Рождественские каникулы и новогодние фейерверки в Германии позади, и сразу после этого там началась горячая фаза короткой зимней кампании по досрочным выборам в бундестаг. 10 января в стране были опубликованы итоги нового общегерманского опроса «Политический барометр», проведенного социологами Elections Research Group из Мангейма по заказу телеканала ZDF. Как показала статистика, в целом расстановка политических сил в стране принципиальных изменений не претерпела, но некоторая динамика есть. При сохраняющемся лидерстве главного кандидата на победу - консервативного альянса ХДС/ХСС (30%) улучшили свой рейтинг правопопулисты партии «Альтернатива для Германии» (21%, +2%) и партия «Союз 90/Зелёные» (15%, +1%). Рейтинг социал-демократов под руководством канцлера ФРГ Олафа Шольца остаётся пока на уровне 14%, но теперь они лишь четвёртые. Все эти партии, как уже очевидно, и будут формировать новый парламент. Смогут ли войти в бундестаг другие партии из его прежнего состава, пока неясно. Если бы голосование по выборам в бундестаг проходило сейчас, то ни либералы СвДП, ни левоцентристский Союз Сары Вагенкнехт, ни Левая партия не смогли бы провести своих депутатов. Рейтинг каждой из этих партий на текущий момент не превышает 4%.
Тем не менее, как считают представители этих партий, отчаиваться рано, и продолжают упорно продвигать в массы свою агитацию и политические программы. Ведь, в конце концов, верят же в свою звезду представители других малых политических сил ФРГ! Как сообщила глава Федеральной избирательной комиссии Рут Брэнд, заявки на участие в борьбе за места в бундестаге подали в общей сложности 56 партий и политических объединений. Утверждение заявок состоится не позднее 14 января. Многие немецкие избиратели ощущают некоторую растерянность и впрямь полагают, что ситуация может снова измениться перед федеральными выборами. Для 53% опрошенных, как выяснилось, пока не очевидно, какая партия станет сильнейшей на выборах. Здесь любят вспоминать ситуацию на прошлых выборах в бундестаг 2021 года, когда СДПГ, ещё за восемь недель до их даты заметно отстававшая от христианских демократов, вдруг смогла совершить отчаянный спурт и в день голосования победила ХДС/ХСС с превышением в 1,6%. Кстати, на такой вариант в СДПГ рассчитывают и сегодня, однако в этот раз ситуация сложнее - разрыв составляет 16%, а Олаф Шольц сегодня гораздо менее популярен.
Но при всех раскладах сегодня ясно одно – будущее правительство Германии может быть только коалиционным. Альянс консерваторов при самых радужных прогнозах не сможет в одиночку сформировать дееспособный кабинет министров. А значит, после досрочных выборов страну ждут длительные и непростые переговоры по формированию стабильного правительства. В качестве вероятных немцы называют три варианта коалиций, которые имели бы достаточно устойчивое парламентское большинство. При этом чаще всего говорят о повторении чёрно-красной «Большой коалиции» между ХДС/ХСС и СДПГ, как это было во времена канцлерства Ангелы Меркель. Считается, что консерваторы и социал-демократы при всех своих расхождениях во взглядах и противоречиях, скорее всего, смогут найти компромиссы по ключевым вопросам развития Германии. Политологи, впрочем, не исключают и вариант коалиции ХДС/ХСС и «зелёных». Такая коалиция, возможно, была бы более противоречивой, но стала бы новым интересным опытом для консервативных политиков и дала бы более широкую опору на молодёжь, традиционно симпатизирующую «зелёным». Сам лидер ХДС и кандидат в канцлеры от альянса консерваторов Фридрих Мерц не раз давал понять, что чураться «зелёных» не стоит. Однако против сотрудничества с ними продолжает категорически возражать его баварский партнёр, глава ХСС, Маркус Зёдер. Что касается самих «зелёных», то они столь ярых антипатий в отношении ХДС/ХСС не проявляют.
Третий и наименее вероятный вариант коалиции – черно-красно-зелёный, когда бы в компромиссе сошлись ХДС/ХСС, СДПГ и «зелёные», получив в бундестаге твёрдое абсолютное большинство. Но такая картина скорее интересна математикам, чем политикам. Кроме того, во всех случаях большинство даже самих участников опроса «Политический барометр» не помышляют даже говорить о каких-либо альянсах ведущих партий с «Альтернативой для Германии». Все эти партии уже не раз подтвердили свой отказ от сотрудничества с правопопулистами на федеральном уровне. А среди самих избирателей, согласно «Политбарометру», отвергают участие «Альтернативы» в правительстве 67% всех респондентов.
Между тем в АдГ продолжают демонстрировать оптимизм и весьма обрадовались активной пиар-поддержке, прозвучавшей вдруг со стороны Илона Маска. В ФРГ уже много шума понаделал тот факт, что экстравагантный американский миллиардер, позиционирующий себя сегодня чуть ли не в роли «правой руки» новоизбранного президента США Дональда Трампа, публично поддержал правопопулистов в кампании по выборам в бундестаг, заявив, что «только АдГ может спасти Германию». А заодно осыпал других видных немецких политиков весьма обидными оскорблениями: за последние недели в свой соцсети «Х» Маск успел, например, без всяких оглядок назвать канцлера Германии Олафа Шольца «некомпетентным шутом», а президента страны Франк-Вальтера Штайнмайера – «антидемократическим тираном». Демарши Маска, окрылившие «альтернативщиков», были тут же осуждены всеми другими политическими партиями как прямое вмешательство американца в национальные выборы. Сам же Шольц проявил в ответ заявил, что не будет слишком много внимания уделять Маску, чтобы «не кормить тролля». А вот глава АдГ Алис Вайдель не могла поверить в свою удачу после слов миллиардера. Вдохновившись, она написала видеообращение на английском языке, в котором пожелала Маску и Трампу счастливого Рождества и хорошего начала предстоящего президентского срока.
Вечером 9 января в немецкой политической тусовке царило нервное оживление – многие с любопытством и нетерпением ждали громко разрекламированного прямого разговора Илона Маска на платформе «Х» с Алис Вайдель. В анонсе он подавался как «разговор с главным кандидатом в правительство Германии». И вот, наконец, распиаренный «Х»-стрим состоялся. Как выяснилось, за беседой Маска и Вайдель следило около 200 тысяч подписчиков соцсети. Плюс 150 экспертов Еврокомиссии в Брюсселе, а также работников Европейского центра по прозрачности алгоритмов (ЕСAT) из испанской Севильи. Эксперты должны были определить, насколько корректно платформа Маска придерживается европейского законодательства. В частности, важно было выяснить, не продвигают ли алгоритмы соцсети «X» интервью с Вайдель, попутно снижая охваты контента конкурирующих с АдГ партий и предоставляя тем самым АдГ «несправедливое преимущество». Чиновники Еврокомиссии обладают широкими полномочиями, которые позволяют им, в частности, посещать офисы компании «X» и запрашивать доступ к алгоритмам и корпоративной переписке. Решение ЕС выписать штраф «X» (он может достигать до 6% от годового дохода компании), как считает издание Politico, способно даже вызвать «дипломатическую войну» с будущей администрацией Трампа.
Впрочем, как довольно единодушно считают эксперты, на этот раз продвигать было особенно нечего. Несмотря на подчёркнуто-доброжелательную тональность со стороны Маска в 75-минутном «Х»-стриме Вайдель выступила не слишком убедительно, разговор был тематически малосодержательным, довольно размытым и вряд ли пойдёт ей на пользу. Палитра большинства откликов в СМИ весьма иронична: «Столько шума из ничего», «Хм, через день после довольно скучного разговора Германия все еще существует», «Нам следует перестать серьезно относиться к Маску, когда дело касается политики», «Маск добился своей цели и провел свое персональное шоу».
Однако за своё поведение Маск должен быть наказан, решили многие немецкие политики. По мнению организации LobbyControl, публичный разговор Маска с Вайдель на платформе «X» также можно рассматривать как политическую рекламу. Согласно партийному закону, который был реформирован в начале 2024 года, предвыборная реклама третьих лиц считается пожертвованием партии. Партийные пожертвования из стран, не входящих в ЕС, запрещены, а Маск и его платформа «X» базируются в США. Администрация бундестага немедленно начала проверку, может ли быть какое-либо незаконное влияние на федеральную избирательную кампанию. Согласно сообщению Handelsblatt, ещё ранее депутаты Европарламента от «зелёных» призвали к немедленному вмешательству Комиссии ЕС в отношении интернет-платформы «X» из-за нарушений Закона о цифровых услугах (DSA). «Личная приверженность Маска федеральной избирательной кампании в Германии, его предстоящая ключевая позиция в правительстве США и его способность влиять на политическую повестку дня в Германии посредством контроля алгоритмов на платформе «X» представляют собой системный риск для общественного дискурса и предстоящих выборов», говорится в алармистском письме евродепутатов. Ряд аналитиков СМИ полагают, что конечной целью Маска является стремление через политическое влияние поддержать свои экономические интересы в ФРГ, и он может использовать набирающую популярность АдГ в качестве своего лоббиста.
В ходе опроса «Политбарометр» социологи уточнили, какие проблемы более всего волнуют сейчас немцев и должны, прежде всего, учитываться партиями в предвыборной кампании. Треть опрошенных (34%) в качестве приоритета назвали сложное экономическое положение в стране. Рецессия затянулась, и избиратели ждут от политиков поиска надёжных путей вывода индустрии и сельского хозяйства из кризисной ситуации. Второй по значимости проблемой остаётся борьба с миграционным кризисом и защиты страны от потоков беженцев. На это указал каждый четвёртый избиратель (23%). В ряду приоритетных проблем немцы продолжат называть энергетическую политику и защиту климата и окружающей среды (15%), вопросы заработной платы и пенсий на фоне растущих цен (9%). Беспокойство в отношении продолжающегося конфликта на Украине и обострившихся отношений с Россией высказали 8% опрошенных.
Как показали проведенные после Нового года почти всеми партиями предвыборные конференции, в целом их политические программы охватывают этот спектр проблем. При их анализе видно, что одним из главных механизмов оживления экономики должны стать новая налоговая и инвестиционная политика в стране и стимулирование внутреннего потребительского спроса. Но подходы к этому у партий разные. В частности, СДПГ предлагает бизнесу бонусы в обмен на новые инвестиции в Германию. «Моё основное предложение – это наш специальный бонус «Сделано в Германии», который представляет собой налоговую премию на инвестиции в производство оборудования, - пояснил Шольц. - Эта премия будет напрямую способствовать росту Германии, она носит целевой характер, работает именно так, как мы себе представляем в нашей текущей экономической ситуации». А в сфере налогообложения СДПГ продолжают продвигать идею смещения налоговой нагрузки с основной массы населения на наиболее обеспеченных граждан со сверхвысокими доходами.
В ХДС/ХСС такой подход к налоговой политике не разделяют. Фридрих Мерц выступает за снижение всяческих обременений в первую очередь для наиболее эффективных производителей. Не только крупной промышленности, но и среднему бизнесу «нужно хорошее будущее. И именно поэтому мы хотим улучшить их возможности. В том числе и в налоговой сфере». «Прежде всего, налоги платят компании, которые приносят доход», — говорит лидер ХДС. - Поэтому главный вопрос: будут ли у нас эти компании в Германии в ближайшие несколько лет, или мы потеряем их сущность, экономическую сущность?» Его озабоченность вполне понятна – экономика Германии далеко не в лучшей форме.
«Зелёные» решили немного побыть популистами и предлагают за счёт бюджета поддержку семьям в 1000 евро в год. «Мы хотим сделать жизнь доступной и проще для всех в Германии», — заявила новый сопредседатель партии Франциска Брантнер газете «Rheinische Post». «Для этого мы освободим семьи на сумму до 1000 евро в год, делая электричество и мобильность доступными и создавая целевые налоговые льготы для населения в целом». «Зелёные» хотят в значительной степени исключить из семейных расходов налог на электроэнергию и сетевые сборы. Правда при этом не объясняют за чей счет.
В сфере миграционной политики все партии сходятся во мнении – её надо значительно ужесточить. Но степень ужесточения тоже видится по-разному. При этом оговаривается лояльный подход к «полезным» мигрантам. Как известно, традиционно наиболее радикально настроена «Альтернатива для Германии», требующая полностью закрыть дорогу беженцам в страну. Мерц тоже считает необходимым предельно сократить возможность приёма потенциальных беженцев. Шольц же утверждает, что его правительство и так ужесточило законы, снизив приток мигрантов. В частности, глава МВД Нэнси Фэзер (СДПГ) представила специальный план касательно пребывания сирийских беженцев в Германии. По данным министерства, в стране в настоящее время проживают порядка 975 000 сирийцев. Федеральное ведомство по делам миграции и беженцев рассмотрит и отзовёт предоставленную защиту беженцам, поскольку ситуация в Сирии стабилизируется. При этом тем, кто хорошо интегрирован, имеет работу, выучил немецкий язык и нашёл в ФРГ новый дом, все таки будет разрешено остаться, хотя в документе значительно расширяются и основания для депортации.
Консерваторы никак не хотят соглашаться с облегченным порядком предоставления немецкого гражданства, законодательно введённым недавно ещё действовавшей правящей «светофорной» коалицией. Фридрих Мерц выступает за лишение немецкого гражданства уже натурализованных лиц с двойными паспортами, если те нарушают немецкие законы. За серьёзное правонарушение Мерц предлагает лишать паспорта и депортировать нарушителя туда, откуда он прибыл изначально. Мерц убеждён, что облегчённая процедура получения немецкого гражданства при сохранении гражданства страны рождения является большой проблемой для Германии. Сопредседатель СДПГ Заския Эскин раскритиковала эту позицию Мерца, заявив, что лидер ХДС «сознательно играет с «правопопулистским огнём» и не подходит на должность канцлера всех немцев». Фактически, мол, Мерц превращает всех натурализованных иностранцев в немцев второго сорта. Для Мерца это немцы на испытательном сроке, заявила Эскин в интервью журналу Stern.
Фактически нет значимых разногласий между ведущими партиями и по вопросу увеличения военных расходов. Все они поддерживают курс на их существенное увеличение – по меньшей мере до 2% ВВП. Радикальнее всех неожиданно выступил лидер «зелёных», вице-канцлер Роберт Хабек, который предложил повысить оборонные траты до 3,5% ВВП, чем несколько озадачил Олафа Шольца, который сам ввиду украинского конфликта не раз призывал к росту военных расходов. Канцлер критически отозвался на эту инициативу в беседе с журналистом Stern: «Почти удвоить оборонный бюджет с чуть менее 80 миллиардов евро до 140, не сказав, на что будут потрачены эти деньги, и главное, откуда они возьмутся, кто будет оплачивать эти счета? Граждане?». Однако предложение Хабека оказалось в «духе дня» в свете внезапно прозвучавшего из-за океана требования Дональда Трампа к европейским партнерам по НАТО увеличить свои военные траты аж до 5% ВВП. Оно явно застало немецких политиков врасплох. Ситуация, похоже, вновь заставит политбомонд ФРГ задуматься о реалистичности своих военных амбиций и их экономической базе. И вряд ли здесь найдутся основания для оптимизма. Во всяком случае, даже «ястребы» в лидирующем альянсе ХДС/ХСС пока предпочли не комментировать новые трамповские инициативы. Не случайно Фридрих Мерц признавался, что ждет неприятностей от Трампа и призывал весь Евросоюз «срочно повзрослеть». «Нам необходимо ожидать разрушительных политических решений, которые будут приняты в США, когда Дональд Трамп станет президентом Соединенных Штатов», - говорил Мерц. Похоже, это время пришло.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs