«Как Георгий к лицу вам, поручик! Как вам крест украшает мундир…» - поется в известном романсе, упоминающем самую легендарную военную награду Российской империи – Георгиевский крест. Однако о какой именно награде говорят эти строки? Ведь в российской наградной системе было два таких «креста» или «Георгия»: первый – орден Св. Георгия, учрежденный в 1769 году для генералов и высшего офицерского состава, а второй – знак отличия к этому ордену в виде креста из дорогого металла, учрежденный немного позже для награждения нижних чинов. Его еще называли «солдатским Георгием» или «Егорием». Это была самая любимая и уважаемая среди простых солдат награда, получаемая за личную храбрость и конкретные подвиги в бою.
Все началось 26 ноября 1769 года, когда Екатерина II торжественно учредила первую в истории исключительно военную награду за значимые свершения на поле боя – орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Дату императрица выбрала не случайно: 26 ноября по старому стилю на Руси еще со времен князя Ярослава отмечали Юрьев (или Егорьев) день в честь святого Георгия, исконного покровителя воинов, землепашцев и скотоводов. Орден имел 4 степени и предназначался для тех, кто лично возглавлял войско и одержал полную победу «над неприятелем, в значительных силах состоящим», либо отметится взятием крепости. Получившие эту награду именовались георгиевскими кавалерами, а первым в истории кавалером этого ордена является сама Екатерина Великая, которая собственноручно возложила на себя знак первой (наивысшей) степени на церемонии учреждения ордена в Зимнем дворце.
Орден представлял собой крест из золота, украшенный белым эмалевым покрытием. В центральном кругу изображен сам святой в своей канонической ипостаси – на коне, вонзающий копье в дракона-змия. Каждая степень награды отличалась размерами и способом ношения. На обратной стороне всех орденов неизменно имелся вензель «СГ» (Святой Георгий). К 1-й и 2-й степени также прилагалась четырехконечная звезда, которая прикреплялась в левой части мундира на груди.
Первые две степени получали в основном генералы и адмиралы флота по решению самого Государя, 3-ю и 4-ю могли получить все остальные офицерские чины, начиная от полковника и ниже. Так что, возвращаясь к строкам романса в начале статьи, - вполне вероятно, что поется там скорее об ордене, а не солдатском кресте, так как поручик – это обер-офицерский чин, соответствующий нынешнему званию старшего лейтенанта. Хотя, бывало, и офицеры носили на груди солдатского Георгия, если он был получен до произведения в чин.
Впервые идея о поощрении младших чинов и рядовых появилась в январе 1807 года, когда во время наполеоновских кампаний в Европе императору Александру I представили записку, в которой говорилось о необходимости учредить орденский знак для простых солдат. Подобные военные знаки уже использовались в армиях Франции и Пруссии и доказали эффективность в поднятии боевого духа. К тому же этого требовала сложившаяся обстановка. Дело в том, что в России до этого времени нижние чины поощрялись знаком отличия ордена Св. Анны, учрежденным еще при Павле I в 1798 году и предназначавшимся для награждения офицеров за 20-летие верной и безупречной службы. За заслуги на поле брани этим знаком награждали в отдельных, редких случаях. Нужен был особый военный орден за проявленный героизм и доблесть. А количество заслуживших такой почет с момента появления ордена Св. Анны исчислялось уже тысячами.
Реакция императора не заставила себя ждать. Уже в феврале 1807 г. выходит манифест, объявивший об учреждении особого Знака отличия Ордена Святого Георгия. Новая награда представляла собой крест из серебра, прикрепляемый к ленте с оранжевыми и черными полосами (как говорилось, цвета «дыма и пламени»), но уже без эмалевого покрытия. Правила награждения крестом во многом перекликались со статутом ордена: заслужить его можно было только на поле боя, при обороне крепостей, за захват неприятельского флага, взятие в плен офицера и другие храбрые действия в сухопутных и морских сражениях. Имелось и денежное поощрение: отличившимся этим знаком полагалась доплата в виде 1/3 жалования, а с каждым новым награждением оклад увеличивался еще на треть. Кавалеры солдатского «Егория» избавлялись от всех телесных наказаний. Вдова умершего кавалера могла в течение 1 года получать его жалование. Кстати, как тут не вспомнить случай из биографии Л.Н. Толстого, который, будучи на Кавказе, уступил свой Георгиевский крест простому солдату, так как награда давала ему право на пожизненную пенсию в размере прибавочного жалования.
Впервые новая награда нашла своего героя 2 июня 1807 года – им стал Егор Митрохин, отличившийся в сражении с французами при Фридланде (ныне Правдинск Калининградской обл.). Информация о его подвиге, к сожалению, до нас не дошла. Известно только, что служил он в гвардейской кавалерии, а в 1817 году ушел в отставку в чине прапорщика. Вместе с ним в списке значилось еще четыре героя, удостоившихся первой военной награды: драгуны Василий Михайлов, Никифор Клементьев, Прохор Трехалов и Степан Родионов.
Первоначально эта награда была без степеней и выполнялась из серебра 95-й пробы (соответствует нынешней 990-й). С 1809 г. кресты стали нумеровать и заносить в именные списки. В 1844 г. по указу Николая I учредили еще один тип солдатского «Егория» – для мусульман и солдат иного вероисповедания. В центральной части креста для иноверцев изображался не Георгий, попирающий змея, а двуглавый орел. Существуют рассказы, что солдаты и офицеры кавказского происхождения с особым пиететом относились к христианскому святому и ордену с его изображением, а некоторые даже вопрошали шутя, почему это у них на ордене «птица», а не «джигит», как у других.
В 1856 году, в период царствования Александра II, легендарный солдатский крест приобрел 4 степени (по аналогии с офицерским орденом). Знаки I и II степени выполнялись из золота, двух последних степеней – из серебра. Старая нумерация прекращалась, и начинался новый отсчет героев. Степень выбивалась на обратной стороне вместе с номером, который вносился в список георгиевских кавалеров. За время правления Александра Николаевича, даже несмотря на его миролюбивость и известный либерализм, было произведено около 100 тыс. награждений за русско-турецкую войну, кампании на Кавказе и в Средней Азии. Иная участь выпала на долю последнего императора Николая II – ему пришлось штамповать кресты изрядно, испытывая даже недостаток металла. Да и крестов требовалось немало, причем не только Георгиевских, но и дубовых, увы.
Именно при Николае II за этой воинской наградой официально закрепилось известное нам название «Георгиевский крест». Об этом было заявлено в статуте, принятом в 1913 году и утвердившим комплекс Георгиевских наград, включая солдатский знак отличия с 4 степенями. Устанавливалась новая нумерация, которая велась отдельно по каждой степени. Также перестали чеканить кресты с двуглавым орлом для солдат нехристианской веры – отныне все отличившиеся в бою получали знаки единого образца, с изображением св. Георгия. После того, как количество награжденных превысило миллион, в верхнем луче креста стали печатать отметку «1/м», а на поперечных концах – продолжение номера.
После февральской революции солдатским знаком отличия разрешалось награждать также офицеров. Единственное, что в этом случае к орденской ленте прикреплялась еще лавровая ветвь. После октябрьских событий 1917 года Георгиевский крест и прочие царские ордена были упразднены специальным декретом, а вскоре были прекращены и все выплаты по этим наградам. Однако история славного «Георгия» на этом не прекратилась. Наоборот, эти ордена пользовались особым уважением в Красной армии, занимали почетное место на мундирах старых солдат наряду с советскими орденами, медалями и даже звездами Героя СССР. Известно, что полными георгиевскими кавалерами (всех 4 степеней) были маршал С.М. Буденный, маршал А.И. Еременко, генералы К.П. Трубников, И.В. Тюленев. Дважды был награжден крестом маршал Г.К. Жуков.
По материалам сайта monetnik.ru
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs