ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Западный либерализм в философском контексте

12:04 13.07.2023 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Либерализм как идеология коллективного Запада демонстрирует явные признаки упадочности. Он более не захватывает умы жителей разных континентов и утрачивает способность конкурировать с другими мировоззренческими системами.

Либерализм зиждется на экономических постулатах, его этическая система ценностей подогнана под шкалу экономических оценок. Исторически нравственная норма, если она противоречила либеральному экономизму, этим самым экономизмом исторгалась из общественного сознания. 

Чем дальше заходили либералы в экономических устремлениях, тем активней выкорчёвывали нежелательные моральные установки, подменяя их аксиологическим суррогатом. Так недопустимое становилось допустимым, неприемлемое - приемлемым. Либерализм распахнул все мыслимые "окна Овертона" и в деле изживания самого себя готов идти ещё дальше.

К этому его подталкивает собственная логика. Как философская система, либерализм со временем обособился от иных систем, перейдя в фазу замкнутого существования в самом себе. До него ни одна философская система не делала столь мощного акцента на экономической составляющей. Напротив, все существовавшие до него философские школы в той или иной степени отрицали примат экономики над этикой. Либерализм формально тоже ставил этику выше экономики, но на деле убирал из этики то, что мешало его «экономизму». Так из этического мировоззрения западной цивилизации исчезла традиционная семья, зато появилась идеология содомии, добровольной бездетности (child free) и т.п.

Либерализму в его нынешнем виде не на что опереться. У него нет союзников в философии. Ставя во главу угла экономическое благоденствие индивида, либерализм далёк от эпикуреизма. Эпикурейцы тоже стремились к благоденствию, но путём отрицания лишних желаний. Либерализм провозглашает путь к благоденствию через потворство желаниям через увеличение потребления. Эпикур по своим философским взглядам либерал-демократ Древней Эллады, но даже его либеральный демократизм несовместим с современным англосаксонским либерализмом, переросшим все допустимые этические рамки.

Отвергнув платонизм из-за его духовно-идейного измерения, либерализм заменил вертикальное горизонтальным. Горизонтальные связи лишены глубины, и делом времени было достижение либеральной идеологией мировоззренческого тупика, когда мелкость постулируемых им принципов перестанет отвечать на запросы сложной окружающей действительности.

Несовместим либерализм и со стоицизмом, потому что отвергает нравственную норму гражданина, о которой говорили многие стоики (1,2). Греческий стоицизм мешает либерализму разработанной этической системой, римский стоицизм - шкалой политических ценностей, включающих понятия обязанности перед государством (officium) и добродетелях, совершаемых на благо государства (virtus). Для греческого стоика важней всего этика и эстетика, для римского - доблесть служения республике. Ни одно из этих понятий не является корневым для либеральной идеологии, но носит инструментальный и временный характер в погоне за экономическими успехами. 

Римская стоическая традиция охватывала понятие досуга (otium), который нужно посвящать нравственному самосовершенствованию. Либерализм тоже охватывает понятие досуга, но не предписывает его нравственные рамки, оставляя досуг на откуп индивидуальным страстям. У нынешнего либерализма не осталось практически никаких реальных точек соприкосновения со стоицизмом.

О несовместимости либерализма с философией киников не стоит даже говорить. Либерализму близок атомизм Левкиппа и Демокрита, без них либерализм не имел бы своего узнаваемого облика, но современный либерализм зашёл слишком далеко в абсолютизации атомизма в применении к человеческому обществу, введя гендерную идеологию, нарушение биологических границ между видами и многое другое. (3).

Философские системы живут и взаимодействуют по принципу сообщающихся сосудов. Мировоззренческие смыслы "перетекали" из платонизма в аристотелизм, из кинизма в стоицизм, и наоборот. Их сдабривали скептицизмом, солипсизмом, что порождало новые философские установки. Либерализм же вынужден жить в одиночестве. Прошли времена, когда он подпитывался утилитаризмом, экзистенциализмом, индивидуалистическим анархизмом.

Подтверждаются слова основоположника утилитаризма Джереми Бентама: "Права человека - явная чепуха. Неотъемлемые права человека - чепуха на ходулях". Чудаковатое переплетение родственных либерализму индивидуалистических систем в единый узел эгоцентрических взглядов не могло не породить ложного по содержанию понятия демократии (4) и увести индивидуума к автономной, а потому заранее ущербной морали, которую Запад во главе с США навязывает другим цивилизациям и народам через разветвлённую сеть неправительственных организаций и международные структуры.

Эта мораль отпугивает всех, чья культура целостна по своей духовной структуре, а таких народов в мире большинство. Незападные народы не хотят жить по правилам западного демократического общества, где, как указывал Платон, "даже лошади и ослы привыкают ходить по улицам свободно и важно, напирая на других, если они не посторонятся".

Ещё менее склонны подражать либерализму восточные культуры. Буддизм, китайский даосизм и конфуцианство предельно противоположны либерализму. Индийская философия тоже. Только материалистическая философия "чарваков" сближается по убеждениям с либерализмом, но она в общем лоне индийской философии занимает миноритарные позиции. 

Либерализм мировоззренчески одинок. Всё, что замкнуто в самом себе, подвержено энтропии. Либерализм демонстрирует нравственную энтропию, выражающуюся в разложении и уничтожении ранее незыблемых моральных традиций. Лишённый аксиологического измерения, дезориентированный в нравственном пространстве, где отсутствуют твёрдые моральные границы между нормой и её отсутствием, англосаксонский либерализм умирает. И миру дышится легче.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

  1. Ошеров С. А. "Сенека. От Рима к миру" (Сенека "Нравственные письма к Луцилию", М:2022)
  2. Эпиктет "Беседы", М:2022
  3. https://interaffairs.ru/news/show/35199
  4. http://platonizm.ru/content/dugin-ag-dekonstrukciya-demokratii

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати