Кадр из фильма «Оторванные».
Дом русского зарубежья им. А.И. Солженицына (ДРЗ) в Москве впервые покажет новый неигровой фильм «Оторванные». Кинокартина номинирована на Российскую Премию в области неигрового кино «Золотая Свеча»-2023 в категории «Лучший полнометражный фильм». О том, как остаться собой и верным своему этносу в составе многонациональной страны, и, если ещё шире - как малочисленному народу в современной России сохранить чистое сердце, которое бьется в унисон с природой, такой порою жестокой, любимой, и щедрой, - и не поступиться своими родовыми и духовными корнями – фильм-номинант. С авторами киноленты Владимиром Кривовым и Ольгой Мичи побеседовала член Оргкомитеа Премии «Золотая Свеча» Ирина Иванова. Интересно было узнать из первых уст о народе чукчи, которые, попадая в круговорот современной жизни, тем не менее, знают, как выбраться из «пурги»… У них есть два основных сокровища – их Север и олени.
Кадры из фильма
- Владимир, как вы пришли в кинодокументалистику?
- Как ни странно, всё началось со звука. Я звукорежиссёр по образованию. Стремился работать на телевидении, но в конце 1990-х - начале 2000-х, звукорежиссёрские ниши на ТВ были заняты, да и не так много их было. Требовались только операторы на запись закадров для новостей с зарплатой 250 долларов. Помог случай. Знакомому монтажёру с канала РБК, предоставляли отпуск только с условием, что он найдёт себе замену. На обучение дали три смены. Как это происходило, описывать не буду. Скажу только, что через три дня я мог смонтировать новостной выпуск, но стоило мне это 60 процентов здоровья…
Так началась работа на телевидении - РБК, телекомпания «Останкино», ВГТРК, - где я работаю уже более двадцати лет и освоил еще несколько смежных профессий - в частности, больше десяти лет служу диктором на ВГТРК. Сделал несметное количество программ и документальных фильмов. Со временем я понял, что могу и хочу создавать кино сам… Судьба свела с фотохудожником и продюсером Ольгой Мичи. Сделал два фильма, как звукорежиссер и саунд дизайнер, а потом и как режиссёр.
Владимир Кривов, режиссер фильма «Оторванные»
- Как появился фильм «Оторванные»?
- Об истории и идее лучше расскажет Ольга… Работать над картиной меня пригласили, когда основная часть материала была уже снята. Он какое-то время лежал, и меня спросили: «Посмотришь, возьмешься?..»
Кадр из фильма
Монтаж фильма занял около года - помешали волны ковида, да и драматургия не складывалась, не хватало логических связок. В результате на Чукотке я был два раза - в 2021 и 2022 годах - тогда мы сняли основное интервью с главным героем - Ильей Кантатко, эпизоды в корале и на радио «Пурга», где я выступил в кадре в качестве ведущего, что и дало в итоге недостающие связки и смыслы.
- Вы работали в морозы?
- Я снимал только в Анадыре и большей частью в помещениях. Хотя холод был дикий… В полной мере мы это прочувствовали во время коротких перемещений со съемочной техникой по улицам Анадыря - температура -47°, которая, по данным погодного агрегатора ощущалась, как -55°… Тепло одетое тело не мерзнет, если двигаешься, но лицо обжигает, как огнем.
- Что стало самым трудным на съемках?
- Для меня трудностей не было. Были азарт, безумное любопытство... Было жаль уезжать.
- Что запомнилось?
- Всё было необычно, и я помню каждую деталь. Ледяной влажный ветер, оранжево-зеленый рассвет, отсутствие людей на улицах, огромные вороны повсюду в городе, почти полностью вымерший советский поселок Гудым, и при этом постоянное ощущение пульсации жизни, живое сердце севера. Если коротко.
Кадр из фильма «Оторванные»
- Вы сделали для себя какие-то открытия?
- Открытий много, поскольку фильм требовал погружения в историю, изучения обычаев народа, уклада жизни… Главное - мы почти ничего не знаем об этих людях, они действительно оторваны от «материка», остальной России.
Кадр из фильма
- Снимают ли на Чукотке кино?
- Снимают, и довольно активно. Регион сейчас быстро развивается, много молодежи, желающей работать в сфере игрового и неигрового кино. Есть и свои именитые режиссеры. Григорий Вахрушев, например.
- Изменил ли фильм что-то в вас, в вашем восприятии мира?
- Конечно, я узнал такое, о чем не подозревал ранее. Я увидел, что есть еще люди, не считающие себя царями природы, но живущие в тихой гармонии с ней, слушающие и слышащие её. И природа слышит их. Это поразительно. И это вдохновляет.
- Ольга, расскажите о своих работах. Картины на какие темы вы продюсируете?
Продюсер фильма «Оторванные» Ольга Мичи
- Я художник и фотограф, представитель направления цифрового искусства, автор концептуальных кинематографических проектов. Мои произведения затрагивают широкий круг тем и посвящены как актуальным вопросам современной жизни, так и глубоким философским. Например, существованию малых культур, изменению ценностей, потере идентичности в условиях глобализации, проблемам взаимоотношений между поколениями и другим.
Кадр из фильма
Первой документальной картиной, которую я сделала с RT, была «Масаи из песков в снега». Затем с режиссером Вадимом Витовцевым мы сняли ленту «В тени больших деревьев» (Small people big tree) в Центрально-Африканской Республике. Производство заняло минимальное время, при этом картина принесла нам успех на международных площадках. Фильм получил престижные кинопризы, был показан во многих странах и государственных музеях в рамках моего выставочного проекта «Уязвимые» (Фотопроект, посвященный рассказу о культурном своеобразии вымирающих народов мира. – Прим. авт.). Книга «Уязвимые» также была опубликована англо-немецким издательством teNeues и положительно рецензирована Stern, Daily Mail, XL Simonal и другими политическими изданиями.
Кадр из фильма
Среди значительных кинопроектов - «Missingirls. В плену города грёз» и «Мой друг Йети».
Первый мы снимали в Индии. Он поднимает вопросы полового и социального неравенства, детского сексуального рабства, проблемы волонтерства в Индии и многие другие. Выпуск фильма пришелся на 2017 год, и в то время европейцев больше волновал неконтролируемый поток беженцев из Северной Африки. Фильм остался практически незамеченным, хотя я его считаю довольно сильной работой по сравнению с теми, что освещали похожие аспекты жизни индийского общества.
«Мой друг Йети» - легкое, забавное кино о Игоре Бурцеве - мечтателе и романтике, который посвятил всю свою жизнь поиску снежного человека и, даже несмотря на преклонный возраст, продолжает верить и искать его по всему миру. Мне кажется, что в разные моменты нашей жизни, все мы бываем иногда Игорями Бурцевыми.
- Вы представляете картину «Оторванные», снятую на Чукотке. Фильм уже получил ряд кинематографических наград и сейчас номинируется на Премию «Золотая Свеча». Как пришла мысль о его создании?
- В 2017 году я начала работать над художественным проектом «Уязвимые». Снимала в Африке, Мьянме и на Чукотке. Идея - показать разные континенты, миры и атмосферы, при этом продемонстрировать общность проблем, выделить схожие черты и подчеркнуть, что несмотря на внешнюю и национально-культурную разницу - все мы часть единого мира, где у каждого народа существует своя миссия, своя Мадонна с младенцем, своя узнаваемая Джоконда и так далее… Так пришла идея дополнить фотографическую часть документальным кино. Фильм «Оторванные» создавался как продолжение темы, которую мы впервые подняли в картине «В тени больших деревьев».
Женщина. Чукотский автономный округ. Автор фото Ольга Мичи.
Анатолий Яковлевич Тынеру. Чукотский автономный округ. Автор фото Ольга Мичи.
- Сколько времени заняло создание фильма?
- Работа шла сложно и в общем заняла более двух лет. В первой экспедиции мы только смогли разработать локации и героев. Люди на Чукотке более скромные и закрытые, чем в Африке. Советскому человеку было непривычно жаловаться или рассказывать о своих проблемах публично. И, несмотря на то, что Советского Союза уже давно нет, на Чукотке - полное ощущение, что люди продолжают жить его наследием.
Главный герой фильма «Оторванные» Илья Кантатко
- Режиссёр фильма Владимир Кривов подключился к работе над картиной не с самого начала. Как так получилось и почему вы предложили закончить картину именно ему?
- Как правило, я веду надзор за производством фильма от возникновения идеи до завершения съемок. Также я оставляю за собой право контроля монтажа финальной версии. Мне важен результат, ведь он, так или иначе, связан с моим именем. Если я понимаю, что кто-либо из команды не справляется с поставленной задачей, то принимаю решение о привлечении другого специалиста. С Владимиром мы работали и ранее, он блестящий специалист в области звука и очень вырос в профессиональном плане за время нашего знакомства. Владимир очень амбициозен, бескомпромиссен и педантичен в работе. Я чувствовала, что с ним мы сделаем сильное кино. И не ошиблась. Мы продолжаем работать вместе над новым проектом.
- Суровые погодные условия сильно повлияли на съемочный процесс?
- Непредсказуемость погоды вносила коррективы по времени. Можно было легко потерять несколько дней в дороге из-за пурги…
Кадр из фильма
С нами работали, на мой взгляд, лучшие операторы, с которыми мы сотрудничали и ранее - Александр Кипер, Александр Меньшов, Дамир Абдрахманов. Все - профессионалы высшего класса. И к сложным погодным условиям и технически и морально были полностью готовы. Единственные трудности - были со звуком. Сильный ветер создавал помехи. Но эти проблемы при монтаже смог решить режиссёр.
- Как вы освоились на месте?
- В организации всех процессов нам очень помогли этнограф Михаил Александрович Резяпкин, директор школы поселка Канчалан - Светлана Геннадьевна Ляховская и ее заместитель Руслан Ильгизарович Миннегалиев.
Большую поддержку оказал Анатолий Яковлевич Тынеру, депутат думского чукотского автономного округа. Он стал не только проводником в культуру чукчей, но и важным участников фильма.
И, конечно, пользуясь случаем, хотелось бы выразить особую благодарность нашим героям: Илье Кантатко, Максиму Кантатко, Марии Петровне Акокко.
- В картине есть сцена с установкой переносного жилища. Главный герой фильма живет в поселке или в тундре?
- Илья Кантатко - бригадир оленеводческой бригады и большую часть года живет с супругой в тундре.
Кадр из фильма «Оторванные»
Установку яранги мы снимали в Канчалане в рамках праздника чукотских оленеводов - Эракора. Возведение такого жилища очень трудоемкое дело, физически тяжелое. По этическим соображениям мы не могли просить героя, переустановить заново ярангу в которой они уже жили и хранили личные вещи. Эракор дал нам уникальную возможность показать процесс, не обременяя лишними хлопотами людей, ежедневная жизнь которых в суровых условиях крайнего севера и так очень сложна.
Кадр из фильма
Кадр из фильма
- Уровень жизни людей примерно одинаковый?
- Это скорее типичная семья, одна из многих, живущих на Чукотке.
- Участники очень органичны в кадре. Как вам удалось этого добиться?
- Всё благодаря доверию, которое сложилось между героями и членами нашей команды: линейным продюсером Максимом Ковешниковым, журналистом Романом Лобашовым, операторами. Ребята относились к героям с уважением и старались быть максимально незаметными. Был выбран метод наблюдения. Участники фильма жили своими жизнями.
Кадр из фильма
- С кем было сложнее работать: со взрослыми или с детьми?
- Со взрослыми сложнее. Чукчи очень гордый народ. Необходимо быть открытым и честным в своих намерениях, при этом деликатным и аккуратным. При работе над любым документальным фильмом требуется искать индивидуальный подход к каждому герою.
- Изменилась ли главная идея картины в процессе съёмок?
- Изначально мы планировали снимать фильм о сложных взаимоотношениях отца и сына, а Владимир увел нас от мелкотемья, увидев более глобальную проблему всего народа. Сами бы мы на это не решились. И полученный результат, особенно его эффект - полная заслуга режиссера.
Кадр из фильма
- Местные жители занимаются творчеством?
- Традиционным горловым пением и рукоделием. Чукчаночки - прекрасные мастерицы.
- Важным элементом кино является музыка. Как сказал в одном из интервью известный композитор Владимир Мартынов: музыка, звуки формируют атмосферу фильма. В вашей картине песни в исполнении фольклорного ансамбля помогают зрителю еще больше проникнуться красотой местной природы и самобытностью чукотского народа…
- В рамках экспедиции, нам устроили культурную программу и пригласили на выступление государственного академического чукотско-эскимосского ансамбля «Эргырон». Так родилась идея использовать уникальное горловое пение в фильме. Их песни наполнены не только местным колоритом, но и глубоким смыслом, как нельзя лучше описывающим жизнь и культуру народа.
Кадр из фильма
- В чем особенность этого края?
- На Чукотке познаются люди. Там особым образом проявляются качества человека.
- Вы преодолели многие трудности. Какой вам запомнилась Чукотка?
- Мы до этого снимали программу «Экстремальный фотограф» и приходилось работать даже в более сложных условиях. Но Чукотка останется в памяти и в сердце, как место очень сильных и настоящих людей, живущих в своем, особом и неповторимом мире, по своим уникальным законам и в своем каком-то уникальном времени.
Кадр из фильма
Показ фильма «Оторванные» состоится 18 мая в 20:00 в Доме русского зарубежья. Вход свободный.
Ссылка: https://t.me/cinema_rp
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs