Многие привыкли смотреть на современную Австрию как на традиционно стабильный и нейтральный уголок Европы, а между тем в стране неуклонно и всё более динамично вызревают процессы, которые уже сейчас вносят заметную турбулентность в местный политический климат. А ведь в 2024-м – выборы в Национальный совет (нижняя палата парламента) и Европарламент, и, похоже, эта пора в альпийской республике будет весьма жаркой.
Как часто бывает, первыми возмутителями спокойствия стали социологи, которые вот уже на протяжении более полугода фиксируют неуклонное снижение доверия австрийцев к своему правительству во главе с канцлером Карлом Нехаммером. Правящая коалиция его Народной партии Австрии (ÖVP) и Зелёной партии (Grüne) стала утрачивать популярность по мере того, как их избирателям становилось очевидно, что «чёрно-зелёные» явно не справляются с теми вызовами, перед которыми сейчас оказывается страна. А для привыкших к размеренной и комфортной жизни австрийцев, как и для их немецких соседей, эти вызовы оказались довольно болезненны – долгие ковидные ограничения и порожденные ими экономические проблемы, ощутимая инфляция, а с ней и растущие ценники в магазинах и падение уровня жизни, взрывной рост тарифов, усталость от бесконечных мигрантов и, наконец, раздражающие сегодня многих активные информационные и внешнеполитические атаки на такую важную ценность «альпийской демократии», как национальный нейтралитет.
Испытание на прочность последнего в контексте украинского кризиса и санкций против России вкупе со всеми проблемами стало для большой части граждан импульсом к поиску альтернативы нынешнему политическому симбиозу консервативных «народников» и борцов за экологическую повестку. Актуальная повестка правительства должна лучше защищать наши интересы – решили австрийцы и вновь обратили внимание на евроскептиков из Австрийской партии свободы – АПС (FPÖ), которые быстро ориентируются в нуждах и предпочтениях населения и последовательно набирают очки. Напомним, что эта партия уже побывала в правящей коалиции во времена канцлерства Себастьяна Курца (АНП), но в 2019 году вылетела из власти вместе с роспуском тогдашнего кабмина из-за так называемого дела Ибицагейт, коррупционного скандала, где был замешан тогдашний вице-канцлер от АПС Хайнц-Кристиан Штрахе. Однако, похоже, австрийцы не злопамятны.
В свою очередь, правая Австрийской партии свободы, вероятно, уже лучше других усвоила, насколько глубоко задевают граждан любые неосторожные шаги со стороны политической элиты, затрагивающие их индивидуальный комфорт и уровень жизни или угрожающие втягиванию страны в любые международные разборки – будь то призывы дать приют толпам мигрантов, выделить деньги на Украину или отгородиться санкциями от России, чей газ сегодня горит в отопительных котлах и плитах почти половины австрийских домохозяйств. Поняли, и вложили тревоги сограждан в свои актуальные лозунги и риторику, включая осуждение антироссийского курса, проводимого ЕС.
И вот результат, названный местной прессой «катастрофой для «чёрно-зелёных» - случись выборы в Национальный совет сейчас, то за обе правящие партии отдали бы голоса в совокупности только 32% избирателей. За канцлерскую АНП - 22% и за «зелёных» - 10%. И фактически столько же - треть австрийцев - выразили готовность проголосовать за АПС (30%). Таковы итоги общенационального опроса, оглашённые в начале сентября авторитетной венской социологической службой PLG (Paul Lazarsfeld Gesellschaft für Sozialforschung). Их подкрепил и другой массовый опрос, проведённый почти в то же время компанией Unique Research. Результаты схожи – с 32% лидирует АПС, а правящая коалиция в аутсайдерах: АНП -24%, «зелёные» - 9%. На втором месте по популярности в опросах держатся пока оппозиционные социал-демократы. За них всё еще готовы голосовать 23% австрийцев (по данным Unique Research - только 21%).
Эти данные выявили не только рекордный уровень доверия населения страны к Австрийской партии свободы (FPÖ), но и фактический провал нынешней политики правящей коалиции и лично канцлера Нехаммера. «Если бы Австрия проголосовала в [ближайшее] воскресенье, это было бы политическим землетрясением», - резюмировал 1 сентября венский портал «Austria-Today». По мнению местных СМИ, лидер правых Герберт Кикль «является единственным, кто пользуется наибольшей благосклонностью избирателей». Ведь он всегда «был хорош в риторике и аргументации». Отметим - Кикль давно знаком австрийскому избирателю. В правительстве канцлера Курца он занимал пост министра внутренних дел и ещё тогда прославился тем, что изменил названия государственных «Центров регистрации мигрантов», просящих убежища, на «Центры обратного вылета». Этот штрих в его биографии красноречив сам по себе.
По сути же лидер правых скорее просто решил всецело опереться на конституционный принцип нейтралитета и твёрдо встал на защиту своего электората от миграционной политики Брюсселя. Что касается отношений с Москвой, то в АПС сегодня пристально следят за умонастроениями австрийцев и поддерживают позицию тех, кто не желает конфронтировать со страной, обеспечивающей их энергетическое благополучие. А таких большинство. Австрийский филиал известного немецкого института INSA раз за разом фиксирует в опросах рост числа граждан, не поддерживающих сегодняшний санкционный курс Евросоюза. Если в апреле этого года 41% респондентов высказывались за отмену санкций ЕС против России, то сентябрьский опрос INSA-Austria дал еще более впечатляющий результат - 54% австрийцев выразили эту позицию, отметив, что санкции имеют негативные последствия для Европы. Лишь 12% опрошенных считают, что жесткие меры против РФ дадут эффект. Не даром Герберт Кикль в случае своей будущей победы в борьбе за пост канцлера пообещал использовать право вето Австрии в Евросовете, чтобы отменить эти «бессмысленные санкции».
По поводу украинского конфликта Партия свободы тоже демонстрирует полную независимость своей позиции. Так, в марте, когда президент Украины Владимир Зеленский начал видеообращение к парламенту Австрии, депутаты АПС расставили на своих столах таблички с надписями «Нейтралитет» и «Мир», а затем дружно покинули зал. Кстати, более половины депутатов от СДПА тогда также бойкотировали мероприятие. Между тем, как известно, нынешнее федеральное правительство Австрии придерживается позиции, что в отношении Украины оно нейтрально только касательно военных действий, а не политических принципов. Не поставляя оружие Киеву, Вена всё же поддерживает санкции ЕС и разрешает поставки оружия, предназначенного для Украины, через австрийскую территорию. По этому поводу с сожалением высказался однажды в интервью «Известиям» посол России в Австрии Дмитрий Любинский, справедливо заметив, что «мы становимся свидетелями всё большего размывания австрийского суверенитета». Посол констатировал: «Австрия «свою» сторону выбрала», указав на резкие антироссийские заявления и безосновательную высылку наших дипломатов.
Рост популярности Партия свободы и её лидера явно без энтузиазма воспринимается в руководящих кругах ЕС. Близкая к ним брюссельская редакция небезызвестного издания Politico недавно отреагировала тревожной статьей, где представила Кикля как «пророссийского приверженца теории заговора» и сторонника «орбанизма», то есть политического курса премьера соседней Венгрии Виктора Орбана. Тем более, что и сам Кикль во время своего визита в Будапешт назвал Венгрию «прибежищем национального самоопределения и сопротивления глобалистскому вмешательству Брюсселя». Возможный приход АПС к власти Politico рассматривает как «катастрофу» для ЕС.
Очередные парламентские выборы в Австрии состоятся не раньше осени следующего года, но обеспокоенность их перспективами внутри правящей «чёрно-зелёной» коалиции ощутима. Канцлер Нехаммер понимает, что правому наступлению надо противопоставлять конкретные популярные у населения меры, которые сглаживали бы нынешние социальные проблемы, и предпринимает их – прошло весомое повышение пенсий, выплаты климатических премий и пр. В связи с небывалым миграционным кризисом на итальянском острове Лампедуза и угрозой цунами беженцев из Северной Африки Нехаммер решил ввести новый пограничный контроль на границе с Италией в Каринтии и Тироле. Помимо этого вот уже девять месяцев канцлер придерживается права вето в ЕС в отношении Румынии и Болгарии, отказывая им в доступе к не имеющей пограничных барьеров Шенгенской зоне, несмотря на всю критику и недовольство с их стороны. «Расширение может быть осуществлено только тогда, когда заработает защита внешних границ. Сейчас неподходящее время», — считает он.
На внешнеполитическом треке Нехаммеру приходится постоянно отбиваться от критики европейских коллег за сохранение тесных отношений австрийского бизнеса с Россией. На официальном уровне по инициативе Вены диалог по торгово-экономической повестке де-факто заморожен, но в деловых кругах настроения иные. Деловой настрой предпринимательского сообщества никуда не исчез. Здесь мало желающих потерять привлекательный своей масштабностью выгодный российский рынок. При всей жесткой санкционной «атмосфере» из 650 австрийских компаний, работавших в России, полностью свернули свой бизнес и ушли считаные единицы.
Сам Нехаммер не раз уже публично давал понять, что для Австрии остается приоритетом сотрудничество в энергетической сфере и в перспективе пока будет таковым. Хотя, следуя политической конъюнктуре, делал это не без гримас – мол, Австрия продолжит закупать у России газ, однако «считает это неприятной необходимостью». Под давлением со стороны ЕС министр иностранных дел Австрии Александр Шалленберг недавно вынужден был заявить о намерении «радикально снизить нашу энергетическую зависимость от России». Но в будущем. Предполагается, что это произойдёт к 2027 году, хотя многие эксперты в этом сомневаются. Пока же часть газовых поставок идет через Германию и Италию, и эти маршруты Вена намерена развивать.
Впрочем, порой кабинету Нехаммера проще бороться с внешними вызовами, чем с внутренними. Австрийцы вряд ли простят «чёрно-зелёным» всколыхнувшую буквально всю страну историю с Австрийской телерадиокомпанией ÖRF. Точнее, с новым законом о её финансировании. Ещё на стадии публичного обсуждения он вызвал мощную волну критики в обществе, но тем не менее был буквально «протащен» через парламент и утверждён вопреки всем протестам и массовым призывам к депутатам его торпедировать. Закон предусматривает с 1 января будущего года обязательный налог для всех домохозяйств страны для финансирования ÖRF в расчёте не менее 15,30 евро в месяц на каждого австрийца. Таким образом федеральное правительство рассчитывает довести годовой бюджет телерадиокомпании до 789 миллионов евро. Зачем? Ответ очевиден. Как показывают социологические опросы, абсолютное большинство населения не согласно с таким налогом и считает его несправедливым. В частности, по данным опроса INSA 4-7 сентября, 67% граждан высказались против нового закона и лишь 23% считают налог на ТВ и РВ приемлемым. Как отмечает местная пресса, «этот результат является первой серьезной пощёчиной для тех политиков, которые привержены принудительному финансированию в массовом порядке ÖRF, и так доминирующей на медиарынке».
АПС не могла, разумеется, упустить столь шикарную возможность атаковать правительство и организовать ему ещё одну «пощёчину». Начала Партия свободы с организации массовой петиции против «карательного налога», призвав «сказать «нет» этой обдираловке». Как там отмечали, «пышные зарплаты руководителей ÖRF, роскошные пенсии и греховно дорогие «золотые парашюты» показывают, что ÖRF имеет не проблему доходов, а проблему расходов». Следующий этап протеста – коллективный иск в Конституционный суд Австрии, за подготовку которого взялась юридическая компания из Вены LVA24 Prozessfinanzierung GmbH.
Что касается других крупных игроков в оппозиции, то здесь наряду с АПС пытаются активизироваться социал-демократы. Но вообще дела у СДПА (SPÖ) под руководством Андреаса Баблера как-то не ладятся. Всего год назад «красные» при прежней главе партии Памеле Ренди-Вагнер имели рейтинг доверия в 29%, но, как видно, уже многое подрастеряли. На репутации социал-демократов весьма негативно отразилась, в частности, мутная история с борьбой за пост нового главы СДПА между Андреасом Баблером и Хансом Петером Доскоцилем после ухода Ренди-Вагнер из политики. Австрийцы с подозрением отнеслись тогда к июньской внутрипартийной чехарде, когда победителем голосования был первоначально объявлен Доскоциль, а в итоге партию возглавил Баблер. Всё якобы из-за путаницы в подсчёте голосов. Но эта схватка двух партийных функционеров для тихой Австрии стала большой сенсацией и в прессе сразу получила ранг «политического землетрясения» и «красного хаоса». «Эта партия еще может быть избрана?» - неистовствовали комментаторы.
И впрямь после резонансного скандала рейтинг социал-демократов стал несколько снижаться. Да и их новые попытки громче заявить о себе пока не встречают понимания. Так, большинство австрийцев весьма прохладно отнеслись к идее о 32-часовой рабочей неделе с полной оплатой труда, которую активно продвигал Баблер. Мол, тогда у австрийцев в будущем будет больше свободного времени. «Звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой: работай меньше, а зарабатывай столько же», - иронично-скептически откликнулась пресса. Зато всерьёз и с беспокойством отреагировал бизнес. Федерации промышленности Австрии заявила, что сокращение рабочего времени до 32 часов лишено экономического смысла и неизбежно приведет к значительным потерям доходов граждан. «В течение срока службы эти потери складываются в стоимость кондоминиума», - подсчитал президент федерации Георг Книл. И большинство граждан, как выяснилось, это понимают. Опрос, проведенный Unique Research для издания «Heute» (по телефону и онлайн, 800 респондентов), показал, что идею Баблера о свободном времени разделяют только 41% опрошенных. Ожидаемо самыми большими энтузиастами этого предложения стали сторонники СДПА, но немало, по язвительной реплике прессы, «желающих проводить время в яхт-клубах» оказалось и в рядах электората «зелёных». Впрочем, 48% опрошенных попросту отвергли инициативу социал-демократов как нереалистичную.
Внимательные наблюдатели определённо заметят, что нынешние политические расклады в Австрии во многом напоминают ситуацию в Германии, где правофланговая АдГ активной критикой политического курса коалиционного кабинета Шольца и щедрыми посулами перемен наращивают ряды своих сторонников, а в левом политспектре заметно теряют симпатии электората как Левая партия, так и пока находящаяся у штурвала власти СДПГ. Тренд очевиден, и мотивы его развития тоже во многом схожи. Но Австрия это всё-таки Австрия, и «альпийская демократия», вопреки всем текущим политическим прогнозам и ожиданиям, может преподнести в недалёком будущем ещё немало сюрпризов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs