В Государственном музее искусства народов Востока (Никитский бульвар, 12а) проходит выставка современного иранского художника Хасана Рухоламини. Его творческий псевдоним Рух аль-Амин переводится с арабского языка как «Дух верный» (эпитет архангела Джабраила, Коран 26:193).
Картины Рухоламини переносят зрителя во вторую половину VII века, когда невероятного накала достигла борьба за власть в Халифате и возникли различные течения в исламе. Одно из них стало известно как «шиизм», сторонники которого признавали право на имамат только за Али – двоюродным братом и зятем пророка Мухаммеда, единственным продолжателем его рода. Главное полотно выставки – «Битва за воду», где показан один из трагических эпизодов сражения при Кербеле (680 г.) между небольшим отрядом Хусейна ибн Али, внука Пророка, и армией Язида ибн Моавии из династии Омейядов. Имам Хусейн и 70 его сторонников были специально отрезаны от воды в этой засушливой местности на территории нынешнего Ирака. Гибель Хусейна и большинства его родственников в 10-й день лунного месяца Мухаррам («10» по-арабски «ашура») отмечается всеми шиитами мира массовыми траурными церемониями. Количество картин на выставке 14 – это «число непорочных» в шиитском исламе. К ним относятся пророк Мухаммед, его дочь Фатима, ее супруг Али, первый шиитский имам, и 11 имамов из числа их потомков.
– В нашем Музее впервые проходит выставка современного иранского художника, живописца, который создает масштабные полотна на религиозные темы, – сказал в эксклюзивном интервью нашему журналу куратор выставки Илья Зайцев, заместитель Генерального директора Музея Востока. – Хасан Рухоламини или Рух аль-Амин – очень известный в Иране художник. Здесь 14 его картин. Это холст, масло, и размеры очень приличные: некоторые полотна, с изображением батальных сцен, больше 4-х метров. В залах можно увидеть также 18 его эскизов, графических работ, которые представляют собой подготовительный материал для картины «Поколение разрушителей идолов». Это, конечно, большая ответственность для нас, потому что мы первый раз такую масштабную выставку привозим из Ирана.
– А что бы Вы, как куратор выставки, могли сказать про стиль Хасана Рухоламини?
– Художник очень интересный. Это своеобразный синтез технических приемов европейской живописи, с одной стороны, начиная с эпохи Возрождения и заканчивая академической живописью XIX века, а с другой стороны, – тех глубоких иранских традиций, которая имела иранская живопись эпохи Каджаров и знаменитая иранская миниатюра. Он много взял и от персидских шамаилей – религиозных картин XIX века, которые у нас неправильно называют [шиитской] «иконой». Все это в его багаже. И в результате он создал свой особый стиль, который, как мне кажется, очень узнаваем, поэтому я думаю, что российский зритель будет впечатлен. Мы все привыкли, что европейская живопись, по понятным причинам, черпала образы из Библии – из Ветхого и Нового Заветов. А здесь все сюжеты, несмотря на такую кажущуюся похожесть, происходили в VI-VII веках нашей эры, когда определялись основные пути развития ислама.
– Существует распространенное мнение, что в исламе нельзя изображать людей и животных, а здесь сплошные люди и животные. Или подобный запрет существовал только в пору возникновения ислама и не актуален для современного искусства?
– Нам надо вспомнить о том, что художник все-таки шиит. Эта живопись глубоко религиозна по своей сути, это не светское искусство. Это шиитский взгляд на искусство, на природу, на историю. И изображения, которые здесь представлены, не противоречат шиитскому пониманию искусства, как и вообще мусульманским художественным канонам. Ведь и в арабских средневековых рукописях известны изображения Пророка, хотя и выполненные с определенными условностями. Например, Мохаммед, летящий на коне Бурак во время путешествия Аль-Мирадж, изображен с занавешенным тканью лицом. И на этой выставке мы видим, что ключевые персонажи, святые для мусульман-шиитов, здесь изображены не с открытыми лицами, а в определенном ракурсе – со спины, под покрывалом или с лицом, залитым ярким светом. Мы не видим их лиц, но ощущаем их личность.
На церемонии открытия выставки 3 февраля 2023 года генеральный директор Государственного музея искусства народов Востока Александр Седов сказал:
– Я очень рад, что благодаря инициативе Культурного представительства при Посольстве Ирана у нас есть возможностей познакомить посетителей нашего музея с творчеством выдающегося представителя современного изобразительного искусства этой страны. Мы все прекрасно знаем великую цивилизацию древнего Ирана, средневекового Ирана, великие произведения искусства Ирана прошлых веков, которые вошли в сокровищницу мировой культуры. И вот на этой выставке мы видим, что этот высочайший уровень иранского искусства, художественной культуры существует и в данный момент.
Хочу еще раз поблагодарить Культурное представительство при Посольстве Ирана за содействие в организации выставки Хасана Рухоламини. И моя особая благодарность сотрудникам нашего выставочного отдела, которые в течение двух дней очень напряженно работали под руководством самого художника, чтобы достойно представить его 14 картин, привезенных из Ирана, - сказал Александр Седов.
Затем выступил Чрезвычайный и Полномочный посол Исламской Республики Иран в Российской Федерации доктор Казем Джалали:
– Во имя Бога Милостивого, Милосердного!
Мы очень рады, что сегодня в этом торжественном красивом месте мы видим произведения одного из самых лучших современных иранских художников. Хотел бы выразить признательность и благодарность Министерству культуры РФ, директору Музея народов Востока Александру Всеволодовичу Седову и его заместителю господину Илье Владимировичу Зайцеву, а также своему брату господину Масуду Ахмадванду, руководителю Культурного представительства при посольстве в ИРИ, который и подал идею провести такую выставку!
И, конечно, особая признательность нашему славному художнику Хасану Рухоламини. Он, еще молодой человек, всю свою жизнь посвятил художественному творчеству. И главным в его творчестве стали осевые идеи духовной истории нашего народа, его фундаментальные ценности. Его картины – это мост между этими многовековыми ценностями и современностью. Его искусство основано не только на фантазии, хотя, конечно, любая художественная мысль опирается на фантазию. Художник изобразил на своих полотнах реальные исторические факты – ключевые моменты из жизни имама Хусейна ибн Али (да пребудет с ним мир!). Имам Хусейн является авангардом устремления человеческого духа к Свету Истины и символом стойкости перед всеми шайтанами. И шайтаны, конечно же, со всей своей мощью противостояли имаму Хусейну. Но он был непоколебим в своей вере и стремлении к справедливости. Мне кажется, что путь спасения для человечества – это возврат к тому пути, по которому шел имам Хусейн, и любой свободолюбивый человек должен духовно пройти по этому пути! Иранский народ уже 44 года идет по этому пути и защищает его. И сегодня, конечно же, символом Язида и шайтанов стала Америка и ее приспешники. Народ России это тоже хорошо понимает сегодня и противостоит этим силам шайтанов. Поэтому народу России важно знать и прочувствовать этот путь, который прошел имам Хусейн. Этот опыт важен не только для шиитов, не только для мусульман, он – для всего человечества. Когда махатму Ганди, боровшегося за независимость Индии от британского владычества, спросили, кто являлся для него духовным примером этой борьбы, он назвал имя Хусейна ибн Али. И для всех нас имам Хусейн является символом борьбы за истину и справедливость, дающим силы в борьбе против Язидов и шайтанов нынешнего времени. Художник Хасан Рухоламини попытался передать в своих творениях этот великий путь правды и истины. В этом смысле работы этого талантливого мастера бесценны и имеют значение для всего человечества, - заключил господин Посол.
Хасан Рухоламини родился в 1985 году (1364 г. с.х.) в Тегеране в семье плотника. Начал рисовать с шести лет, беря пример со своего старшего брата. После окончания школы поступил в Тегеранский университет искусств, где получил степень бакалавра. Затем поступил на художественный факультет Университета Шахед («Свидетель») в Тегеране, защитив магистерскую диссертацию на тему воплощения Ашуры в искусстве. Ключевые моменты истории шиитского ислама – главный мотив в его творчестве. В Иране он стал победителем Международного конкурса монотеистических религий (2008), лауреатом Фестиваля визуальных искусств «Азадеган» (2011) и ряда других фестивалей страны, признан «Лицом года» (2019) на художественном конкурсе к 40-летию Исламской революции в Иране.
В Москву Хасан Рухоламини приехал первый раз в жизни и всего на одну неделю. Он принял активное участие в монтаже своей выставки в Музее Востока, помогая развешивать картины и пояснительные подписи к ним. Но еще до открытия выставки художник нашел время посетить и Третьяковскую галерею, и Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, и Музей Победы на Поклонной горе. Беседуя с ним на выставке, я поинтересовалась, в каких странах ему доводилось бывать.
– Я был в Германии, во Франции, Бельгии, Италии, где проходили мои выставки. Но мне кажется, что в России люди лучше понимают мои картины, и вообще здесь народ более душевный, добрый и отзывчивый. Я надеюсь, что еще не один раз смогу приехать в Россию, - сказал Хасан Рухоламини.
В день открытия выставки в Музее Востока было очень многолюдно. На картины Хасана Рухоламини пришли посмотреть члены иранской диаспоры в Москве, многочисленные журналисты, востоковеды, искусствоведы и, конечно, российские коллеги по цеху. Среди них я заметила преподавателя Института им. В.И. Сурикова члена-корреспондента Академии художеств Михаила Горшунова, московского живописца и скульптора Сергея Феофанова и заслуженного работника культуры РФ Евгения Хайлова, известного своими оригинальными композициями на досках, призывающими к диалогу авраамических религий.
Было много молодежи. Подойдя к двум девушкам, внимательно рассматривающим одну из картин Рухоламини, я попросила их представиться и поделиться своим мнением о выставке.
– Меня зовут Мария Вершинина, я аспирантка ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова. Конечно, я очень рада, что художник привез в Москву эти картины, и что музей предоставил такие хорошие условия для их показа. Безусловно, эта выставка – очень важное событие в культурной жизни Москвы, как мне кажется с точки зрения историка, который непосредственно связан с изучением Востока.
– Вы занимаетесь Ираном?
– Нет, Кавказом, но это все очень связано. Я знакома с иранской тематикой.
– А что особенно вас зацепило в этих картинах?
– Сочетание, с одной стороны, воинственности, а с другой стороны – лиричности. На первый взгляд, это несопоставимые вещи, но они здесь находятся в гармоничном единстве. Здесь много сюжетов, посвященных трагедии, утрате, но в них сквозит не только скорбь, но и любовь, нежность, спокойствие, уверенность. Очень светлые картины, посвященные Фатиме, дочери Пророка. Это такие вечные темы: война и мир внутри наших сердец. И, как сегодня отметил на открытии Илья Владимирович Зайцев, куратор выставки, это сочетание традиций европейской академической школы живописи и исконно иранских сюжетов дает очень сильный эффект. Это нельзя назвать «культурной апроприацией», это некий синтез культур, рождающий такие интересные произведения искусства, – сказала Мария Вершинина.
После этого я познакомилась с ее подругой по имени Янь Минцзя, которая рассказала, что она уже 5-й год живет в России, является соискателем ИСАА МГУ им. М.В. Ломоносова и пишет диссертацию о дехканах Центральной Азии в IX-XI веках. До этого она окончила Пекинский университет, где со второго курса изучала персидский язык, а с третьего – русский. Родом она из города Хух-Хото Автономного Внутреннего Монгольского района на севере КНР. Я спросила Янь, чем ее привлек персидский язык.
– У меня был выбор: изучать вьетнамский или персидский. Могу сказать, что персидская культура у нас известна больше – наши страны взаимодействовали веками, легендарные иранские герои присутствуют и в нашей литературе. Знать персидский язык у нас престижно. И русский тоже.
– А как вам эти картины?
– Эта живопись исполнена глубокого исторического смысла. Но картины передают не какие-то бытовые детали, а дух тех людей, их веру, которая давала им силы в борьбе за справедливость. Художник сумел так изобразить события первого века ислама, что это продолжает вызывать живые чувства.
– По-вашему, в чем главная ценность этой выставки?
– Такие выставки позволяют лучше узнать друг друга, понять дух другого народа. Это очень важно, особенно сейчас, когда в мире теряется взаимопонимание между народами. Мне кажется, это очень хорошо, что люди в России могут глубже познакомиться с духовной историей Ирана и увидеть, как вера помогает в трудные моменты жизни.
Выставка Хасана Рухоламини в Музее Востока продлится до 26 марта включительно.
Фотo автора
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs