В очередной раз провели ежегодную министерскую встречу между Россией и странами-членами АСЕАН с участием Генерального секретаря этой организации. Рассмотрели ход выполнения долгосрочного плана действий до 2025 г., который был принят на саммите Россия-АСЕАН в 2021 г. Особое внимание уделили таким направлениям, как высокие технологии, цифровизация, «умные» города. Отметили успешное проведение в феврале с.г. встречи министров, отвечающих за научно-технологическое развитие, а также первой в истории России-АСЕАН консультации по цифровому сотрудничеству, состоявшейся в июне с.г. Договорились сделать эту тематику регулярной в нашем взаимодействии.
Особое внимание уделили образованию. Уже готов и в ближайшее время вступит в силу рабочий план сотрудничества в этой сфере – во всех образовательных областях, включая конкретные специальности. Здесь накоплен хороший опыт. Этот план будет действовать до 2026 г. включительно.
Отдельно говорили о взаимодействии по борьбе с новыми вызовами и угрозами – терроризм, наркотрафик и другие формы организованной преступности. Подтвердили готовность расширять и углублять подготовку кадров для соответствующих структур стран АСЕАН на курсах МВД и ФСБ. Это сотрудничество имеет десятилетнюю историю и высоко оценивается нашими партнёрами.
Ещё одна тема – сотрудничество между АСЕАН и Евразийским экономическим союзом. В этом году исполняется 5 лет со дня подписания Меморандума о взаимопонимании между операторами Евразийской экономической комиссией и Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии в области экономического сотрудничества. Здесь есть хорошие перспективы. Об этом шла речь в ходе контактов между представителями ЕАЭС и странами-членами АСЕАН на полях Петербургского международного экономического форума в июне с.г. Ждем представителей АСЕАН на Восточном экономическом форуме во Владивостоке в сентябре с.г. У нас конкретные планы, нацеленные на развитие практического сотрудничества в разных областях во взаимных интересах всех участников.
Вопрос: АСЕАН упоминается в обновленной внешнеполитической концепции России, в том числе и как потенциальное ядро для большого евразийского партнерства, наряду с ШОС и ЕАЭС. Как асеанская десятка оценивает такой более широкий интеграционный контур? Обсуждались ли сегодня ещё какие-либо практические шаги по сближению АСЕАН с ЕАЭС и ШОС?
С.В.Лавров: Уже сказал, что ведется целый ряд конкретных мероприятий и предметные консультации о том, в каких сферах можно продвигать взаимодействие с пользой для дела и друг для друга. Концепция Большого Евразийского партнерства была сформулирована Президентом России В.В.Путиным на одном из первых саммитов Россия-АСЕАН в 2016 г. В качестве главных движущих сил этой концепции упоминались и АСЕАН, и ШОС, и ЕАЭС. Хочу подчеркнуть, что наше видение Большого Евразийского партнерства не ограничивается отдельными структурами, а является приглашением к сотрудничеству для всех без исключения организаций и стран, расположенных на нашем общем огромном евразийском континенте.
Между секретариатами всех трех структур (и ШОС, и АСЕАН, и ЕАЭС) установлены контакты, закрепленные в соответствующих меморандумах. Они нацелены на то, чтобы в практической работе каждая из этих организаций учитывала возможность объединения усилий со своими партнёрами. Это отражает наше стремление способствовать формированию Большого Евразийского партнерства не через искусственно сформулированные схемы, а «идя от жизни», от практических проектов, реализуемых «на земле» и в ЕАЭС, и в ШОС, и в АСЕАН. У нас всё больше и больше сфер совпадения интересов и планов, поэтому с оптимизмом смотрю на дальнейшее развитие.
Вопрос: Президент Турции Р.Т.Эрдоган заявил, что якобы имеются некие новые предложения по зерновой сделке от российского лидера Владимира Путина, которые сейчас турецкая сторона изучает. Действительно ли это так, и если да, в чем эти предложения заключаются?
С.В.Лавров: О каких-либо новых предложениях мне неизвестно, но судя по всему, речь идёт о том, что Президенты В.В.Путин и Р.Т.Эрдоган обсуждали уже давно. А именно о нашей общей готовности работать независимо от других договорённостей над льготными поставками зерна, прежде всего странам, которые испытывают наибольшую нужду в этом товаре.
Турция была заинтересована в том, чтобы помогать перерабатывать наше зерно и участвовать в схеме, которая позволит независимо ни от кого помогать развивающимся странам.
Вопрос: Слоган АСЕАН в этом году «АСЕАН имеет значение. Эпицентр роста», но организацию давно упрекают в неэффективности и в том, что она больше про речи, чем практические решения. Как вы оцениваете релевантность такого формата как АСЕАН, особенно на фоне роста влияния и продуктивности БРИКС? Что такого уникального вносит АСЕАН, чего не дают другие форматы?
С.В.Лавров: АСЕАН критикуют те, кто хочет заменить его в качестве механизма и главной действующей силы архитектуры безопасности и сотрудничества в этом регионе. Долгие десятилетия АСЕАН развивался в соответствии со своими принципами, которые заключаются, прежде всего, в необходимости искать консенсус, баланс интересов, что требует времени. Но зато те договорённости, которые достигаются через учёт интересов друг друга, на основе взаимной выгоды, — они гораздо прочнее тех, что были навязаны впопыхах в стремлении что-нибудь объявить погромче накануне того или иного электорального цикла в одном из государств, которое с такими заявлениями выступает.
Есть выражение: «метод АСЕАН» («ASEAN Way»). Это спокойный, вдумчивый метод, без рефлекторного реагирования на сегодняшние злободневные темы, порой искусственно раздуваемые и вбрасываемые в международную повестку. Именно этим АСЕАН всегда был ценен, и все превозносили опыт и возможности данной структуры собирать вокруг себя самых разных партнёров, включая Запад, Российскую Федерацию, Китайскую Народную Республику, Японию, достигать договорённости, которые закрепляются в декларациях и в документах посвящённых практическому сотрудничеству.
Не могу согласиться с тем, что АСЕАН неэффективная структура. Если Вы обратите внимание на документы, которые данная организация принимает десятками, вы увидите, что это очень насыщенная программа конкретных проектов в самых разных областях человеческой повседневной деятельности и устремлённой в будущее перспективной разработки. Документы отражают те тенденции, которые происходят в сфере науки, технологий, промышленности, защиты климата и т.д. Такого же рода документы принимаются, когда АСЕАН проводит встречи со своими партнёрами в рамках Восточно-Азиатских саммитов и в рамках регионального форума АСЕАН по безопасности. Это тоже разветвлённые проекты, которые включают в том числе вопросы борьбы с инфекционными заболеваниями, вопросы развития туризма (российские инициативы в рамках Восточно-Азиатских саммитов). Вопросы обмена опытом по линии волонтёрских движений, которые в странах данного региона получают всё больше развития, как и в Российской Федерации. Сюда же относятся и вопросы борьбы с террористической угрозой, обеспечение безопасности мореплавания и многое другое.
О данных проектах не все знают, потому что это повседневная, практическая, неброская работа, которая сейчас, к сожалению, не привлекает внимания СМИ. Средствам массовой информации «подкидывают» сюжеты, типа «угрозы» со стороны России и Китая или того, что на Украине «решается битва за свободы всего человечества». Ну и многое другое – конъюнктурное, продиктованное, как мы уже отмечали, внутриполитическими событиями в той или иной стране. Особенно в преддверии выборов, когда нужно набрать как можно больше очков и показать, какой ты способный, как быстро ты можешь решать вопросы.
Верно, что асеановские методы сейчас проходят серьезные испытания. В результате того, что США, их союзники всячески стремятся подменить асеаноцентричную архитектуру безопасности в АТР, складывавшуюся десятилетиями и всех устраивавшую до недавнего времени, своими «Индо-Тихоокеанскими стратегиями», внедрением блока НАТО в этот регион.
Вы, наверное, обратили внимания, что на прошлогоднем саммите в Мадриде и на нынешнем саммите в Вильнюсе НАТО заявила о своей глобальной роли. Й.Столтенберг на днях сказал, что безопасность – это не региональная, а глобальная задача. Уже проводится тезис о том, что безопасность в Евроатлантике и «Индо-Тихоокеанском регион», как они его называют, неделима. Туда планируется передвигать часть военной инфраструктуры НАТО, в том числе в те страны, которые были приглашены на вильнюсский саммит. Имею в виду и Австралию, и Новую Зеландию, и Японию, и Корею. Япония и Корея уже дают сигнал о том, что они не прочь у себя разместить американское ядерное оружие или обзавестись своим собственным. Это серьезная и опасная тенденция. Мы говорили об этом с нашими коллегами по АСЕАН. Говорили и с китайским представителем, руководителем Канцелярии Комиссии ЦК КПК по иностранным делам Ван И, с которым сегодня состоялась продолжительная встреча.
В целом, лозунги «Индо-Тихоокеанских стратегий» просто остаются призывами для публичного потребления теми, кто заинтересован в «раздувании» каких-то псевдосенсаций. Они на самом деле претворяются в жизнь: создан блок AUKUS, который состоит из США, Великобритании, Австралии и который предполагает реализацию проекта, прямо сопряженного с размещением ядерной инфраструктуры ядерного государства на территории неядерного государства. Создаются объединения, которые прямо нацелены на раскол АСЕАН. Например, четверка QUAD (США, Япония, Австралия, Индия) сейчас активно продвигает идею создать новый формат – QUAD+АСЕАН. По сути, это те же самые участники, которые входят в состав восточно-азиатских саммитов, но без России и Китая.
Вот какие последствия, какие замыслы стоят за лозунгом «Индо-Тихоокеанских стратегий». Нацеленность этих стратегий против Китая и Российской Федерации вообще не скрывается. Поэтому мы с г-ном Ван И сегодня достаточно подробно говорили о том, как нам выстраивать свою линию в этом регионе. Наша линия опирается, как и должно было быть (поскольку об этом договаривались) на необходимость укреплять, а не размывать центральную роль АСЕАН и необходимость для всех других стран этого региона и внерегиональных стран, сотрудничающих с АСЕАН, уважать те принципы, на основе которых эти отношения выстраивались. Запад не проявляет такого уважения, как, собственно говоря, не уважает и основополагающий принцип суверенного равенства государств. Здесь неуважение Западом этого проявляется, наверное, наиболее ярко.
Вопрос: В понедельник МИД Индонезии заявил, что в ходе проходящих сейчас министерских встреч АСЕАН страны-участницы ассоциации попросят Россию и другие ядерные державы присоединиться к Договору о зоне Юго-Восточной Азии, свободной от ядерного оружия. Получали ли Вы подобное обращение? Готова ли Россия присоединиться к этому договору и на каких условиях? Как Вы расцениваете, что при этом никаких обсуждений в этом ключе относительно AUKUS не планировалось?
С.В.Лавров: Это старая тема. Договор заключен давно. Речь идет не о присоединении России к Договору, а о протоколе к нему, приглашающем ядерные государства его подписать и тем самым предоставить гарантии участникам Договора о зоне Юго-Восточной Азии, свободной от ядерного оружия.
Готовы поставить такую подпись вместе с другими странами, являющимися постоянными членами Совета Безопасности ООН, при одной оговорке. Она гласит буквально следующее: мы предоставляем гарантии всем участникам Договора о зоне Юго-Восточной Азии, свободной от ядерного оружия, при условии, что все участники этого договора будут выполнять его требования – не иметь, не разрабатывать, не размещать у себя какие-либо элементы ядерного оружия. Это очевидная вещь. Если кто-то из участников договора вдруг нарушит свои обязательства, то вопрос о безоговорочных и безусловных гарантиях обретает несколько иное звучание.
Тем более что риски, как выясняется, существуют. Например, Австралия является участником другого договора о зоне, свободной от ядерного оружия, – так называемого Договора Раротонга. Теперь в нарушение, как мы считаем, своих обязательств, Австралия договорилась с американцами и англичанами размещать на своей территории элементы инфраструктуры, связанной с ядерным оружием. В такой ситуации не можем давать гарантии стране, если кто-то из участников зоны Юго-Восточной Азии пойдет по австралийскому пути. Американцы не прочь «играть» в те же самые «игры» с отдельными членами АСЕАН. У нас есть основания полагать, что такие планы вынашиваются.
Вопрос: На саммите НАТО в Вильнюсе Й.Столтенберг официально заявил, что альянс будет тесно работать вместе с партнерами из ЕС и Азии против России и Китая. Такая постановка целей удивляет или уже нет? Как в принципе можно оценить итоги саммита, учитывая достаточно размытые формулировки в отношении Украины?
С.В.Лавров: Давно знаю Й.Столтенберга. Характер нордический, говорит прямо, не стихами. Уже не первый раз звучат такие заявления.
Я уже упомянул, что в доктринальных документах США и НАТО записано, что Россия и Китай – это угрозы, вызовы. Сейчас в Вильнюсе он заявил – не просто планы России и Китая, а отношения между Россией и Китаем являются угрозой для Североатлантического альянса. Получается, нам даже отношения, по их желанию, вроде как не положено иметь. Это бесперспективный путь, лишний раз подтверждающий актуальность ставящейся нами сейчас вместе с многими партнерами задачи противодействия современным формам колониализма, попыткам гегемонии в мировых делах и прямому нарушению упомянутого принципа Устава ООН о необходимости уважать на практике, на деле суверенное равенство всех государств.
Натовцы к этому явно не готовы. «Мания величия» проявляется во всех действиях руководства Секретариата альянса и, по большому счету, стран-членов. Это видно всем. У них иногда прорывается по З.Фрейду признание в том, что, как недавно сказал Ж.Боррель, Европа – это «цветущий сад», а все остальное – «джунгли», с которыми нужно соответственно обращаться. Не вижу перспектив у такой политики. Какое-то время, наверное, будут сопротивляться объективным тенденциям мирового развития. Их линия не возобладает в историческом плане. Хотя это может занять какое-то длительное время.
Вопрос: Уточнение про Украину… скромные обещания.
С.В.Лавров: Про Украину я не буду ничего говорить. Мы уже столько сказали на эту тему. Если любой мало-мальски понимающий человек, умеющий читать, ознакомится с текстом, принятым в Вильнюсе по Украине, то все поймет.
Вопрос: Европейцы, как сообщает западная пресса, собираются выйти из СВПД. Стороны обвиняют друг друга в нарушении соглашения. Чем это грозит?
С.В.Лавров: Что касается Совместного плана действий по урегулированию Иранской ядерной программы, утвержденного резолюцией Совета Безопасности ООН, то эта договоренность была разрушена США, которые вопреки всем требованиям Устава ООН отказались выполнять принятую консенсусом резолюцию, утвердившую СВПД. Администрация Дж.Байдена заявивла, что она готова восстановить действие этой программы, своей участие в ней. Но вместо того, чтобы принять конкретные решения о возобновлении в полном объеме резолюции и самой СВПД, они стали «торговаться», пытаясь «выбить» из иранских представителей то, что не охвачено Планом, то, что бы они хотели получить от Тегерана сверх этого. Торг продолжался достаточно долго. К чести иранских коллег, в августе 2022 г. документ, который представители ЕС, именно Европейской внешнеполитической службы, «положили на стол» как подлежащий одобрению всеми сторонами, Иран был готов. Дело «затягивали» участники от Франции, Великобритании и Германии. Сложно судить о причинах, по которым они так действовали. Возможно, желали «выбить» что-то еще. Они посмотрели, что раз Иран соглашается, то, мол, давайте давить, затягивать. Сейчас чего-то ждать не очень реалистично, потому что через год в США будут выборы. Придет новая администрация, и кто знает, какая – демократическая или республиканская. Никаких гарантий, что она не повторит «трюк» выхода из достигнутых договоренностей, никто дать не может.
На переговорах о возобновлении СВПД, когда согласовывали все условия, иранская сторона напрямую предлагала американцам, чтобы договор остался «навсегда», на сколько он заключен, и не было никаких попыток с чьей-либо стороны его преждевременно, досрочно прерывать. США категорически отказались. Мол, у них своя система, каждые четыре года приходит администрация, для которой не писаны никакие прежние договоренности.
Не очень оптимистично смотрю на возобновление СВПД. Другое дело, что параллельно с этим буксующим, «завядшим» процессом, идут неофициальные, прямые, неафишируемые контакты между иранцами и американцами по нормализации их отношений путем разблокирования арестованных иранских резервов за рубежом в обмен на решение вопросов о судьбе неких американских граждан, которые оказались на территории Ирана обвинены в правонарушениях. Будем только приветствовать, если эти отношения будут налаживаться. Повторю, это имеет мало отношения к СВПД.
Вопрос: Известно, что после отправки боевиков «Азова» в Киев Вы провели телефонный разговор с Министром иностранных дел Турции Х.Фиданом. Как он объяснил действия Анкары?
С.В.Лавров: Они сделали публичные комментарии на этот счет. Не имею привычки рассказывать то, что мне сообщают мои собеседники во время дипломатических контактов. Это не в наших традициях. Это скорее то, чем постоянно «грешат» наши западные коллеги.
Вопрос: Как известно, страны данного региона в свое время сильно пострадали от кассетных боеприпасов. Россия помогала разминировать, например, Лаос. Как Вы считаете, подобный региональный опыт мог бы помочь Западу осознать всю преступность намерений поставлять Украине кассетные боеприпасы?
С.В.Лавров: Не думаю, что что-либо вообще может помочь Западу осознать преступность, или контрпродуктивность, или нелегитимность того, что они порой делают. Запад будет решать конкретные вопросы в зависимости от политической целесообразности на тот или иной момент. Это те самые «правила», на которых он хочет, чтобы был основан миропорядок, и которые меняются от случая к случаю.
Не только Лаос пострадал от кассетных боеприпасов во время антиколониальных войн. Не меньше пострадала Камбоджа. Разминирование продолжается по-прежнему. Активно помогаем Лаосу. Регулярно и в большом количестве тренируем для них саперов. Активно используются наши технологии. Встречался с Министром иностранных дел Лаоса С.Коммаситом, обсудили с ним этот сюжет. Лаосский МИД сделал соответствующее заявление по поводу решения США направить кассетные боеприпасы на Украину, в котором предостерег от этих рискованных шагов.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs