому что ледовая обстановка не позволяла двигаться к Кронштадту.

Последние корабли ушли из Ревеля 25 февраля, буквально под носом у вступивших в город немцев.

Но Гельсингфорс тоже не стал спасением. Подписанный 3 марта 1918 года Брестский мир предполагал, что русские корабли должны разоружиться и покинуть финляндские порты. Отсрочка предоставлялась до улучшения ледовой обстановки на Балтике.

Русские корабли были лакомым для немцев куском. Да, захват их стал бы нарушением договора, но что смогло бы, кроме гневных слов, противопоставить этому советское правительство?

Щастный снова собирает офицеров, революционных комиссаров и говорит — единственный шанс на спасение флота состоит в немедленном переходе в Кронштадт. Да, в тяжелой ледовой обстановке, да, под прессингом финнов, которые уже пытались захватить часть кораблей, но это лучше, чем ожидать, что твою участь за тебя решит кто-то другой.

12 марта 1918 года из Гельсингфорса уходят четыре линейных корабля и три крейсера в сопровождении двух ледоколов. Через пять дней они уже Кронштадте.

К началу апреля германские части численностью до 15 тысяч штыков уже открыто действуют в Финляндии. Но 4 апреля из Гельсингфорса отправлен второй отряд кораблей — два линкора, два крейсера, две подводные лодки.

Выведя из-под удара главные корабли флота, Щастный стал готовить самый массовый поход. За пять дней с 7 по 11 апреля из Гельсингфорса ушли 45 эсминцев, три миноносца, десять подводных лодок, пять минных заградителей, шесть тральщиков, одиннадцать сторожевых кораблей, 81 вспомогательное судно.

Сам капитан Щастный уходил из Гельсингфорса последним, на штабном корабле «Кречет».

Корабли благополучно пришли в Кронштадт. От захвата немцами было спасено более 230 судов, включая 6 линкоров, 5 крейсеров, 59 эсминцев, 12 подводных лодок. 2 мая 1918 года операция «Ледовый поход» была полностью завершена.

25 мая 1918 года под предлогом вручения ордена за операцию по спасению судов Балтийского флота Щастного вызвали в Москву. На деле же у него состоялся жёсткий разговор с Троцким, после которого капитана арестовали «за преступление по должности и контрреволюционные действия». Весть об аресте героя Ледового похода обескуражила высшие военные круги. Начались митинги в защиту Щастного, коллеги капитана требовали провести открытое следствие. В следующие дни Троцкий лично расспрашивал свидетелей об отношении Щастного к советской власти. По словам очевидцев, Щастный сожалел, что вынужден сотрудничать с советской властью, однако другой альтернативы у него не было.

Во время суда Троцкий, который был единственным свидетелем обвинения, заявил буквально следующее: «Щастный, совершая геройский подвиг, тем самым создавал себе популярность, намереваясь впоследствии использовать её против советской власти».

Несмотря на слабую доказательную базу и недостаточность улик, 20 июня 1918 года Алексея Щастного приговорили к расстрелу «по обвинению в подготовке контрреволюционного переворота и в государственной измене». Казнь произошла в ночь на 22 июня.

В своей предсмертной записке Щастный писал: «В революции люди должны умирать мужественно. Перед смертью я благословляю своих детей Льва и Галину и, когда они вырастут, прошу сказать им, что иду умирать мужественно, как подобает христианину».

По материалам RT, издания «Аргументы и Факты» и открытым источникам

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати