ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Шведский камень на весах НАТО: чего ожидать от Анкары?

12:00 12.01.2024 • Мария Колесникова, кандидат политических наук, доцент МГЛУ

5-6 января состоялся визит в Турцию госсекретаря США Э. Блинкена, итоги которого не получили широкой огласки в СМИ. В числе обсуждаемых тем – ситуация в Газе, украинский конфликт, турецко-американские отношения в области торговли, инвестиций и безопасности и, конечно, вопрос о поддержке Анкарой вступления Швеции в НАТО. При этом по последнему пункту в открытой печати обошлись скромной формулировкой со ссылкой на американского эмиссара об «обсуждении последних шагов в процессе»[1], а также подчеркнули, что США надеются на положительное решение вопроса в ближайшие несколько недель.

Такие сдержанные заявления наталкивают на мысль, что прийти к четкому соглашению по срокам реализации столь ожидаемого всем НАТО-сообществом шага вновь не удалось. Турция продолжает увязывать членство Швеции в Североатлантическом альянсе с усилиями Анкары по закупке 40 новых истребителей F-16 американского производства и комплектов для модернизации своего уже существующего парка. Некоторые эксперты отмечают, что несмотря на одобрение в конце декабря 2023 г. протокола о заявке Швеции на вступление в НАТО комитетом по международным делам Великого национального собрания Турции, в самом турецком парламенте, как, впрочем, и в Конгрессе США, до сих пор нет однозначного консенсуса по «скандинавскому» и «оружейному» вопросам[2]. Предполагается, что антиизраильская риторика Эрдогана и его заявления в поддержку ХАМАС также не способствуют упрочению доверия с Вашингтоном и усложняют процесс принятия решения по F-16, хотя и два данных сюжета напрямую не связаны.

На данном этапе алгоритм действий турецкой стороны должен выглядеть так: голосование по шведскому вопросу на Генеральной ассамблее турецкого парламента, затем скрепление финального решения подписью президента Р.Т. Эрдогана. Однако перед новым годом глава комитета по международным делам Великого национального собрания Турции Ф. Октай заявил, что скорого голосования Генассамблеи по заявке Швеции на вступление в НАТО ожидать не стоит[3]. Такое «откладывание» становится укоренившейся традицией в политике Турецкой Республики.

Напомним, что официальные претензии Анкары связаны с «мягкой политикой» Стокгольма по отношению к представителям осевших в стране курдских групп, которые турецкая сторона причисляет к террористическим. Изменения в турецкой риторике произошли на саммите Североатлантического альянса в Вильнюсе в июле 2023 г., на котором Р.Т. Эрдоган заявил, что его государство «никогда не выступало против расширения НАТО»[4], однако подчеркнул, что финальное решение по вопросу шведской заявки останется за парламентом Турции сразу после возвращения с каникул в октябре. 1 октября у здания парламента Турции произошел теракт, а 7 октября обострился новый виток палестино-израильского конфликта, что было использовано турецкими властями для очередного затягивания процесса по НАТО. В середине ноября заседание по протоколу о заявке Швеции в парламентском комитете было отложено за необходимостью более детального обсуждения инициативы, а в конце месяца турецкий министр иностранных дел Х. Фидан в беседе с шведским коллегой Т. Билльстремом выразил мнение, что все будет окончательно согласовано в течение нескольких ближайших недель.

В этой связи у многих обозревателей справедливо складывается впечатление, что Турция намеренно затягивает с принятием решения, чтобы приобрести побольше очков и выторговать себе максимальные бонусы в переговорах с западным миром.

С одной стороны, перспективу одобрения турецкой стороной шведской заявки едва ли можно ставить под сомнение, поскольку атлантический вектор является неотъемлемой частью современной политики Анкары. Членство Турции в НАТО по-прежнему остается ее важным активом, учитывая натовскую и американскую инфраструктуру многоцелевого назначения, развернутую на территории республики, ее тесные экономические связи со странами альянса, зависимость от иностранных комплектующих для развития национального ВПК. В американской же стратегии Турции традиционно отводилась роль основного аванпоста против России на южном фланге НАТО, а сама страна воспринималась как благоприятный район для ведения разведывательной деятельности, что сохраняет во многом свою актуальность и сейчас.

С другой стороны, в последние годы прослеживается стремление турецких правящих сил к проведению более самостоятельной поведенческой линии в рамках Североатлантического союза. Сейчас это выражается, в частности, в активизации военных и экономических контактов с Россией и Китаем, особой позиции по вопросу западных санкций в отношении РФ в связи с украинским кризисом и др. Кроме того, географическое положение страны, находящейся на перепутье ближневосточных конфликтов, позволяет держать некоторые козыри в дипломатическом рукаве для ведения переговоров с позиции торга (например, попытки давления на страны Запада в вопросе сирийских беженцев). В то же время, как представляется, такое поведение свидетельствует скорее об определенной политической игре турецких правящих сил и сохранении тактики балансирования между различными игроками с целью максимального извлечения выгоды для себя, нежели о принципиальной готовности проводить свою автономную линию на международной арене.

Следует также учитывать сложную экономическую ситуацию в республике (инфляция в Турции выросла до 64,8% в годовом исчислении в декабре 2023 года[5]), которая, несмотря на риторику первых лиц о диверсификации внешних контактов, диктует необходимость ориентации на ведущие экономики первого эшелона.

Значим и фактор грядущих муниципальных выборов (запланированы на 31 марта 2024 года), которые, по оценкам обозревателей, должны стать «проверкой на политическую прочность и национальное доверие» для правящей Партии справедливости и развития и лично для Р. Эрдогана. Турецкому лидеру предстоит побороться за взятие реванша в электоральной гонке (в первую очередь, в Стамбуле и Анкаре, где посты мэра сейчас занимают представители оппозиционных сил).

На этом фоне «шведский вопрос» может стать атрибутом политического жонглерства в руках турецкой правящей элиты с учетом стоящих на повестке целей и задач на внутри- и внешнеполитическом поле, а его окончательное решение может затянуться на весьма неопределенный срок.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] https://www.reuters.com/world/turkey-says-it-discussed-gaza-swedens-nato-accession-with-blinken-2024-01-06/

[2] https://www.france24.com/en/europe/20231226-turkey-parliament-committee-approves-sweden-s-bid-to-join-nato

[3] https://www.aljazeera.com/news/2023/12/26/turkish-parliaments-foreign-affairs-commission-approves-swedens-nato-bid

[4] https://www.aa.com.tr/ru/%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D1%8D%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D0%BD-%D1%82%D1%83%D1%80%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B2%D1%81%D0%B5%D0%B3%D0%B4%D0%B0-%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%B0%D0%BB%D0%B0-%D1%81-%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-%D0%B8-%D1%81%D0%BE%D1%8E%D0%B7%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE/2941742

[5] https://iz.ru/1629841/2024-01-03/smi-soobshchili-o-pokazatele-godovoi-infliatcii-turtcii-v-65

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати