«Великий Шаляпин был отражением расколотой русской действительности: босяк и аристократ, семьянин и «бегун», странник, завсегдатай ресторанов...» – так об артисте говорил его наставник Дмитрий Усатов.
У Федора Шаляпина была удивительная судьба и насыщенная драматизмом биография. Мальчик крестьянских кровей, ставший всемирно известным оперным басом, пережил удачи в творческой жизни и удары судьбы, благосклонность королей и притеснения со стороны властей на родине.
В 12 лет Шаляпин впервые попал в театр – на «Русскую свадьбу» Петра Сухонина. С этого момента театр «свел с ума» Шаляпина и стал его страстью на всю жизнь.
«Играл оркестр. Вдруг занавес дрогнул, поднялся, и я сразу обомлел, очарованный. Предо мной ожила какая-то смутно знакомая мне сказка. По комнате, чудесно украшенной, ходили великолепно одетые люди, разговаривая друг с другом как-то особенно красиво. Я не понимал, что они говорят. Я до глубины души был потрясен зрелищем и, не мигая, ни о чем не думая, смотрел на эти чудеса», – вспоминал Федор Иванович.
Когда в Казань, где жил будущий «царь-бас» приехала опера, она, по признанию Шаляпина, изумила его. Федору очень хотелось заглянуть за кулисы, и он пробрался за сцену. Его взяли статистом «за пятак». До карьеры великого оперного певца было еще очень далеко.
Дебютировал на сцене Федор Шаляпин в драматическом спектакле «Бродяги», ему была поручена роль жандарма Роже. Точнее дебют этот не состоялся. Когда Шаляпин вышел на сцену Панаевского сада в Казани, то впал в ступор.
Из-за кулис ему подсказывали, потом кричали — все тщетно. Занавес опустили, режиссер сорвал с актера-неудачника костюм. Шаляпин перелез через забор, бежал куда глаза глядят. Двое суток без еды и воды отсиживался в каком-то сарае, боясь выйти. Ему казалось, что весь город знает о его позоре. Но в итоге все обошлось.
По окончании сезона Шаляпин снова оказался без работы и без денег. Помогли знакомые, которые посоветовали взять уроки у Дмитрия Усатова — в прошлом артиста Императорских театров. Усатов не только разучил с ним знаменитые оперы, но и обучил основам этикета.
Он ввел новичка в музыкальный кружок, а вскоре и в «оперу Любимова», уже по профессиональному контракту. Успешно отыграв свыше 60 спектаклей, Шаляпин отправился в Москву, а затем в Петербург.
После удачной роли Мефистофеля в «Фаусте» Шаляпина пригласили на пробы в Мариинский театр и зачислили в труппу на три года. Молодой бас получил партию Руслана в опере Глинки «Руслан и Людмила», но критики написали, что пел Шаляпин «скверно», и он надолго остался без ролей.
Именно в это время Шаляпин знакомится с известным меценатом Саввой Мамонтовым, который предлагает ему место солиста Русской частной оперы. В 1896 году артист перебирается в Москву и четыре сезона успешно выступает, совершенствуя навыки пения и расширяя репертуар.
Успех был настолько грандиозный, что современники шутили: «В Москве есть три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас – Федор Шаляпин».
После революции 1917 года новая власть благоволила Шаляпину. В 1918 году его назначили художественным руководителем Мариинского театра. «Федор Иванович прожил при советской власти до лета 1922 года — почти пять лет. Он видел, что происходит в стране. Отношение к нему как к народному артисту тоже было своеобразное. Он был состоятельным человеком, ему ставили это в упрек. Сначала отобрали флигель дома на Новинском бульваре, в котором в годы Гражданской войны он содержал госпиталь для раненых. И вся его семья в этом госпитале работала. Затем уплотнили и дом, заняв первый этаж. Изымали имущество, говорили: "Надо поделиться с другими". Он же просил, чтобы его и его семью не беспокоили хотя бы ночью", — рассказала заведующая сектором хранения экспозиции и выставок Дома русского зарубежья и куратор выставки "Я живу в искусстве и в России" Светлана Чхаидзе в интервью порталу "Рамблер".
Уже в 1921 году Шаляпин думал об отъезде, но в том же году при содействии Луначарского певцу присвоили звание народного артиста. «И, вероятно, ему было неловко сразу уехать после этого, — говорит Светлана Чхаидзе. — А потом он уже понял, что это невозможно. Шаляпин из тех, кто не привык молчать, если ему что-то не нравилось. В будущем это бы привело к постоянным конфликтам с властью. Работать в театре не давали, выступать за муку он тоже не хотел. Выступать на митингах красных считал недостойным».
«Есть буквы в алфавите и знаки в музыке. Все вы можете написать этими буквами и начертать этими знаками. Но есть интонация вздоха. Как написать или начертать эту интонацию? Таких букв и знаков нет!», - писал сам Шаляпин в книге «Маска и душа».
29 июня 1922 года Федор Иванович Шаляпин дал бесплатный концерт в Большом зале Петроградской Государственной филармонии. Это было его последнее выступление на родине — вечером того же дня он сел на немецкий корабль «Обербюргермейстер Хаккен», который увез его в Германию. Официальной причиной выезда певец назвал лечение, на самом деле он знал, что не вернется. Артисту не дали вывезти с собой почти никаких вещей. Перед посадкой на корабль багаж с ценными вещами конфисковали, оставили лишь несколько ковров, которые он выдал за театральный реквизит. Не позволили вывезти даже концертные костюмы, и позже Шаляпину пришлось занять денег у своего импресарио, чтобы купить фрак для выступлений.
Для артиста было очевидным, что он не сможет дальше жить при советской власти — противоречия с ней становились все сильнее. Впереди его ждали 16 лет невероятного успеха по всему мира, контракты на годы вперед, обожание публики и в то же время — глубокая тоска по России и мечты снова оказаться на родной земле.
Шаляпин умер в 1938 году. Его здоровье резко ухудшилось после гастролей в Китае и Японии, и по приезду врачи поставили страшный диагноз - лейкоз. Певцу сделали переливание крови, но это не помогло. Рассказывается, что, уходя из жизни, певец впал в забытье и настойчиво требовал: «Давайте мне воды! Горло совсем сухое. Надо выпить воды. Ведь публика ждет. Надо петь. Публику нельзя обманывать! Они же заплатили...» Много лет спустя его лечащий врач признался: «Никогда я не видел более прекрасной смерти».
По материалам «Рамблер», «Аргументы и Факты», открытым источникам
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs