Предъявляемые Варшавой Берлину претензии о недостаточности немецкой военной помощи Украине, помноженные на требование финансовых репараций за ущерб, нанесённый Польше во Второй мировой войне - следствие стремления Польши потеснить Германию на европейской политической сцене (1).
За этим стоит многовековая борьба немцев и поляков за лидерство в регионе, который польский историк Оскар Халецкий позже назовёт Центрально-Восточной Европой (ЦВЕ). Исторически ослабление Германии всегда автоматически означало усиление Польши, и наоборот (2). Сейчас для уравновешивания германского влияния Варшава максимально сближается с англосаксонскими державами - Соединёнными Штатами и Великобританией. По объёмам военной помощи киевскому режиму англосаксы опережают остальные страны НАТО. Работая с ними в одной спайке, Варшава не упускает случая указать на Берлин как на незаслуженного выскочку, неспособного выполнять функции, которые он на себя старается сам взвалить - руководить Европой.
Польша требует от Германии предоставить Киеву самолёты и ещё больше танков. Если Германия этого не сделает, Варшава обязательно постарается представить её в виде вялого военно-политического актора в сравнении с энергичной Польшей, которая готова поставлять Киеву все и много. Если же Берлин выполнит требования Польши, Варшава не преминёт изобразить дело так, что это стало возможным исключительно её усилиям, что опять-таки, косвенно будет означать внешнеполитическую вялость Германии.
Польша всячески подчёркивает, что для единоличного лидерства Германия не располагает политической волей и необходимой мощью ВПК и иных отраслей промышленности. При этом поляки не забывают привносить в этот дискурс моральную составляющую, требуя от немцев заплатить за зверства, совершённые гитлеровскими солдатами на польской земле. В итоге имеем картину, когда у Германии, по мнению Варшавы, нет ни морального права быть лидером ЦВЕ, ни драйва военно-промышленных поставок на Украину.
Параллельно Польша наращивает свой военно-промышленный потенциал и развивает сотрудничество с украинскими фирмами, чтобы смотреться выгоднее рядом с Германией (3).
Обострение негласной конкуренции Варшавы и Берлина за влияние в Европе не случайно происходит на фоне украинского кризиса (4). Польская геополитическая мысль (Роман Дмовский, Адольф Бохеньский, Владислав Гизберт-Студницкий, Станислав Цат-Мацкевич и др.) всегда рассматривала самостийную Украину как вероятного союзника Германии. При недостаточном контроле Польши над Украиной Киев неизбежно становится либо российским, либо немецким - таково основополагающее правило польской восточной политики. Признаки прогерманской ориентации Киева Варшава увидела в правлении президента Петра Порошенко (2014-2019). Приход на Банковую Владимира Зеленского в Варшаве восприняли как возможность перевести Украину с прогерманского на пропольский путь. Тем самым Варшава старается не допускать ситуации, когда Берлин и Киев решают политические и иные вопросы через голову Польши, и при этом стратегическая глубина антироссийского буфера между Россией и Польшей увеличивается за счёт этого союза.
Одновременно, принижая авторитет Германии, Польша пытается выбить из-под будущей геополитической оси Париж - Берлин одну из его опор. Франко-германский альянс ещё не "нарастил мяса", фокус внешнеполитических предпочтений Парижа и Берлина частично не совпадает (Париж старается укрепить своё присутствие в Африке, Берлин - во всей Европе), но у альянса есть потенциал в будущем. В первую очередь, франко-германское партнёрство подрывает гегемонию Вашингтона и Лондона в ЕС. Во вторую, усложняет, хотя и не делает невозможным, взаимодействие США и Великобритании с их восточноевропейскими союзниками. Польша традиционно вступала в союз с Францией против Германии и России, либо в союз с Германией против Франции и России. Сейчас Польша вступает в союз с Вашингтоном и Лондоном против Франции, Германии и России одновременно, хотя и из совершенно разных геополитических соображений.
Гипотетическая польско-украинская (кон)федерация (5) направлена не только против России, но и против франко-германского альянса. Если «польско-украинское государство» будет создано, геополитический центр тяжести Европы сместится с Франции и Германии на Польшу. О европейском лидерстве Берлину придётся тогда забыть. При этом (кон)федеративное устройство позволит польской политике сохранять гибкость на восточном направлении и в зависимости от геополитической конъюнктуры выбирать, что лучше: "подтянуть" Украину ближе к себе для уплотнения польско-украинского плацдарма против России или "отодвинуть" от себя для обеспечения стратегической глубины между границами Польши и России. Манипулируя пресловутым российским вопросом, Варшава при содействии англосаксов сможет играть гораздо большую роль не только в общеевропейской политике, но и косвенно в политике Германии и Франции.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
1) https://m.gazeta.ru/politics/2023/03/05/16348507.XHTML
2) http://infobrics.org/post/38340/
3) https://kresy.pl/wydarzenia/mesko-razem-z-ukrainska-firma-wyprodukuje-amunicje-czolgowa/
4) https://lenta.ru/news/2023/03/25/poland_germany/
5) https://interaffairs.ru/news/show/34967
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs