С 19 по 26 сентября в Нью-Йорке проходила неделя высокого уровня 78-ой Генеральной Ассамблеи (ГА ООН) Организации Объединенных Наций (The UN General Assembly). По образному выражению официального представителя России при ООН Василия Небензи, неделя высокого уровня ГА ООН— это своего рода ооновский Новый год, сентябрьская сессия знаменует завершение предыдущего и начало нового ежегодного переговорного цикла в ООН. В этом году, вокруг недели высокого уровня наблюдался небывалый ажиотаж, вызванный большим количеством как официальных заседаний, так и разного рода мероприятий «на полях».[1]
Как было указано в преамбуле Повестки, мировые лидеры должны собраться в Нью-Йорке на ежегодных общих прениях высокого уровня для рассмотрения важнейших проблем, стоящих перед человечеством «по восстановлению доверия и возрождению глобальной солидарности, а также ускорению действий по осуществлению «Повестки до 2030 года» для достижения сформулированных целей ради мира, процветания, прогресса и устойчивого развития для всех».[2] Вот так – за все хорошее и против всего плохого.
Главы государств и правительств большинства стран обычно стараются не упустить возможность лично обратиться к мировому сообществу с трибуны ООН. Правда, в этом году уровень участников оказался несколько ниже, чем в прошлом году. Из пяти стран, являющихся постоянными членами Совета Безопасности ООН только США представлены на уровне главы государства. Джо Байден выступил с речью в день открытия Недели - 19 сентября. Китай, Великобритания и Франция прислали представителей уровнем ниже. Российскую делегацию возглавил министр иностранных дел Сергей Лавров, который обратился к Генассамблее 23 сентября.
Тон нынешних дискуссий был, мягко говоря, тревожным и, как и ожидалось, разнонаправленным. Задавая его во вступительной речи, генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш предупредил собравшихся о том, что «современный мир становится неуправляемым и «слетает с катушек» (becoming unhinged), растет геополитическая напряженность, нарастают глобальные проблемы и мы, похоже, неспособны объединить усилия, чтобы их решить». Генсек ООН выразил уверенность, что всем нужно меняться в ногу со временем, отметив, что «само по себе нынешнее стремительное продвижение к многополярному миру во многом позитивно, поскольку открывает новые возможности для справедливости и сбалансированности в международных отношениях». Но при этом заметил, что «многополярность, как таковая не может гарантировать мира, поэтому многополярный мир нуждается в сильных и эффективных многосторонних институтах».[3]
Общеполитические дебаты на сессиях ГА ООН по давней традиции открывает Бразилия, а следом слово получают представили страны-хозяйки - США.
В своем выступлении бразильский президент Луис Инасио Лула да Силва не стал искать подходящие слова и заявил о недееспособности ООН в процессе урегулирования международных конфликтов, подвергнув жесткой критике практику односторонних санкций в отношении России. Досталось и Совету Безопасности ООН, который, по его словам, оказался «хрупок и постепенно теряет авторитет», заметив, что паралич СБ является самым красноречивым доказательством необходимости срочности его реформирования, придания ему большей репрезентативности и эффективности».
По его мнению, «ООН как ведущая международная организация не справляется сегодня с выполнением своей роли строителя более справедливого и братского мира, поэтому у ООН должно хватить смелости заявить о своем негодовании по поводу неравенства, и по конфликту на Украине, который обнажил нашу коллективную неспособность добиться преобладания целей и принципов Устава ООН».
Американский президент начал свою речь с рассказа о его недавней поездке во Вьетнам, преподнося ее как пример залечивания исторических ран и превращения прошлых противников в партнеров, а также ратовал за поддержание в мировой политике «коренных принципов Соединенных Штатов!» и заодно «за ускорение климатического кризиса!». В конце выступления долго и нудно говорил об Украине. В целом 30-минутное выступление Байдена изобиловало выражениями типа «Россия одна во всем виновата, и в начале конфликта, и в том, что тот сейчас никак не завершится» и упирал на неприкосновенность таких «сакральных» (sacrosanct) ценностей, как суверенитет, территориальная целостность и права человека.
Но для американской прессы главным стало не выступление Байдена, а заокеанский вояж украинского президента Владимира Зеленского, который, по мнению The New York Times, происходил на фоне растущей усталости американского общества от «войны».
Поэтому, наверное, не случайно, вторую скрипку «в американском оркестре» играл «традиционный друг и союзник Байдена» - президент Незалежной и профессиональный артист Владимир Зеленский. Несмотря на американскую поддержку выступал Зеленский при практически пустом зале. Наверное, поэтому репортаж украинского телевидения о его выступлении был смонтирован так, будто он одновременно вещал с трибуны и слушал себя в том же зале.
Кроме того, выступление Зеленского, по мнению постпреда России при ООН Василия Небензи, являлось грубым нарушением регламента, т.к. по правилам организации в ходе общеполитической дискуссии первыми должны выступать лидеры стран, входящих в СБ, а Украина к их числу не относится. Но хозяева не первый раз творят, что хотят: например, не дают визы членам российских делегаций. И здесь Зеленскому слово дали вне очереди, т.е. в первой десятке после американского президента. Видимо, и в ООН регламент писан не для всех одинаково и определяет его не руководство Организации? Глава российской делегации Сергей Лавров указал на итоговой пресс-конференции по итогам недели высокого уровня на «запредельное доминирование» граждан стран НАТО и ЕС в секретариате организации.
Что касается выступления Зеленского, то оно было выдержано в «американских тонах», да, собственно, это и понятно. Как говорится, «кто заказывает музыку, тот его и танцует!». Свою роль Зеленский исполнял на «союзном» английском. Даже в старательно помятой имиджмейкерами одежде-милитари, его тяжелый акцент и хриплый голос звучал в зале Генассамблеи, все равно как-то по-детски. Видимо поэтому Зеленский максимально сконцентрировался на «взрослых темах»: требованиях запрета ядерного оружия для России, призывах лишить нашу страну не только ядерного оружия, но и права вето, а для начала дать Генеральной Ассамблее возможность преодолевать вето постоянных членов СБ.
Отвечая Байдену, Зеленскому и иже с ними Сергей Лавров сначала на заседании Совбеза, а потом и с трибуны Генеральной Ассамблеи, говорил на родном «великом и могучем» - русском, одном из шести официальных языков ООН. По мнению Сергея Лаврова, визитной карточкой коллективного Запада давно стали неприятие принципа равноправия и тотальная недоговороспособность. Поэтому, касаясь переговоров с Украиной, Сергей Лавров отметил, что Россия со своей стороны готова к ним, но не станет рассматривать предложения о прекращении огня. Россия также не собирается подталкивать Зеленского к отмене введенного им запрета на переговоры и давать ему какие-то ангажементы. По его словам, так называемая формула мира, предложенная Зеленским, абсолютно нереализуема, и все это знают. А если Запад говорит, что конфликт должен решаться на поле боя, значит - на поле боя, заявил министр иностранных дел РФ позже на пресс-конференции.
Выступление Сергея Лаврова, как это бывало и раньше, аудитория слушала с большим вниманием и даже с настороженностью. Министр говорил достаточно жестко, но конструктивно. По его словам, существующая архитектура глобального управления требует скорейшего реформирования, т.к. реформы в целом назрели. Организация Объединенных Наций и ее структуры, по его мнению и, прежде всего, Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности являются отражением современного миропорядка, сложившегося после Второй мировой войны, и единственное подлинно глобальным вече, призванном служить поддержанию международного мира и безопасности. Хорошо ли оно, плохо ли, но лучшего все равно нет. Сегодня ООН безальтернативна, хотя бы потому, что универсальна и сама служит альтернативой пресловутому «порядку, основанному на правилах», которым коллективный Запад пытается подменять ее устав и вообще общепринятые нормы международного права».
Он также отметил, что все более востребованным становится и расширение Совета Безопасности, исключительно через устранение недопредставленности в его составе стран мирового большинства: Азии, Африки и Латинской Америки.
По словам официального представителя министерства Марии Захаровой, в своем выступлении «министр подробно представил российские принципиальные подходы к важнейшим глобальным вызовам, включая дальнейшее развитие системы международных отношений с прицелом на формирование подлинно справедливого многополярного миропорядка, основанного на целях и принципах Устава ООН во всей их полноте и других основополагающих международно-правовых нормах.
Как отметила британская The Telegraph, реформирование Совета Безопасности ООН страны видят по-разному. Джо Байден, например, предлагает сделать СБ «более инклюзивным и всеобъемлющим» и настаивает на включении в совет пяти или шести новых постоянных членов, включая Индию, Бразилию, Германию, ЮАР и Японию. У Москвы свои взгляды и предпочтения по тому, кто должен войти в Совбез. Поэтому, учитывая, что в ООН не хватает «мирового многообразия», позиция России заключается в том, чтобы именно страны Азии, Африки, Латинской Америки в дальнейшем пополнили его ряды.
«На полях» Недели высокого уровня 78-й Генеральной Ассамблеи ООН глава российского внешнеполитического ведомства провел более тридцати встреч с коллегами из стран СНГ, Азии, Африки и Латинской Америки. Были обсуждены перспективы двусторонних отношений, а также взаимодействие в рамках БРИКС, ШОС, ОДКБ и СВМДА. Состоялись отдельные встречи министров иностранных дел, на которых шла речь о конкретных аспектах нынешней фазы кризиса европейской безопасности в результате превращения Западом в течение долгих лет Украины в «антиРоссию». Выступление главы МИД РФ представляет комплексное видение нашей страной эволюции системы международных отношений и позиции ведущей международной площадки - Организации Объединенных Наций:
Первое: коллективный Запад во главе с США самочинно присвоил себе ранг вершителя судеб всего человечества и, обуреваемый комплексом исключительности, стал все чаще и шире игнорировать наследие стран-основателей ООН.
Второе, необходимость реформирования ООН и ее институтов, продиктована меняющимися условиями баланса политических сил в мире при переходе от однополярности к многополярному миру.
Третье, необходимость поиска согласия на основе взаимного уважения всех без исключения государств, входящих в ООН.
Четвертое, понимание того, что накапливаемые проблемы должны быть урегулированы без ущерба национальных интересов стран.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[1] Василий Небензя: Запад ослеплен стремлением наказать и подавить Россию 18.09.2023 года. Электронный ресурс: https://ria.ru/20230918/nebenzya-1896885126.html
[2] Генеральная Ассамблея – Неделя высокого уровня 2023 года 18.09.2023 года. Электронный ресурс: https://www.un.org/ru/high-level-week-2023
[3] Куда катится мир? Итоги Генеральной Ассамблеи ООН 25.09.2023 года. Электронный ресурс: https://tass.ru/opinions/18832295
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs