В конце февраля – начале марта в Индии прошли министерские встречи финансистов и дипломатов, представляющих двадцать наиболее развитых и влиятельных государств мира, «Большую двадцатку» или «Группу двадцати».
После ноябрьского саммита G20 в Индонезии, председательство в группе двадцати наиболее влиятельных стран мира перешло к Индии. Дели организует ряд встреч на уровне министров с целью подготовки повестки будущего саммита, проведение которого намечено на 1 декабря нынешнего года. Изначально индийское руководство планировало поставить в центр обсуждения представителей «Двадцатки» проблемы и перспективы развивающихся стран, а также глобальные гуманитарные проблемы.
Сам формат постоянного диалога ведущих экономик мира был задуман с целью преодоления экономических потрясений, отчетливо проявивших себя еще в конце прошлого столетия на фоне закрепления постбиполярной модели глобализации. Однако лишь после финансово-экономической встряски 2008 года ведущие государства собрались в рамках «большой двадцатки», а затем стали регулярно садиться за общий стол переговоров в попытке урегулировать наиболее острые мировые экономические и финансовые противоречия. G20, совокупный ВВП участников которой достигает 85 процентов от мирового, представляет собой «наиболее представительную и перспективную структуру глобального мира».
Тем не менее, изначально экономический формат форума с середины 2010-х годов становится всё более политизированным вследствие агрессивного стремления стран Запада компенсировать снижение своего международного влияния. Эскалация кризиса вокруг Украины вывела политико-дипломатическое противостояние ведущих держав, участвующих в «Двадцатке», на новый уровень. Весь минувший год, США и их союзники пытаются возложить ответственность за международные социально-экономические последствия украинских событий на Москву.
Потерпев неудачу в ноябре прошлого года, Запад продолжает гнуть свою линию. Главы финансовых институтов стран «Двадцатки» собрались в конце февраля в индийском курортном городе Бангалор. Официальная повестка встречи отводила первоочередное внимание проблеме задолженности развивающихся стран, а также реформе международных финансовых институтов. Более 50 стран мира, преимущественно беднейших, балансируют, по данным ООН, на грани дефолта. Рост цен на продовольствие и топливо вынуждают многие государства делать жесткий выбор между обеспечением базовых потребностей населения и усилением долговой зависимости. Мировая экономика страдает от нестабильности, потери уверенности потребителей и поставщиков, а также торможении темпов роста.
Несмотря на серьезность мировых экономических проблем одной из центральных тем встречи ведущих финансистов стал украинский кризис. Западные участники продвигали нарратив о первоочередной роли боевых действий на Украине в усилении негативных тенденций в мировой экономике и финансовой сфере. Вашингтон и его союзники попытались добиться включения в итоговое коммюнике пунктов, в которых позиция Москвы подверглась бы недвусмысленному осуждению.
В таких условиях, Россия, другие страны БРИКС, а также представители развивающихся стран, всё же сумели обеспечить предметное и содержательное обсуждение многих актуальных вопросов финансово-экономической повестки. Удалось согласовать целый ряд мер, «призванных стимулировать восстановление мировой экономики и финансовых рынков». Вместе с тем, финансовый саммит «Группы двадцати» завершился без принятия итогового заявления. Индия, как принимающая встречу сторона, выпустила лишь «резюме председателя», в котором отметила наличие «различных оценок ситуации и санкций» в ходе двухдневной сессии.
Как отметили в МИД РФ, «наши оппоненты, прежде всего в лице США, ЕС и "семерки", по-прежнему не сбавляют оборотов в параноидальных попытках изолировать Россию, переложить на нее свою вину за спровоцированные проблемы в области международной безопасности и мировой экономики. Путем открытого шантажа и диктата, вброса абсурдных трактовок ситуации на Украине западники в очередной раз сорвали принятие коллективных решений».[i]
В таких непростых условиях, отмечают на Смоленской площади, индийская сторона сумела сыграть конструктивную роль, приложила максимум усилий, направленных на «учет интересов и позиций всех стран». «Сформулированные сбалансированные подходы создают хороший задел для реагирования на современные вызовы в области мировых финансов и смежных отраслей, включая поддержку экономического роста и реализацию целей устойчивого развития».[ii]
Сергей Лавров прибыл в Нью-Дели на встречу министров иностранных дел «Двадцатки» с намерением сделать акцент на формировании равноправного и исполненного взаимного уважения сотрудничества между государствами. Москва еще раз подтвердила приверженность центральной роли Организации объединенных наций, а также международному праву. Целью российской стороны являлась задача привлечения внимания к пагубным последствиям «нелегитимных санкций, недобросовестной конкуренции, протекционизма и насущность в этой связи коллективного противодействия западному доминированию и неоколониальным практикам».
Открывая форум дипломатов G20, индийский премьер-министр Нарендра Моди призвал представителей стран «Двадцатки» к поиску общих подходов к решению проблем, с которыми сталкивается человечество. Моди критически отозвался о роли ряда международных институтов, которые демонстрируют неспособность ответить на вызовы времени, поскольку погрязли в бесконечных спорах и противоречиях.
Москва, в свою очередь, поддерживает устремления Индии к продвижению в рамках «Большой двадцатки» повестки созидательного диалога, к поиску конструктивных общих решений, к реализации гибкой и адаптивной политики, учитывающей интересы максимально широкого числа участников международного сообщества. Вместе с тем, Россия будет отстаивать свои фундаментальные интересы с учетом новых реалий международных отношений, продвигать повестку многополярной и равноправной конфигурации системы отношений между государствами.
Однако представители дипломатических ведомств западных стран вновь сосредоточились на попытках добиться осуждения России по украинскому вопросу от имени «Двадцатки». Как и можно было ожидать, об этом говорили госсекретарь США Блинкен, а также глава МИД Германии Бербок, по словам которой, «один член «Двадцатки» мешает всем остальным 19-ти сосредоточить все свои усилия на тех вопросах, ради которых была создана «Группа двадцати». Министр иностранных дел Нидерландов Хукстра также «предупредил» Китай о негативных последствиях расширения связей с Россией.
Представляя позицию России и отвечая западным критикам, Сергей Лавров четко разъяснил «…принципиальные российские подходы к наращиванию международного сотрудничества на равноправной основе и с опорой на Устав ООН, без «двойных стандартов» и волюнтаристских «правил»». Москва высоко оценивает потенциал «Двадцатки» в качестве площадки для «конструктивного и деполитизированного диалога, который один лишь способен сформировать условия для преодоления противоречий между странами. Отмечена российская поддержка дальнейшему усилению роли стран с развивающейся экономикой в мероприятиях под эгидой G20. Глава российской дипломатии подчеркнул, что односторонние санкции носят заведомо нелегитимный характер. Юридически ничтожны и «любые формы дискриминации в области поставок продовольствия», а узкогрупповые инициативы ряда стран, объявляющих об установлении «ценовых потолков» являют собой примеры «недобросовестной конкуренции… и попыток присвоения чужих природных ресурсов».[iii]
Россия, со своей стороны, оказывает максимально возможное в нынешних условиях гуманитарное содействие странам, приверженным развитию дружественных и конструктивных отношений. Активно участвует в усилиях международного сообщества в «противодействии международному терроризму, киберпреступности и иным вызовам современности». В этой связи, глава российской делегации напомнил о дестабилизирующих последствиях вмешательства Вашингтона и его союзников в Афганистане, Ираке, Ливии и Сирии. Сергей Лавров привлек внимание участников G20 к «беспрецедентному» по своему характеру диверсионному акту против российских газопроводов «Северный поток», и потребовал «беспристрастного расследования с российским участием».
Выступая в ходе дискуссий дипломатической G20, Сергей Лавров представил российскую инициативу по расширению использования национальных валют в международной торговле, проведении клиринговых и международных расчетов. Глава МИД РФ также прокомментировал призывы западных представителей о продлении украинской «зерновой сделки», срок которой истекает в середине марта. Представитель России напомнил, что главным могильщиком сделки выступают страны Запада. Москва указывает, что неотъемлемой частью стамбульского соглашения является снятие ограничений, наложенных на экспорт зерна и удобрений из РФ. И что эти санкционные ограничения, вопреки договоренностям, по-прежнему остаются в силе.
Комментируя итоги встреч руководителей дипломатических ведомств «Двадцатки», глава МИД Индии Субраманьям Джайшанкар отметил крайне поляризованный характер взглядов участников на важнейшие проблемы современной мировой повестки. При обсуждении вопроса о кризисе вокруг Украины, ряд стран поддержал позицию западной коалиции. В то же время, другие участники «Группы двадцати» заняли сторону Москвы и Пекина, призывающих к беспристрастному, комплексному и деполитизированному анализу подоплеки событий, происходящих на востоке Европы.
Мировая экономика сталкивается с чередой серьезных вызовов, среди которых на первом месте стоят рост инфляции, неуклонно увеличивающийся в размере государственный долг, а также негативные социально-экономические последствия климатических изменений. Вносит свою весомую лепту в дестабилизацию мировой экономики и эскалация санкционной войны в связи с украинским кризисом. При этом крайне политизированная позиция, занятая западными участниками «Группа двадцати», грозит парализовать один из немногих международных институтов, сохраняющих потенциал для содержательного диалога и продуктивного взаимодействия. «Двадцатке» необходимо продемонстрировать свою способность преодолевать разногласия и продвигать вперед повестку поиска решений первостепенных проблем, которые стоят перед международным сообществом. Группе следует продолжать работу в направлении расширения представительности своего состава, уделять еще больше внимания проблемам стран и народов глобального Юга.
Между тем, формат «Большой двадцатки» целенаправленно пытаются превратить в арену идеологических баталий, продвижения политизированной повестки, отвечающей интересам крайне узкого круга стран. Москва, в свою очередь, выступает за то, чтобы сосредоточить усилия на выработке согласованных и жизнеспособных решений конкретных мировых проблем. В пользу серьезного диалога и содержательного компромисса, без которых едва ли можно рассчитывать на преодоление наиболее острых противоречий между членами международного сообщества, включая вопросы региональной и международной безопасности.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
[i] https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1855511/
[ii] https://www.kommersant.ru/doc/5843076
[iii] https://mid.ru/ru/foreign_policy/news/1856625/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs