«Так выпьем же за то, чтобы наши желания всегда совпадали с нашими возможностями».
«Кавказская пленница»
До президентских выборов в США ещё остается полтора года, но их дыхание стало определенно ощущаться в местном политикуме. Если применить этот термин к раскладу сил, то можно сказать и так: «Дыхание Трампа стало чувствоваться над плечом Байдена». И в этом нет никакого преувеличения, поскольку оба претендента на кресло в Овальном кабинете уже заявили о своих президентских амбициях.
У Трампа среди республиканцев мало соперников. Де Сантис, конечно, может стать претендентом, однако, его политическое время, похоже, ещё не настало, и в 2024 году разбираться «кто тут в лавке главный» станут давние противники, тем более, что у Трампа после предыдущих скандальных выборов есть конкретные претензии к Байдену уже «по гамбургскому счету».
В этой обстановке демократическая администрация Белого дома, как представляется, начала предвыборную кампанию с весьма востребованного вопроса – возрождения американской индустрии. По большому счету, это – тема Трампа, которую он продвигал все четыре года, пока находился у власти. Тогда ему активно мешали, а теперь команда Байдена осознала, что это – больное место, требующее срочного врачевания. Немудрено, ведь, катастрофическая деградация американского промышленного и инфраструктурного потенциала – пожары на заводах, регулярные катастрофы со сходом с рельсов товарных составов и загрязнение окружающей среды в связи этими инцидентами – требует не только инвестиций, о чем Байден не раз говорил с разных трибун, в том числе, и в своем «State of the Union», но цельной программы комплексного возрождения промышленности, транспорта, дорог и многого другого…
Вопрос, по большому счету, состоит в том, что устойчивость США подвергается сейчас двойному удару – как внутри страны, так и на международном уровне. Напомним только последние демонстрации ослабления, как они любят говорить, «американского лидерства»: поколебались позиции мирового гегемона – страны Латинской Америки, Ближнего Востока и Африки начали проводить, в целом, суверенную и независимую от Вашингтона линию, хотя тот давит на них в рамках Генеральной Ассамблеи ООН изо всех сил. Зато устраиваемые Байденом «саммиты демократий» (их было уже два), если посмотреть на это с нетривиальной точки зрения, ставят США на одну доску со всеми участниками. Байден с Блинкеным не поняли простую вещь – их собеседники оценивают эти мероприятия, как разговор на равных «между демократами». И кто после этого будет слушаться привычных ранее окриков с Потомака?
А, если взять внутренний контур проблем, то, помимо упомянутых выше экономических и инфраструктурных несчастий, во весь рост встает вопрос об утрате долларом – как высшей ценности Америки – его безоговорочно лидирующих позиций в мировой экономике. Сама министр финансов Джанет Йеллен сетует в эфире CNN: «При использовании финансовых санкций, связанных с ролью доллара, существует риск, что со временем это может подорвать гегемонию доллара» - «There is a risk when we use financial sanctions that are linked to the role of the dollar that over time it could undermine the hegemony of the dollar».
С середины ХХ века, с послевоенной поры, США прошли два больших периода создания и использования национального богатства. В 1950-70 годы благосостояние там росло за счет труда всей страны, её промышленности и аграрного сектора в первую голову. Люди жили на заработанные деньги. С 1980-х годов, после экономического кризиса 70-х, страна приняла кейнсианскую стратегию «жизни на кредиты», то есть стали тратить больше, чем зарабатывали, да ещё влезали в долги банкам, которые зажили по известному у нас в 90-е годы принципу: «Мы сидим, а денежки идут…»
Да, кредитные деньги стали тем локомотивом, который вывел Америку на сегодняшние рубежи. При этом, национальное богатство в этот период создавалось, главным образом, в секторе финансов, забравшем вместе с сектором услуг с его спекулятивными операциями до 80 процентов ВВП США. А индустрия, которая в 1950-60-х годах создавала национальное богатство страны, к нынешним временам либо была выведена в Азию (кроме ВПК), либо превращалась в развалины. Сейчас автозаводы города Детройта, бывшей «столицы американской автомобильной промышленности», выглядят, будто после бомбежки:
Фотo от Spiegel
Почему большое число производств было в 1990-2000-х годах выведено из США в страны Азии? Ответ простой – норма прибыли там была значительно выше, чем в самих Штатах. Доходы собственников росли, а сами собственники не платили налоги в США, иссушая казну, которая поддерживая необходимую форму уже за счет займов ФРС – так начал стремительно расти гигантский госдолг:
С переводом производств в Азию уходили и технологии, на которых сейчас поднялись эти азиатские экономики. В калифорнийской Силиконовой долине были воспитаны тысячи китайских и индийских специалистов высокого IT уровня, которые сейчас стали возвращаться по домам, оставляя позади американскую землю, но забирая с собой американский опыт и знания.
И вот сейчас завершены оба исторических периода развития экономики США, когда сначала впереди шли производственники, поднимая уровень жизни в стране своим трудом, а потом финансисты, которые влили в кошельки граждан США триллионы долларов, стимулировав рост – не производства, а потребления (!) – за счет накопления долгов. И уровень жизни все рос и рос, обеспечивая уровень потребления американских масс…
Сейчас этот «праздник жизни на займы» закончился. Долги становятся невыносимыми. Так государственный долг США поднят до 31,4 триллиона долларов, зато общие долги в США (регионов + различных фондов + домохозяйств) оцениваются в безумные цифры. Телеканал CNBC озвучил пару лет назад такие расчеты: «Total U.S. debt including all forms of government, state, local, financial and entitlement liabilities comes close to 2,000% of GDP» - «Общий долг США, включая все формы правительственных, государственных, местных, финансовых и социальных обязательств, приближается к 2000% ВВП». А ВВП равен сегодня примерно 26 триллионам долларов. Вот и увеличьте его на две тысячи процентов, чтобы понять контрольную цифру по всей стране…
Да ещё объем финансовых обязательств – деривативов, возникший за десятилетия в связи с эмиссией и раздачей ничем не обеспеченных кредитных денег, – почти 2 фантастических квадриллиона долларов!
Американцы достигли той самой границы «пределов роста» своей формы финансово-экономической системы, о чем ещё в 1970-х годах писали самые прозорливые эксперты капиталистической экономики в докладе Римского клуба «The Limits to Growth».
…И тут выходит Салливан с новой программой
Вся эта картина необходима для того, что оценить новую экономическую политику команды Байдена, контуры которой озвучил советник по национальной безопасности Джейк Салливан в своей недавней лекции в Брукингском институте в Вашингтоне. Речь оказалась столь важной для администрации Байдена, что перед нами редкий случай, когда событие, в котором не принимают участие ни президент, ни вице-президент, широко освещено на сайте Белого дома.
Этот доклад назван «On Renewing American Economic Leadership» - «Об обновлении американского экономического лидерства».
Обратим внимание на ряд принципиальных заявлений, которые прозвучали в этой речи Джейка Салливана:
- После Второй мировой войны Соединенные Штаты возглавили раздробленный мир на построение нового международного экономического порядка… Но последние несколько десятилетий выявили трещины в этих основах.
- Меняющаяся мировая экономика оставила позади многих работающих американцев. Финансовый кризис потряс средний класс.
- Момент требует, чтобы мы выработали новый консенсус. Вот почему Соединенные Штаты при президенте Байдене проводят современную промышленную и инновационную стратегию — как дома, так и с партнерами по всему миру.
- Когда президент Байден вступил в должность более двух лет назад, страна, с нашей точки зрения, столкнулась с четырьмя фундаментальными проблемами. Во-первых, промышленная база Америки была разрушена… Наши промышленные мощности, которые имеют решающее значение для способности любой страны продолжать инновации, серьезно пострадали. Америка не просто потеряла производство — мы подорвали нашу конкурентоспособность в критических технологиях, которые определили будущее.
- Второй проблемой, с которой мы столкнулись, была адаптация к новой среде, определяемой геополитической конкуренцией и конкуренцией в сфере безопасности, с важными экономическими последствиями… Игнорирование экономической зависимости, которая накопилась за десятилетия либерализации, стало по-настоящему опасным — от неопределенности с энергоснабжением в Европе до уязвимости цепочки поставок медицинского оборудования, полупроводников и важнейших полезных ископаемых. Это были виды зависимости, которые можно было использовать в качестве экономических или геополитических рычагов воздействия.
- Третьей проблемой, с которой мы столкнулись, был ускоряющийся климатический кризис и настоятельная необходимость в справедливом и эффективном переходе к новой, чистой энергетике... Президент Байден считает, что построение экономики чистой энергии в XXI веке является одной из самых значительных возможностей для роста, но чтобы использовать эту возможность, Америке нужна обдуманная, практическая инвестиционная стратегия для продвижения инноваций, чтобы снизить затраты и создать хорошие рабочие места.
- Наконец, мы столкнулись с проблемой неравенства и его ущерба для демократии... Американский средний класс потерял позиции, в то время как богатые добились большего, чем когда-либо. Американские производственные мощности опустели, а передовые отрасли переместились в мегаполисы.
- Факторы экономического неравенства сложны и включают в себя структурные проблемы,.. но ключевыми среди них являются десятилетия экономической политики — регрессивное снижение налогов, резкое сокращение государственных инвестиций, неконтролируемая концентрация корпораций и активные меры по подрыву рабочего движения, которое изначально сформировало американский средний класс.
- Честно говоря, наша внутренняя экономическая политика не в полной мере учитывала последствия нашей международной экономической политики… В совокупности всё это подорвало социально-экономические основы, на которых держится любая сильная и устойчивая демократия.
- Решение каждой из этих проблем заключается в восстановлении экономического мышления. И в этом суть нашего экономического подхода: строить, наращивать потенциал, повышать устойчивость, обеспечить инклюзивность в самих США и с партнерами за рубежом, производить и внедрять инновации. А также предоставлять общественные блага, такие как мощная физическая и цифровая инфраструктура и экологически чистая энергия. Все это является частью того, что мы называем «внешней политикой среднего класса».
- Первый шаг к реализации — заложить «новый фундамент нашего дома» с помощью современной американской промышленной стратегии. Современная американская промышленная стратегия определяет конкретные секторы, имеющие основополагающее значение для экономического роста, стратегические с точки зрения национальной безопасности, где частный бизнес сам по себе не готов сделать инвестиции, необходимые для обеспечения наших национальных амбиций. Она направляет целевые государственные инвестиции в эти области, которые раскрывают силу и изобретательность частных рынков, капитализма и конкуренции, чтобы заложить основу для долгосрочного роста.
- Теперь отправной точкой является наращивание нашего внутреннего потенциала. Но усилия простираются за пределы наших государственных границ. И это подводит меня ко второму этапу нашей стратегии: работать с нашими партнерами, чтобы убедиться, что они также наращивают потенциал, устойчивость и инклюзивность… На самом деле, нам нужно, чтобы они присоединились к нам.
- В конечном счете, наша цель — сильная, устойчивая и передовая техно-промышленная база, в которую Соединенные Штаты и их единомышленники из развитых и развивающихся стран могут инвестировать, и на которые могут вместе положиться. Президент Байден и председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен говорили об этом здесь, в Вашингтоне.
- Третий шаг нашей стратегии: переход от традиционных торговых сделок к новым инновационным международным экономическим партнерствам, сосредоточенным на основных проблемах нашего времени. Мы не отказываемся от либерализации рынка – мы намерены добиваться современных торговых соглашений.
- Мы знаем проблемы, которые нам нужно решить сегодня: создание диверсифицированных и устойчивых цепочек поставок; мобилизация государственных и частных инвестиций для справедливого перехода к чистой энергии и устойчивому экономическому росту, и попутно создание хороших рабочих мест.
- Нам нужен новый подход. Проще говоря: в современном мире торговая политика должна быть чем-то большим, чем снижение тарифов, и торговая политика должна быть полностью интегрирована в нашу экономическую стратегию, как дома, так и за рубежом…
- Мы связываем торговлю и климат так, как никогда раньше. Глобальное соглашение по стали и алюминию, о котором мы ведем переговоры с Европейским союзом, может стать первой крупной торговой сделкой, направленной на решение такой проблемы, как интенсивности выбросов и сокращение избыточных мощностей. И если мы сможем применить это к стали и алюминию, мы сможем также посмотреть, как это применимо и к другим секторам.
- Мы работаем со многими другими членами ВТО над реформированием многосторонней торговой системы, чтобы она приносила пользу работникам, соответствовала законным интересам национальной безопасности и решала насущные проблемы, которые не полностью включены в нынешнюю структуру ВТО, такие, как устойчивое развитие и переход к чистой энергии.
- В мире, который трансформируется, благодаря переходу на экологически чистую энергию, динамичные развивающиеся экономики, стремление к устойчивости цепочки поставок, цифровизацию, искусственному интеллекту, а также революции в биотехнологиях, игра пошла уже не та («the game is not the same»). Наша международная экономическая политика должна адаптироваться к миру таким, какой он есть, чтобы мы могли построить такой мир, какой хотим.
- Четвертый шаг нашей стратегии: мобилизация триллионов инвестиций в страны с развивающейся экономикой — с решениями, которые эти страны разрабатывают самостоятельно, но с капиталом, обеспечиваемым другой разновидностью американской дипломатии. Мы предприняли серьезные усилия по развитию многосторонних банков развития, чтобы они соответствовали современным вызовам. 2023 год — большой год для этих решений.
- Соединенные Штаты продолжают поддерживать очень прочные торговые и инвестиционные отношения с Китаем. В прошлом году двусторонняя торговля между США и Китаем установила новый рекорд. Теперь, если отойти от экономики, мы соревнуемся с Китаем по многим параметрам, но мы не ищем конфронтации или конфликта. Мы стремимся ответственно управлять конкуренцией и стремимся работать вместе с Китаем, где это возможно.
- Миру нужна международная экономическая система, которая работает для наших наемных работников, работает для нашей промышленности, работает для нашего климата, работает для нашей национальной безопасности и работает для самых бедных и уязвимых стран мира.
- Всё это означает возвращение к основному убеждению, которое мы впервые отстаивали 80 лет назад: Америка должна быть в центре динамичной международной финансовой системы, которая позволяет партнерам во всем мире сокращать бедность и повышать общее процветание.
- «Это видение, за которое администрация Байдена должна и будет бороться», - заключил Джейк Салливан.
«…Чтобы мы могли построить такой мир, какой хотим»
Итак, перед нами – экономическая программа, с которой команда Байдена пойдет на выборы. Программа достижения американского лидерства в создании новой мировой экономической реальности. Трудно припомнить, когда прежде выходили из недр администрации США подобные разработки.
Отметим самые, на наш взгляд, принципиальные моменты этой речи:
- необходимость выработки планов реиндустриализации Америки,
- многократное упоминание рабочих и среднего класса США, в интересах которых будут осуществляться эти планы,
- выделение триллионов долларов на инвестиции внутри США и за рубежом в интересах США, предлагается сделать капитал инструментом дипломатии,
- приглашение Китая к сотрудничеству и явное желание перетянуть Пекин на свою сторону, ослабив связи с Россией,
- напоминание об историческом периоде 80-летней давности, когда после Второй Мировой войны США не только сделали резкий рывок в социально-экономическом развитии, но и стали лидером Западного мира, благодаря сильнейшей экономике – это означает, что администрация США понимает ущербность кредитно-финансового крена, перекосившего экономику США, на что мы указали в первой части этого материала,
- продекларировано намерение возглавить обновление системы мировой торговли – «создание диверсифицированных и устойчивых цепочек поставок»,
- поднят вопрос о государственных инвестициях в те отрасли, куда не идет частный капитал; призыв «нам необходим госплан» ещё не сформулирован, но, похоже, для регулирования госинвестиций они создадут подобную структуру,
- во фразе «миру нужна международная экономическая система, которая работает для наших наемных работников» заложена квинтэссенция всего заявленного амбициозного плана, которая звучит примерно так: «Пусть весь мир станет таким, чтобы было хорошо было для работников в США»,
- ключевая фраза – «…Чтобы мы могли построить такой мир, какой хотим».
Эта речь Салливана, конечно, заслуживает глубокого экономического разбора и анализа для лучшего понимания этих планов, с одной стороны. А также, с другой стороны, для оценки возможностей и потенциала самих США, чтобы реализовать объявленное в конкретных нынешних условиях.
Чего в этой речи больше – политики или экономики? Видимо, и того, и другого хватает. Здесь, конечно, много политики ради привлечения голосов на приближающих выборах, ведь средний класс и рабочие прямо указаны, как те, ради кого Байден будет продвигать свои планы. Здесь видна и продуманная экономическая стратегия, которую надо будет разрабатывать и далее продвигать по каждому пункту. Деньги на это найдутся, а кадры?..
Впрочем, одна из незаявленных, но проявившихся целей этого доклада Салливана – попытка выбить из-под Трампа его возможные обещания экономического свойства, которые он будет выкладывать в ходе своей предвыборной кампании. Прежние идеи Трампа уже приватизированы Байденом, обрамлены обещаниями триллионных инвестиций и нацелены на широчайший круг американских избирателей, перед которыми Байден раскрывает дверь в лучшую жизнь.
И вот здесь возникает вопрос о том, ради чего создана данная программа демократов – ради её реализации либо, как инструмент для публичной борьбы с республиканцами?
Как бы то ни было, в Вашингтонском истеблишменте поняли – второй исторический период развития американской экономики по рецептам «имени Кейнса» завершен, и там уже задали сакраментальный американский вопрос – «Where now?» Ответ звучит вполне определенный: жить будем по рецептам «имени Байдена». Это уже в журнале «Forbs» так и назвали – «Байденомика».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs