Осенью 1863 года эскадры под командованием контр-адмиралов Степана Степановича Лесовского и Андрея Александровича Попова прибыли в Нью-Йорк и Сан-Франциско. Изучению причин, обстоятельств и результатов дружественного визита русских моряков к западному и восточному берегам Северной Америки посвящено немало серьёзных научных исследований в России и США.
160 лет назад, в сентябре-октябре 1863 г., к восточному и западному побережьям Америки прибыла русская морская экспедиция - эскадра контр-адмирала С.С.Лесовского (к берегам Нью-Йорка) и тихоокеанская эскадра контр-адмирала А.А.Попова (в Калифорнию). Сообщая о торжествах в Вашингтоне в честь наших моряков, госсекретарь У. Сьюард писал, что «президент Линкольн… искренне хотел бы, чтобы прием в столице мог бы отразить сердечность и дружелюбие, которые наша страна испытывает в отношении России». Лондонская «Тайм» с огорчением сообщала: «Муниципалитет и высшая буржуазия решили осыпать разными почестями русских офицеров… Зато французских и английских моряков вовсе не видно на берегу, хотя до 5000 их находится на тесном пространстве здешней морской стоянки… [Офицеры] не желают играть второстепенную роль на празднествах, где львами являются русские».
Появление русских эскадр у берегов Северной Америки способствовало перелому в Гражданской войне в США в пользу Союза северных штатов. Международное значение прихода кораблей из России и добрые дела русских моряков (например, самоотверженное участие в тушении катастрофического пожара в октябре 1863 года в Сан-Франциско) засвидетельствованы самыми разными документами: от заявлений и донесений официальных лиц до весьма эмоциональных публикаций в газетах. Память о шести русских матросах, которые, борясь с огнём, погибли и были похоронены со всеми воинскими почестями, до сих пор сохраняют надгробия американского кладбища. Но в архивах ещё хранится немало не исследованных пока источников, способных подарить нам новые исторические открытия.
Прибытие русского ВМФ полностью изменило ситуацию - ликвидирована угроза судоходным путям, порты оказались под защитой, а положение законного правительства США упрочилось. Контр-адмирал Андрей Попов распорядился: «В случае появления в порту какого-либо корсара, снаряженного возмутившимися штатами, «приготовиться к бою и развести пары». Если же ворвавшийся в порт корсар прямо начнет неприятельские действия, то… возмутителя общественного спокойствия атаковать».
Заморская эпопея, хотя и стала событием геополитического масштаба и героического характера, складывалась из поступков конкретных людей – государственных и военно-морских деятелей, дипломатов, офицеров, матросов. Большую роль в ней играли человеческие отношения, как протокольно-официальные, так и повседневно-бытовые, обусловленные естественными людскими мотивами. 23 октября 1863 года спасая жителей Сан-Франциско от огня во время охватившего город пожара русские моряки пришли на помощь. Контр-адмирал Попов приказал подчиненным помочь американцам. «Нельзя не упомянуть благородный дух, проявленный русским флотом, который сейчас находится в гавани, командование которого выслало на место пожара почти двести своих моряков… Русские моряки продолжали [тушить пожар] до тех пор, пока один за другим не были почти полностью истощены», - писала местная газета Daily Alta California. Шестеро моряков погибли в борьбе с огнем - их похоронили на морском кладбище острова Маре. Жители Сан-Франциско жертвовали деньги на помощь раненым, а Городской совет Сан-Франциско вручил адмиралу Попову благодарственное письмо. В 1994 году российское консульство в Сан-Франциско установило новые памятники на могилах наших погибших соотечественников.
Появление русской военной эскадры преследовало важную цель - создать угрозу торговому судоходству Великобритании и Франции и продемонстрировать поддержку правительству Линкольна в его борьбе с мятежными южными штатами. Россия добилась поставленных задач.
Безусловно, особую роль в формировании теплого периода российско-американских отношений сыграла личная взаимная симпатия правителей двух стран – Александра II и Авраама Линкольна, состоявших в дружеской переписке. Судьбы царя и президента отразили сходство их исторических миссий. Русский император вошёл в историю как «Царь-Освободитель»; американского президента называли «Великим освободителем». Успехи во взаимодействии двух стран стали следствием также напряжённой дипломатической работы (в том числе, в сфере торговли и инвестиций).
Вице-адмирал, научный сотрудник филиала ЦВММ «Музей Балтийского флота» Виктор Литвинов писал: «Когда в июне 1864 года перед возвращением в Россию русские моряки прощались с американцами, в военно-морских базах и портах Америки прокатилась волна громких встреч и выступлений. Северяне благодарили за оказанную помощь в борьбе с рабовладельческим Югом. Мэр Бостона заявил: «Русская эскадра принесла с собой чувство международного братства, свое нравственное содействие… Россия показала себя в отношении к нам мудрым, постоянным и надежным другом». Жаль, что американские политики забыли об этих словах».
По материалам «АиФ», Российского исторического общества, МИД России
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs