ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Выпускники Академии художеств Санкт-Петербурга открывают смыслы через современные образы

12:29 13.07.2023 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

«Натюрморт с нотами и скрипкой», М.Павлова, мастерская И.Петрова

Выпускники Санкт-Петербургской Академии художеств готовятся защищать свои дипломы – это картины, которые они осмысливали и писали несколько лет. Сразу отметим, что в современной Академии учатся студенты не только из разных уголков России, но и из многих стран: Аргентины (Николас Алессандро Оливасси Гарсия), Армении (Григорий Егиазарян), Египта, Испании (Альба Татьяна Морено Глазкова), Франции (Симон Монуэль Жоли), Польши (Мартин Фукс), а также Китая, Эфиопии и др. Накануне летней сессии обозреватель журнала «Международная жизнь» побеседовала с некоторыми выпускниками нескольких курсов. Именно в этот период Академия устроила выставку «Образы счастья» художников-фронтовиков, своих выпускников 50-60-х годов XX века, т.е. советского периода, когда отвоевавшие в Великую Отечественную войну солдаты и матросы поступили в Институт им. И.Е. Репина (ныне Академия художеств), на факультеты живописи, графики, скульптуры, архитектуры. Думается, выбор такой экспозиции в наши дни стал неслучайным в условиях специальной военной операции России на Украине.

«Выставленные курсовые и дипломные работы советских студентов, вернувшихся с Великой Отечественной войны - это очень ценный для нас советский период искусства, к сожалению, большинством знатоков и публики ему мало внимания уделяется, - говорит студент 1 курса Родион Русин. - Ко многим художниками этого поколения относятся пренебрежительно, очень много штампов существует по отношению к социалистическому реализму в живописи, а по сути - это замечательное явление в русской истории искусства. Мы наследники советской академии художеств, которую спас Исаак Израильевич Бродский от рук формалистов, которые уничтожали рисунки и скульптуры Репина, Врубеля. Почему-то про это забывается. Они чуть не уничтожили реалистическую русскую школу, и только благодаря И.И. Бродскому и его последователям, линия Репина, Поленова, Чистякова и в какой-то мере «мирискусников» продолжается в этих стенах».

Картины с выставки «Образы счастья» художников-фронтовиков

Т. Н. Голимбиевская. Праздник.1965. Музей академии художеств (Санкт-Петербург)

Т.Н. Голимбиевская «Праздник», 1965

О.С. Гадалов «Геологи», 1963

Е.И. Табакова «В час отдыха», 1953

Е.Е. Моисеенко «На новостройки», 1951; П.А. Чернов «Подруги», 1951

Э.С. Арцунян «Домой, в родные края», 1957

А.П. Ацманчук «День военно-морского флота», 1953

П.В. Панков «Урок»,1957; П.Г. Кипарисов «Перед выступлением», 1954

Федор Савостьянов. Детский сад. 1951

Ф.В. Савостьянов «Детский сад», 1951

***

На выставке «Образы счастья» побывала дочь и внучка известных в Санкт-Петербурге и в мире искусства художников - живописцев Валентина и Геннадия Бернадских - Елена Бернадская. Интересны её впечатления об увиденном и о встрече с работой дедушки Валентина Бернадского, в 50-е годы XX в. – молодого выпускника Академии художеств. Елена Бернадская, студентка Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. «Наверное, немногие знают, что в университете Санкт-Петербурга учились выдающиеся художники и деятели русского искусства: Н. Рерих, М. Врубель, А. Бенуа, Е. Лансере, В. Поленов, И. Билибин, И. Грабарь, - говорит Елена. - Их имена – это целая эпоха в истории нашей культуры. А моя бабушка, Драгомирова Нина Степановна была замечательной крымской художницей, мастером натюрморта. Дедушка, Валентин Данилович Бернадский - народный художник России и Украины, был одним из основателей Крымской художественной школы живописи, и сейчас его именем названа одна из улиц в Симферополе, столице Крыма, а также – Детская художественная школа. На выставке «Образы счастья» в Академии художеств я с большой радостью и восторгом увидела эскиз композиции дедушки 1940-х гг. Наверное, это был один из эскизов к диплому, который затем вошел в репродукции популярного журнала «Огонек», одну из таких репродукций я бережно храню. А мой отец, известный петербургский живописец, почетный академик Российской академии художеств, Геннадий Бернадский, много раз писал и рисовал меня и маму. В моей комнате над письменным столом висят плакаты и открытки из разных стран, где проходили выставки папы. И кто знает, как сложится моя судьба и жизненная дорога, но эти впечатления детства и юности останутся со мной навсегда, и, может быть, я тоже буду заниматься искусством и продолжу династию нашей семьи».

К счастью, студенты понимают ценность своей альма-матер – Академии художеств Санкт-Петербурга. В этой связи интересно размышление студента 5 курса мастерской профессора, академика Юрия Калюты, Анатолия Лукина. «Для многих академия - это место, родившее на свет огромное количество талантливых художников, место с богатой историей. Для меня академия подобна некоему храму, намоленному месту, где живопись, словно молитва на протяжении 265 лет начинается в одно и то же время и в таком месте. Помимо сильных преподавателей, великолепных образцов, тебя учат даже стены... Эта энергия, накапливаемая веками, таит в себе огромный опыт прошлого. Эта связь с традициями, ощущение единения с прошлыми поколениями приближает к мировому наследию искусства, воспитывает утонченный вкус, что очень важно для художника. Удивительно, что академии Европы, послужившие идеологическим фундаментом, зерном классицизма, свернули совершенно на другой путь искусства, в то время как наша академия держит статус лучшего учебного заведения, а это в свою очередь притягивает огромное количество студентов со всех уголков Земли, жаждущих прикоснуться к традициям прошлого. Конечно, и в академии с годами меняется многое, но дух остается»!

«Образы Египта», 2023 Анатолий Лукин, 5 курс

Как важен этот дух в современных студентах, будущих мастерах живописи. Вот замечательное подтверждение тому: выпускник 1 курса Родион Русин приехал учиться в Академию из поселка Старый Берикуль Тисульского района Кемеровской области. Темой своей итоговой работы за очередной курс он взял сюжет «Возвращение», который имеет вполне реальную основу и прототипы реальных людей. В своей работе он изобразил собирательные образы своих молодых односельчан-фронтовиков, которые принимают участие в СВО. Один из них - Анатолий, получивший контузию, с которым Родион учился в школе, и Константин, который приезжал в начале года в отпуск с передовой, - встречать его вышли всем поселком. Этот впечатляющий по своей эмоциональной силе момент и изобразил будущий художник. 

«Возвращение», 2023, Родион Русин, выпускник 1 курса РАХ С-Петербурга

Родные выбежали ему навстречу, не накинув теплых пальто; сестричка в красном платье, прижалась к грубой шинели, как будто своим сердечком пыталась согреть долгожданного раненого воина, передавая ему свою искреннюю радость. Композиционно картина сложна, но автор не побоялся взять эту острую тему во всей её сюжетной многоплановости и актуальности. А ведь это только 1 курс! Пока мы видим лишь эскиз, каково же будет завершенное полотно?

«Прощание», 2023 Анастасия Шабурова, 5 курс

На ту же тему картина «Прощание» Анастасии Шабуровой, 5 курс: молодой боец у стен монастыря прощается с ровесницей монашенкой. Мы не знаем, сестра она ему или одноклассница или, может быть, бывшая соседка, но их состояние, как будто каждый сам по себе, на самом деле объединяет молитва о спасении, и это напряженное молчание передано художником. 

В Академии художеств есть факультеты живописи (станковой и монументальной), графики, архитектуры, скульптуры, искусствоведения. После первых двух курсов идет распределение по мастерским у того или иного преподавателя. У студентов Академии разных курсов есть одно из заданий – «Постановка». Руководитель предлагает композицию всему курсу, а студенты пишут, каждый по-своему. С каждым курсом задание по «Постановке» усложняется. Выполненные работы обсуждаются всеми вместе во главе с преподавателем. И уже на этих «тренировочных» заданиях виден почерк будущего художника. Интересно было побывать на просмотре и обсуждении таких постановок в мастерской Игоря Вадимовича Петрова, профессора кафедры живописи и композиции. 

Игорь Вадимович Петров среди своих учеников и их работ

Студентов своей мастерской Игорь Вадимович любит и ценит. «Главное, что они по-настоящему влюблены в живопись», - говорит профессор И.В. Петров. – Мы стараемся, чтобы живопись была у нас цветная, насыщенная и тоном, и цветом, постоянно изучаем человека. В живописи меня более всего привлекает цвет, контрасты цветов мне тоже очень нравятся: черные с красным, белым, желтым, бирюзой. Темы студенты выбирают сами, как было и с их предшественниками, выпускниками 50-60-70-х гг. Это были солдаты, прошедшие войну, такие особенные студенты, они учились у корифеев, помнивших Серова, Поленова, Репина. Так что традиция академическая текла рекой». По словам профессора И.В. Петрова, нынешние студенты продолжают летнее обучение в Алупке, где расположена академическая база.

А вот и примеры постановок в исполнении студентов 1 и 2 курсов Академии.

Постановка, 2023 Виноградова Лада, 4 курс

«Актер», 2 курс, А. Лукин

Постановка, 2023 Чэнь Мэсюань (КНР), 2 курс

Диана Линик, учебная постановка, 2023

Петр Куленич, 1 курс «Академический портрет», курс профессора И. В. Петрова

Постановочные композиции в исполнении разных студентов: А. Лысак, Г. Егизаряна, Чжао Исинь

«Портрет индуса», Антонина Тарасевич

Елисей Воронов, 2 курс, преподаватель И.В. Петров

Лада Виноградова, 4 курс, преподаватель Ю.В. Калюта

«Испанка», 2023 Виноградова Лада

Лада Виноградова обучается в мастерской Ю.В. Калюты, где делается акцент на цельную широкую живопись и передачу образа в глубоком эмоциональном состоянии. «Мы стараемся, чтобы каждая постановка отличалась по задачам и настроению, - поясняет Лада Виноградова. – Преподаватели тщательно выстраивают композиции. Мне нравится, что в мастерской всегда чувствуется страсть и любовь к живописи, которая передается от преподавателей студентам. Мы стараемся изобразить на холсте жизнь не за счет эффектов, а через силу взгляда, пластику грации, движений и иных деталей, наполняя её глубиной». Лада отмечает, что обучение в одной мастерской с людьми разных культур, из разных стран, даже континентов, придает учебе новые смыслы, знания, опыт почувствовать восприятие одного и того же предмета или явления людьми разной ментальности. 

Дмитрий Кузнецов, «Весенний выгул лошадей», 2023, выпускник мастерской Ю.В. Калюты

Дмитрий Кузнецов «Коровы во дворе», 2022

Из мастерской Юрия Калюты вышел и выпускник Академии художеств имени И.Е. Репина, Дмитрий Кузнецов, ныне сложившийся живописец, продолжатель традиций Пластова, Бучкина, Грицая. На Костромской земле, в родном Угличе он украшает родной город своими картинами.

Кайбасова Зарина «Белая Ночь», Анна Ахматова, 2023

Зарина Кайбасова изобразила Анну Ахматову белой ночью на набережной в состоянии задумчивости. Поэтесса стала символом Петербурга, такой же неотъемлемой его частью, как ростральные колонны, адмиралтейство, Нева. И неважно, что нет портретного сходства, достаточно обозначение того, что делает город, место узнаваемыми без слов и деталей – гения места.

Анна Осадчая, 4 курс, «Вера. Портрет дочери», 2022

Анна Осадчая, 4 курс, пишет в разной манере, но непременно пребывает в поисках смыслов. Дочь Вера написана с особой нежностью, ведь дети так быстро растут и меняются. Мимолетно детство, и хочется уловить его неповторимые мгновения и сохранить в памяти.

Анна Осадчая, 4 курс «Колонна Рейхстага», 2022

Эта работа, по словам самой Анны Осадчей, про память. «Колонна Рейхстага» – немой свидетель позора поверженных агрессоров, немой свидетель ужасов войны, что подчеркивает доминанта черного. На картине нет людей, но, читая надписи, можно зримо представить тех, кто их оставил и вместе с тем ощутить торжество победы и подвига советских солдат-победителей. Но есть в её картинах и иные краски, передающие хрусткость и свежесть морозного утра на зимней рыбалке.

Анна Осадчая, 4 курс, «Зимняя рыбалка», 2023

Вилинчук Арина, 2023, «Второй день свадьбы»

На картине Арины Вилинчук изображены участники второго дня цыганской свадьбы. Характерно, что только лицо невесты, которая едва вошла в возраст зрелости, выписано в деталях и контрастно другим персонажам. «В работе хотела показать переход ещё девочки в сформировавшуюся женщину, - поясняет Арина. - Свадьба для цыган – это пышное торжество, со своими обрядами, длящееся несколько дней, сопровождаемое гуляньем и безудержным весельем. Однако для самой невесты это момент грусти, прощания с отчим домом, детством, она становится женщиной и женой. Она может только догадываться, что ждет её, и это предчувствие отражено на её лице».

Мартин Фукс (Польша) «Воспоминание»

М.В. Никита «Зимний вечер» (учебная композиция), 2023

Анастасия Калинина «Двое», 2023, мастерская В.В. Загоника, профессора, Члена корреспондента РАХ.

 

Полина Клинова, 2023 «Тревожный день»

Надежда Кадерова «Кораблик», 2023

Картина Надежды Кадеровой написана под впечатлением библейского сюжета для конкурса «Ковчег». «Мне хотелось передать взаимосвязь поколений, напомнить о важности будущего и передаче традиций, о необходимости хранить мир, - поясняет свой замысел Надежда. - Ведь и наша судьба зависит от будущего поколения, а значит, нам необходимо уделять ему достаточно времени, думать о нем. Животные в моей композиции символизируют заботу о сохранении мирового баланса, их месте в окружающей нас природе».

Надежда Кадерова «Игра на гитаре», 2023

Надежда Кадерова обучается в Академии им. И. Е. Репина на 4 курсе в мастерской станковой живописи под руководством профессора В.С. Песикова. «Мастерская богата историей, в ней преподавали известные всему миру художники – И.Е. Репин, В.М. Орешников, М.Ю. Угаров, В.И. Рейхет, - говорит Надежда. - Профессора Владимира Симоновича Песикова можно назвать хранителем академических традиций и последователем классической старой школы. Это кредо его преподавания и обучения. У В.С. Песикова учат не только мастерству, но и более важным вещам – отношению к профессии, к искусству, к призванию художника. Обучение проходит в доброжелательной, практически семейной обстановке, где царят тепло и уют. На данном этапе в мастерской преподают педагоги и художники «с большой буквы»: живопись – А.И. Перепёлкин и В.С. Песиков; рисунок – И.В. Овчаренко, Н.Ю. Кулушев, а также – ассистенты Ольга Волкова, Дмитрий Мясников и Сергей Зайцев. 23 мая ушел из жизни наш любимый педагог Николай Семенович Лысак. Он был замечательным человеком, харизматичным, с поразительным чувством юмора и, безусловно, выдающимся художником. Его дипломная работа «Ленинградская симфония» была удостоена Золотой медали Академии художеств СССР».

Екатерина Батынкова, 2 курс, факультет графики, в своих работах пытается передать размышления о приоритетности темы гармонии природы и человека. «Учеба в Академии для меня – это ценнейший опыт, и не только в профессиональном художественном, но и в духовном плане, - говорит Екатерина. - Художнику очень важны эмоциональные переживания, и именно в Академии я нашла тех людей, моих учителей и друзей, которые помогают осмыслить и воплотить эти впечатления в работах. Меня всегда привлекал дух прошлого, который так силен и пленителен в интерьерах пушкинского поместья и крестьянских домов, в полях и лесах Пушкиногорья. Искреннее участие и мудрое руководство академических преподавателей, дружба и общность интересов с одногруппниками позволяют погрузиться в этот прекрасный мир красоты и гармонии природы и образа человека, и сохранить этот мир в этюдах и работах», - подчеркнула второкурсница Академии.

Катя Батынкова, 2 курс, «Иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» из серии иллюстраций к «Повестям покойного Ивана Петровича Белкина», Руководитель мастерской М.А. Раздобурдин

Катя Батынкова, 2 курс, 2023, «Лето в деревне. Домик няни Арины Родионовны в Михайловском»

«Портрет Ксюши», 2023, Екатерина Батынкова

«Амазонка», 2 курс, 2022, А. Телеганова

Ж.А. Ермолаева «Лель», 2023

Побывав полдня в Академии художеств Санкт-Петербурга имени И.Е. Репина, что на Университетской набережной Невы, понимаешь многое о том, где и как произрастает большое искусство, где пестуют талантливых живописцев, скульпторов, архитекторов. Здесь свой нравственный микроклимат. Вопреки общепринятому мнению о неизбежном столкновении в духе Моцарта и Сальери, здесь, в стенах Академии живет ген восхищения и уважения к успехам и достижениям собрата. «Очень талантливая студентка», - услышала отзыв об Антонине Тарасевич (1 курс, г. Владивосток) от её однокурсницы. «А кто ещё? – спросила вдогонку. – Да у нас все талантливые»! – было мне ответом, эхом, разнесшимся по гулким коридорам с высоченными потолками Российской Академии художеств Санкт-Петербурга на набережной Невы.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати