Анализ кризисных ситуаций в мире: итоги мониторинга за сентябрь 2010 года

00:00 19.10.2010 Центр аналитического мониторинга ИМИ МГИМО (У) МИД России:
Иван Тимофеев, директор Центра аналитического мониторинга ИМИ МГИМО (У) МИД России , к.полит.н
Антон Агейчев, стажер Центра аналитического мониторинга ИМИ МГИМО (У) МИД России

Центр аналитического мониторинга ИМИ завершил обновление событийных баз данных по основным исследовательским направлениям. Подводя итоги месяца, представляется необходимым в первую очередь обратить внимание на динамику ситуации в Афганистане. На фоне информационного взрыва вокруг иранской ядерной проблемы, в т.ч. связанного с отказом России от снабжения Тегерана ракетными комплексами С-300, обсуждение афганского направления отошло на второй план. Между тем, произошел ряд событий, которые дают представление о важных тенденциях развития ситуации в стране.

В сентябре коалиционным силам и афганскому правительству удалось добиться ряда политических и военных успехов. Прошедший месяц стал для них едва ли не самым удачным за последний год. В наших предыдущих работах мы указывали на целый комплекс неблагоприятных факторов операции ISAF: затяжной характер кампании на фоне недовольства общественного мнения; попытки некоторых членов коалиции выйти из решения афганского вопроса; сопротивление «Талибана», сложности в отношениях с Пакистаном, неэффективность местных сил безопасности и т.п. По всей видимости, американцам и их союзникам удалось смягчить действие некоторых из этих факторов или, по крайней мере, отсрочить их деструктивное влияние.

Серьезным успехом следует считать проведение парламентской избирательной кампании. Коалиционные войска и афганские силы безопасности смогли предотвратить массовую волну терактов и срыв выборов силами сопротивления. Кампания прошла значительно более гладко по сравнению с президентскими выборами 2009 г. Конечно, скептицизм в отношении афганской демократии и роли парламента общеизвестен. Трудно ожидать эффективности демократических институтов в стране, обладающей слабой государственностью, большой долей неграмотного населения и политической культурой, принципиально отличной от западных образцов. На фоне глубочайших проблем развития Афганистана, выборы могут показаться декорацией, идеологическим фантомом, за который цепляются американцы и их союзники в тупиковой ситуации многолетней войны. Тем не менее, их проведение – шаг вперед, который не стоит недооценивать.

Прежде всего, прошедшие выборы стали очередными. При всем несовершенстве афганской политики и ее зависимости от внешних сил, электоральные институты сделали символический виток в своем развитии. Это крайне важно потому, что правила игры, в том числе выборы и конституционные нормы, со временем имеют свойство к «самоусилению» – чем дольше существует институт, тем более затратным становится его изменение, тем больше вероятность того, что он сохранится в будущем. «Самоусиление», афганских выборов пока достаточно робкое. Оно может быть легко прервано в случае скорого вывода американских войск и обострения внутренних конфликтов. Однако именно стратегия «самоусиления» легальных институтов власти, их выхода на устойчивую траекторию, – едва ли не единственная надежда на долгосрочное удержание власти действующими политическими элитами. Парламент может сыграть роль первоначально номинальной, а затем и все более реальной площадки согласования интересов, инструментом вовлечения и социализации различных группировок, «замирения» с ними. Действующие институты, дающие возможность влиять на принятие решений – гораздо более эффективный стимул для прекращения сопротивления, нежели силовые методы. Выборы важны и для населения. Явка составила порядка 40% - достаточно высокий процент, учитывая угрозы «Талибана» расправляться с теми, кто приходит на избирательные участки.

Несмотря на угрозы, общий террористический фон в Афганистане не вышел за привычные рамки. Убито несколько государственных служащих, в т.ч.вице-губернатор провинции Газни Хазим Аллаяр. Проведена серия покушений на кандидатов в депутаты: в частности – на Мохаммада Хашима в уезде Даулатабад, Мулана Абдул Рахмана в Газни. Накануне выборов были похищены 18 сотрудников избирательной комиссии, а также кандидат в депутаты Абдул Рахман Хаят. Проведены теракты против мирного населения: в центре Гельменда (6 раненых), в мечети г. Газни (30 пострадавших), в провинции Кандагар (3 убитых, 11 раненых), в провинции Нимроз (2 убитых), на рынке в г. Зарандж, провинции Нимруз (2 убитых, 4 раненых), в Джелалабаде (19 убитых) и др.

Осуществлен ряд вылазок против коалиционных сил, наемников и сил безопасности, которые, впрочем, тоже носили «штатный» характер. В частности, атакован сторожевой пост в провинции Газни (5 охранников убито). Ранено двое итальянцев, двое латышей, трое поляков. Сбит натовский вертолет. В ходе патруля в Гельменде убито двое британских военных. Погибло четверо грузинских солдат. Атакована военная база НАТО в Пактии (атака успешно отбита). Сожжено порядка десятка автомобилей снабжения и др.

Активность коалиционных сил была более высокой. Наиболее заметной стала операция «Удар дракона» в провинции Кандагар, в которой приняло участие около 8 тыс. американских и 10 тыс. афганских военных. Проведена серия других операций. Резонанс в афганских и международных СМИ получили сообщения о гражданских жертвах ударов НАТО, хотя численность жертв опять же существенно не вышла за рамки привычных цифр.

Таким образом, выборы прошли в напряженной обстановке военного времени, но они не сопровождались заметным выходом за пределы привычных потерь. Трудно говорить о том, какую роль в обеспечении безопасности выборов сыграли афганские силы безопасности. Тем не менее, следует отметить, что в 2011 г. объем средств, выделяемых на США на подготовку армии и полиции, будет сокращен вдвое (с 11,6 до 6,2 млрд. долларов). В этом контексте интерес представляет формирование местного ополчения – малишей – численностью в 10 тыс. человек. Малиши будут представлять собой подразделения местных ополченцев, функция которых состоит в охране социальных и инфраструктурных объектов в местах своего проживания. Этот шаг может быть направлен на сближение сил безопасности и местного населения. Одновременно предпринимаются шаги по вытеснению западных охранных фирм, в т.ч. – Blackwater.

Важным событием сентября стали политические заявления и решения союзников Вашингтона по коалиции. Министр обороны ФРГ в ходе встречи с немецкими военными в Кундузе заявил, что Германия до настоящего времени не приняла решения о выводе своих войск. Вместе с тем, немецкое правительство не планирует наращивание своего присутствия. Решение о продлении пребывания британских войск на территории страны принял парламент Соединенного Королевства. Премьер Испании подтвердил дальнейшее пребывание испанских военных в Афганистане, хотя и отказался наращивать контингент. Увеличить свой контингент на 200 солдат планирует министерство обороны Чехии (до 730 военнослужащих). Иными словами, союзники США не стремятся увеличивать объемы своей вовлеченности в афганскую проблему, но и обвального выхода из операции также пока не произошло.

На этом фоне примечательны сложности в отношениях американцев с Пакистаном. 30 сентября пакистанские пограничники перекрыли ключевой наземный маршрут снабжения коалиционных сил через территорию Пакистана (Хайберский перевал). Эти действия были совершены в ответ на очередной удар предположительно беспилотной авиации НАТО по боевикам на северо-западе Пакистана. В результате, как сообщается в СМИ, было ошибочно убито трое пакистанских солдат. Исламабад давно высказывал свое недовольство подобными ударами. Гибель военнослужащих обострила проблему.

Афганское правительство продолжает информационные кампании по привлечению иностранных инвесторов. Министр горнорудной промышленности страны Вахидулла Шахрани сообщил о переговорах о концессиях с крупными сталелитейными горнорудными концернами для освоения месторождений золота, железной руды, меди, иных полезных ископаемых. Свое экономическое влияние в стране наращивает Китай. Подписано соглашение о строительстве двух отрезков железной дороги корпорацией «Металлургическая группа Китая» для обеспечения доставки сырья с месторождения меди Айнак. Месторождение также разрабатывается китайской стороной. Протяженность дороги составит 700 км.

Наметились признаки улучшения отношений России и США в отношении афганской проблемы. Позитивным сигналом для российской стороны стала инициатива США о закупке новой партии российских вертолетов МИ-17 для афганских сил безопасности. Россия может расширить свое участие в реализации экономических проектов. Вместе с тем, российская позиция по борьбе с афганским наркотрафиком остается критической: меры НАТО по решению проблемы представляются недостаточными.    

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Версия для печати