В январе 1956 года началось строительство первой советской береговой базы в Антарктиде.
К систематическому изучению Антарктики в СССР приступили только в середине 1950-х годов в связи с проведением Международного геофизического года (1957-1958). Для организации и проведения исследований в этом районе решением правительства Советского Союза во второй половине 1955 года была создана Комплексная Антарктическая экспедиция (КАЭ) Академии наук СССР. В ее задачи входила организация главной базы на побережье континента, выбор места для внутриматериковых научно-исследовательских станций, а также проведение комплексных океанологических исследований в Индийском секторе антарктических вод. Всего в экспедиции (вместе с экипажами судов), которую возглавил доктор географических наук, Герой Советского Союза Михаил Сомов участвовали 425 человек.
Флагман экспедиции дизель-электроход "Обь", 30 ноября 1955 года вышедший в первый антарктический рейс из порта Калининграда, 5 января 1956 года подошел к берегам Антарктиды и пришвартовался к краю припая бухты Депо. Советские граждане впервые высадились на антарктический материк. Наземными отрядами и с воздуха начались поиски подходящего места для организации базы. 14 января такое место было найдено на побережье моря Дейвиса в районе острова Хасуэлл на материковом льду и скалах на высоте 35 метров над уровнем моря в точке с географическими координатами 66°33' южной широты и 93°01' восточной долготы. Району высадки экспедиция присвоила название Берег Правды.
15 января "Обь", форсировав припайный лед, подошла к береговому барьеру у острова Хасуэлл. Участники экспедиции приступила к выгрузке и строительству дороги с припайного льда на берег. После этого были выгружены тракторы, сани, вездеходы и началась разгрузка с палубы и из трюмов. 20 января в припае поблизости от "Оби" остановилось второе экспедиционное судно – дизель-электроход "Лена", а 7 февраля к месту разгрузки подошло рефрижераторное судно с продовольствием.
13 февраля того же года, радиоинженер Пётр Целищев поднял флаг СССР над первой советской станцией в Антарктиде. Именно с неё — полярной станции «Мирный» — началась история освоения нашей страной Белого континента, которая продолжается по сей день.
Станция «Мирный» стала главной базой, своего рода штабом, откуда впоследствии шло руководство всеми остальными советскими станциями.
«Мирный» является самой знаменитой советской (а затем и российской) антарктической базой. В лучшие годы на ней работали и жили до 200 полярников.
За годы существования станции там были построены 21 здание и один аэродром. Бум строительства пришёлся на 1970-е. Домов стало так много, что в «Мирном» даже появилась улица, носящая имя Ленина.
В начальном периоде исследований с 1956 года до конца 1960-х годов основное внимание в деятельности Комплексных Антарктических экспедиций было уделено созданию инфраструктуры исследований – строительству новых станций и рекогносцировочным санно-гусеничным походам, которые позволили получить первые сведения о природных процессах внутри континента. На картах появились названия новых географических объектов. Многие открытые горы, бухты, заливы, мысы, побережья, озера и другие географические объекты получили названия на русском языке. Одним из важных результатов исследований стало создание в 1966-1969 годах двухтомного атласа Антарктики, удостоенного Государственной премии СССР.
16 декабря 1957 года в глубине ледяного континента, откуда до ближайшего побережья 1260 километров, была основана станция «Восток». Это место — одно из самых экстремальных на Земле с точки зрения климата. Там стоят жуткие морозы, дуют сильнейшие ветра, а влажность воздуха зимой близка к нулю. Пар, выходящий изо рта, мгновенно замерзает: полярники называют это явление «шёпот Антарктиды».
21 июля 1983 года на станции «Восток» была зарегистрирована самая низкая температура приземного воздуха на планете: -89,2 °C. Этот рекорд был побит лишь спустя 30 лет: в 2013 году на японской станции «Купол Фудзи» зафиксировано -91,2 °C.
Кроме того, «Восток» знаменит своими научными исследованиями. Их много, но главное касается крупнейшего в Антарктиде подлёдного озера. Оно находится под толщей льда около 4 километров, а его открытие называют последним из важнейших географических открытий в истории человечества.
18 февраля 1961 года была открыта станция «Новолазаревская». В первую же зимовку на ней произошло событие, о котором потом говорил весь мир.
29 апреля полярник Леонид Рогозов почувствовал себя неважно: у него обнаружились слабость, тошнота, повышенная температура и боли в правом боку. На станции, конечно, был врач, но это был сам Рогозов. Поставив себе диагноз «острый аппендицит», Леонид попробовал лечиться антибиотиком, но лучше не стало. На следующий день температура ещё поднялась, и он принял решение провести хирургическую операцию самому себе.
Она продолжалась почти два часа. Ассистировали Рогозову инженер-механик и метеоролог. А начальник станции дежурил рядом на тот случай, если кому-то из ассистентов станет плохо и он, например, упадёт в обморок. Но всё обошлось. Воспалённый аппендикс был удалён, и уже через неделю хирург сам себе снимал швы.
В декабре 2007 года станция «Новолазаревская» вновь оказалась на слуху. Там впервые была построена баня. Её занесли в Книгу рекордов России как «первое в Антарктике здание русской бани из клееного бруса».
В 1970-1990-х годах были развернуты широкомасштабные ресурсные исследования. В этот период создали новые станции в тихоокеанском секторе Антарктиды: "Ленинградская" (1971) и "Русская" (1980). Число круглогодично действующих отечественных станций в Южном полярном регионе достигло восьми ("Молодежная" (1962), "Мирный", "Восток" (1957), "Новолазаревская" (1961), "Беллинсгаузен" (1968), "Ленинградская", "Прогресс" (1988) и "Русская"). Их расположение позволяло получать информацию практически со всего континента.
По материалам «АиФ», РИА «Новости», портала «История. РФ»
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs