В издательстве «Нестор-История» вышла в свет новая интересная и, на мой взгляд, своевременная, книга-монография Натальи Аникеевой «Испания 1976-2020: исторический обзор». Она включает в себя разделы, посвященные истории и политике постфранкистской Испании. (Аникеева Н. Е. Испания 1976–2020: исторический обзор. - СПб. ; М.: Нестор - История, 2023 - 96 с.).
Автор – уже известная читателям «Международной жизни» своими публикациями Наталья Евгеньевна Аникеева - российский ученый, доктор исторических наук, профессор кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО МИД России. В сферу её научных интересов входят политическая история и внешняя политика Испании. В её активе свыше 100 научных публикаций, посвященных этой теме.
Наталья Аникеева предваряет свою работу посвящением: «Светлой памяти моих родителей Шашковых Евгения Васильевича и Ольги Михайловны».
Книга состоит из Содержания, Введения и двух больших глав – «Внутренняя политика Испании (1976–2020) и «Внешняя политика Мадрида в 1976–2020 годах». В книге раскрывается суть перехода Испании от диктатуры к демократии, анализируются Конституция 1978 года и ее роль, особенности партийно-политической системы
Испании и проблема сепаратизма в Каталонии и Стране Басков. А также показаны история отношений Испании с НАТО и место и роль Испании в Евросоюзе. Особо интересными для нас представляются разделы «Латиноамериканский вектор» и «Россия и Испания: политический аспект». Завершают монографию Натальи Аникеевой её Заключение и Список источников и литературы.
Одно из достоинств этой работы, на мой взгляд, состоит в том, что её автор в довольно краткой, но ёмкой форме излагает важнейший отрезок современной испанской истории, что позволяет четко и ясно понять и осмыслить её значимость.
Монография, поясняет сама автор, посвящена ключевым аспектам внутренней и внешней политики Испании постфранкистского периода начиная с деятельности первого парламентского правительства Союза демократического центра во главе с Адольфом Суаресом и прихода к власти короля Испании Хуана Карлоса I, датируемых 1976 годом, и завершая утверждением лидера Испанской социалистической рабочей партии Педро Санчеса в январе 2020 года в качестве председателя правительства.
Следует упомянуть, что по своему составу кабинет министров ИСРП 2020 года стал самым левым правительством за весь постфранкистский период. Наряду с численно преобладающими членами ИСРП в нем также присутствуют представители левой коалиции «Унидас Подемос».
В первой главе рассмотрены важные аспекты внутренней политики Испании, такие как принятие и особенности Конституции Испании 1978 года, становление партийно-политической системы, освещаются проблема сепаратизма в Каталонии, а также феномен ультраправой партии «Вокс» в политической истории страны.
Во второй главе изучены основные направления внешней
политики в 1976–2020 годы, в частности место и роль Испании
в НАТО и Евросоюзе, а также средиземноморский и латиноамериканский векторы внешней политики Мадрида. Что касается российско-испанских отношений, то рассмотрены их ключевые тенденции до 2020 года, т. е. до момента прихода к власти Педро Санчеса и начала периода правления нового коалиционного правительства Испании.
Внешняя политика, как известно, является продолжением политики внутренней. Поэтому следует внимательно изучить и осмыслить первую главу книги, которую Наталья Аникеева посвятила именно внутренней политике постфранкистской Испании.
…Исключительно важное значение для закрепления основ парламентской системы в Испании имело принятие новой Конституции страны на референдуме 6 декабря 1978 года, отмечает автор книги. За нее проголосовали 87,8 % от числа принимавших участие в референдуме и 58,9 % от количества имевших право голоса. Новый основной закон страны законодательно закрепил разрыв с франкистским режимом, создал условия для преодоления его последствий, сыграл важную роль в процессе консолидации испанской демократии. Такого результата удалось достичь благодаря усилиям правительства СДЦ и короля Хуана Карлоса I по постепенной демократизации страны мирным путем. Ключевым элементом испанского перехода к демократии стал консенсус основных политических и общественных сил в отношении осуществления демократических реформ.
Важное место в Конституции занял раздел о национально-
государственном устройстве, или, как он назван, «О территориальной организации государства». В нем были заложены основы для решения национального вопроса, которые предусматривают право на обретение автономного статуса любой исторической областью. Автономные области получили право на установление административно-территориального деления, регулирование системы самоуправления и деятельности местных органов власти и др. Государство сохранило за собой исключительную компетенцию в таких вопросах, как права, свободы и обязанности испанских граждан; международные отношения; внешняя торговля; денежная, кредитная, банковская система и т. д.
По Конституции деятельность органов автономных областей находится под контролем центральных органов. В том случае если «автономная область не выполняет обязательств, которые налагаются на нее Конституцией и другими законами, или своей деятельностью наносит тяжелый ущерб общим интересам Испании…», правительство может с согласия Кортесов «принять необходимые меры для того, чтобы обязать ее в принудительном порядке выполнять указанные обязательства…» (статья 155). Примером применения этой статьи Конституции могут послужить события, связанные с попыткой автономии Каталония выйти из состава Испании и с проведением нелегитимного референдума в Барселоне в 2017 году. Тогда Мадрид вынужден был ввести в этой автономии прямое правление из центра, тем самым задействовав эту статью Конституции, чтобы предотвратить сепаратистские устремления каталонских националистов.
…В своей книге автор считает необходимым подчеркнуть, что следование испанской Конституции 1978 года и усилия руководства страны по достижению консенсуса между различными политическими силами и постепенному мирному демонтажу диктаторского режима привели к становлению в стране консолидированной демократии.
Теперь переходим к внешнеполитической главе книги Натальи Аникеевой. После завершения длительного процесса интеграции в европейские и атлантические структуры Испания получила возможность вместе с западноевропейскими странами и США принимать участие в выработке единой политики в области обороны и безопасности. Несмотря на существовавшие в конце XX века в испанском обществе антиатлантические настроения, в настоящее время Мадрид проявил себя в качестве одного из активных участников военных операций Альянса и самых лояльных к политике Вашингтона членов НАТО.
Приоритетной линией внешней политики Испании после перехода к демократическому развитию стали шаги по интеграции в структуры ЕС. Став одним из значимых членов Евросоюза, Испания стремилась к проведению активной политики: отстаивала меры по устранению экономического неравенства среди входящих в него стран, предпринимала усилия по сближению ЕС со странами Латинской Америки и др. Однако за период членства Испании в ЕС по мере делегирования полномочий отдельных государств на уровень общеевропейских институтов внешняя политика государства претерпела процесс европеизации, который коснулся его национальных интересов. Важное значение для внешнеполитического курса Мадрида в конце ХХ - начале ХХI века имели отношения со странами Северной Африки. Задачи Испании в Средиземноморье в долгосрочном плане, прежде всего, состояли в поддержании стабильности, развитии экономических отношений, содействии демократизации политических режимов стран Магриба.
Демонтаж франкистского режима внес коррективы в латино-
американскую политику Испании с учетом возрастающей роли
латиноамериканских государств в современных международных
отношениях и укрепления их национального суверенитета. Ключевую роль в налаживании тесных дружеских отношений с латиноамериканскими странами на первом этапе демократизации
играл король Испании Хуан Карлос I, совершивший ряд официальных визитов в Новый Свет. В дальнейшем его политику поддерживали обе правящие партии, соблюдавшие консенсус в этом вопросе.
Испанию и Россию с начала 1990-х годов связывали дружеские
отношения, база которых была заложена еще в советский период, напоминает Наталья Аникеева. Эти отношения включали экономическое сотрудничество, регулярные встречи первых лиц обоих государств, министров иностранных дел, культурные обмены. Однако на фоне кризиса в нашем взаимодействии по линии ЕС - РФ в связи с событиями на Украине российско-испанское сотрудничество, до этого интенсивно развивавшееся, стало испытывать серьезные трудности. Таким образом, приоритетами во внешней политике Испании в исследуемый период являлись европейское, средиземноморское, ближневосточное, атлантическое и латиноамериканское направления. Следует особо отметить отношения Испании с Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Анализируя политический аспект российско-испанских отношений, автор отмечает важное значение процесса совершенствования договорно-правовой базы нашего взаимодействия, основу которой составляют порядка 60 межгосударственных, межправительственных и межведомственных документов, многие из которых были заключены еще в советский период, после восстановления дипломатических отношений между СССР и Испанией 9 февраля 1977 года.
Испания первой среди стран - членов ЕС в июне 1995 года завершила процедуру ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между РФ и ЕС, подписанного на о. Корфу в июле 1994 года и вступившего в силу 1 декабря 1997-го, отмечает автор.
При содействии Мадрида в начале испанского председательства
в Евросоюзе (17 июля 1995) было подписано Временное торговое соглашение между Россией и ЕС. Испания показала себя одной из активных сторонниц аккредитации российских представителей при Европарламенте. Развивалось и культурное сотрудничество. Договорно-правовой базой российско-испанских культурных связей по государственной линии стало межправительственное Соглашение о сотрудничестве в области культуры и образования.
В ходе регулярных встреч министры иностранных дел пользовались предоставленной возможностью, чтобы обсудить политические и экономические вопросы отношений между Испанией и Россией.
…На всех последующих переговорах обе стороны затрагивали важные вопросы международной повестки дня, отмечает Наталья Евгеньевна. Отмечалось позитивное сотрудничество между внешнеполитическими ведомствами двух стран: ежегодно проводилось несколько раундов консультаций на уровне министров и заместителей министров иностранных дел. Стороны подписали новый План консультаций между министерствами иностранных дел России и Испании на 2014–2015 годы. Обсуждался и вопрос о ситуации на Украине, констатирует автор…
К сожалению, испанское руководство в конце июля 2014 года присоединилось к санкциям ЕС против России «в ущерб своим интересам», указывает Наталья Аникеева. В результате снизился уровень торгового оборота между нашими странами, развитие туризма тоже оказалось не в плюсе от этой ситуации. Таким образом, на фоне непростого этапа в отношениях по линии ЕС - РФ в связи с событиями на Украине российско-испанское сотрудничество также испытывает трудности. Стороны имели схожее мнение по вопросу о необходимости решения внутренних проблем суверенных государств на Ближнем Востоке и в Северной Африке мирным путем, через национальный диалог, выступали за последовательную борьбу с терроризмом. Мадрид поддерживал продвижение к институционализации отношений между Евросоюзом и Евразийским экономическим союзом. В феврале 2015 года Государственная дума ратифицировала Договор о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей. Этим документом обеспечивался полный пакет гарантий защиты прав и интересов российских детей, усыновляемых испанскими семьями. Важным аспектом двустороннего сотрудничества являлся культурный диалог. В России росло число тех, кто изучает испанский язык и интересуется испанской культурой. В частности, 2015/2016 год был объявлен Годом испанского языка и литературы на испанском языке в России и Годом русского языка и литературы на русском языке в Испании, а 2016/2017 - российско-испанским Годом туризма. В ноябре 2018 министр иностранных дел РФ Сергей Лавров побывал в Мадриде с очередным визитом, в ходе которого состоялась его встреча с королем Филиппом VI и с испанским коллегой Жозепом Боррелем. По итогам переговоров министры иностранных дел подтвердили, что готовы к созданию двусторонней рабочей группы по кибербезопасности. Стороны приветствовали регулярные интенсивные контакты по линии МИД. Был подписан План консультаций на 2019–2020 год. Однако, в последние годы для российско-испанских отношений наступил регресс. В отношениях с нашей страной Мадрид будто вернулся к франкистским временам…
От себя добавлю: мы сожалеем, что правящие круги Испании в ущерб себе и в угоду США и НАТО фактически обрушили многогранное взаимодействие своей страны с Москвой, присоединились к антироссийским санкциям и начали поставки вооружений нацистскому режиму Киева. Остается надеяться, что новые власти в Мадриде возьмут курс на независимое развитие королевства и восстановят добрые, взаимовыгодные отношения с Россией на благо наших двух народов.
…Книга может представлять интерес для историков, регионоведов, политологов и в целом для широкого круга читателей, в том числе для обучающихся по специальностям «Международные отношения» и «Дипломатия и политика зарубежных стран». Добавлю, что свою монографию Наталья Аникеева приурочила к 80-летнему юбилею факультета международных отношений, образованного в 1943 года.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs