ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Закарпатские венгры - заложники Киева

12:26 31.01.2023 • Владислав Гулевич, журналист-международник

В Венгрии возмущены проведением украинскими властями жёсткой мобилизации этнических венгров, компактно проживающих в Закарпатской области (1). Недовольство мобилизацией представителей венгерского нацменьшинства Будапешт выражал и ранее, но в этот раз ситуацию усугубило освобождение российскими силами Соледара после напряжённых боёв, в результате которых была изрядно потрёпана элитная 128-я горно-штурмовая бригада ВСУ из Мукачево. Многие военнослужащие этого подразделения - закарпатские венгры.

Украинско-венгерские отношения поступательно портятся уже несколько лет кряду. Сначала венгерское правительство упрекало Киев в украинизации закарпатских венгров и отказе признать существование русинского народа. Венгры, придерживаясь исторической правды, не признавали откровенно нелепую выдумку украинских придворных историков, заявлявших, что русинов как отдельного народа нет и не было, а есть только украинцы-русины как субрегиональная группа украинского народа.

В исторических документах этнонима "украинец-русин" нет. Его выдумали киевские пропагандисты на потребу дня уже в самостийной Украине. Более того, до определённого исторического периода нет в документах, касающихся истории Закарпатья, и термина "украинец". Есть только венгры и русины, они же Magyar orosz, т.е. венгерские русские. Закарпатье в старину назвали Угорской или Карпатской Русью, но никак не Украиной.

В идеологическом смысле Украина на Закарпатье гость, осевший здесь посредством подавления русинского самосознания и украинизации местных венгров. В отличие от Украины, выступающей в отношении русинского населения как мачеха, Венгрия для него - мать. Венгрия поддерживает развитие русинской культуры и языка, спасая их от уничтожения украинизацией.

Вкупе это создаёт предпосылки для долгосрочного тлеющего конфликта между Киевом и Будапештом. Спецоперация по демилитаризации и денацификации Украины лишь подстегнула его. Для режима Зеленского Венгрия - это вечный раздражитель, потому что венгерская пресса, в том числе англоязычная, раскрывает правду о потерях ВСУ на фронте, пока другие СМИ, как европейские, так и американские, кормят читателя байками о молниеносных успехах украинского воинства (2).

Публикация венгерскими журналистами информации о рефрижераторах с трупами украинских солдат, скрытых у границы с Венгрией в Закарпатье, с новой силой осветила трагедию закарпатских венгров, вынужденных воевать за нелюбимое украинское государство, власти которого на протяжении всех тридцати лет независимости пытались стереть венгров с культурой карты Украины.

Генштаб ВСУ говорит об отходе от Соледара на "более выгодные позиции" после того, как ВСУ "измотали врага", а венгерские журналисты пишут о страшном разгроме украинской армии и хаотичных попытках Киева заткнуть дыры на фронте хоть кем-то, в том числе закарпатскими венграми: "Соледар и Бахмут - это ад на земле. Украинская армия могла понести здесь большие потери... Насколько велики потери, сколько людей могло погибнуть в боях с украинской стороны и сколько из них были закарпатскими венграми, точно неизвестно. Официальной статистики нет, а если бы и была, то засекречена как военная тайна" (2).

В комментариях к данной статье закарпатские читатели пишут о бесперспективности жизни для венгров на Украине, признаются в нелюбви к нынешней Украине, не жалеют эпитетов в адрес Брюсселя, а некоторые сообщают, что даже писали письма премьер-министру Венгрии Виктору Орбану с призывами о помощи.

Венгерские СМИ с завидной регулярностью публикуют материалы о тяжелом положении украинского воинства. Журналист Петер Г. Фехер (Péter G. Fehér) из Magyar Hirlap прямо пишет: "Украина уже проиграла войну, но ей забыли об этом сказать".

Насильственная мобилизация продолжается и закарпатские венгры считают, что их специально отправляют на самые горячие участки фронта, чтобы уменьшить их численность. Это мнение имеет под собой основания. Можно вспомнить, как в 2015-2018 гг. киевский режим массово отсылал на передовую жителей русскоязычных регионов. Днепропетровская, Николаевская, Херсонская области по погибшим далеко опережали украиноязычные регионы - Черновицкую, Тернопольскую, Ровенскую.

Украинско-венгерское противостояние теперь уже выходит за границы Украины и Венгрии. В ходе недавнего визита в Будапешт президент Хорватии Зорана Миланович выразил понимание обеспокоенности президента Венгрии Каталины Новак фактами притеснений закарпатских венгров киевскими властями. Миланович выразил недовольство невниманием Брюсселя к этой проблеме.

Киев силится сплотить вокруг себя русофобскую коалицию, готовую снабжать ВСУ тяжёлой техникой. Венгрия в это время устами Орбана предупреждает Европу о риске эскалации конфликта из-за действий Запада. "Всё началось с того, что немцы сказали, что передадут [Украине] только шлемы, а сейчас мы говорим уже о танках. Если не установить границы этого конфликта, мы окажемся в него втянутыми" (3).

Венгерская дипломатия пробила брешь в пропагандистской стене киевского режима. У Венгрии налажены партнёрские отношения со странами, скептически относящимися к политике Запада на Украине - Сербией, Хорватией; и напряжённые отношения с теми, кто активней всех в Восточной Европе поддерживает украинскую политику Вашингтона - Польшей, Румынией.

Румынско-венгерские отношения никогда не были безоблачными, но польско-венгерские представляли собой аналог русско-сербского боевого братства. Теперь же Варшава и Будапешт отвернулись друг от друга из-за разницы в политике поддержки Киева. Венграм сегодня ближе сербы и хорваты, чем поляки.

Киев старается втянуть Запад в войну с Россией, и министр иностранных дел Германии Анналена Бербок подыгрывает Зеленскому в этом, открыто заявляя: "Мы находимся в состоянии войны с Россией". Орбан говорит противоположное: "Венгрия ни с кем не находится в состоянии войны". И добавляет, что быть на стороне Украины означает быть на стороне проигравшего. Голос Венгрии, поддержанный Сербией и Хорватией, злит политиков в Киеве, Брюсселе и Вашингтоне.

Сейчас можно говорить о появлении идеологической оси Будапешт - Загреб в деле противостояния попыткам Запада загнать в проукраинскую коалицию максимально большее количество европейских государств. Визит Милановича в Будапешт не случаен и обусловлен данным фактором. Белград пока не является третьим полноправным членом данной оси ввиду внешнеполитической зависимости от институций ЕС.

НАТО старательно подчёркивает, что не является стороной конфликта и не намерен отправлять войска на помощь ВСУ. Орбан говорит другое: Запад воюет против России и при дальнейших успехах российской армии НАТО придётся решать, высылать ли солдат на Украину. Украинское государство в его нынешнем состоянии венгерский премьер сравнил с Афганистаном и назвал ничейной землёй. Институционально Орбан поставил верный диагноз украинской государственности, подтвердив - Украина не является субъектом геополитики и тотально зависима от внешних источников вооружения и финансирования.

Таким образом, с позиции чиновников из администрации Зеленского Венгрия представляет для Украины экзистенциальную угрозу определённого масштаба. Венгрия требует не втягивать её в противостояние с Москвой, не заставлять помогать Киеву оружием и деньгами, наделить закарпатских венгров автономными правами с соблюдением их культурно-языковых запросов, прекратить насильную мобилизацию закарпатских венгров в ВСУ и украинизацию венгерского меньшинства.

Ни одно из этих требований Киев выполнить не может, ибо каждое из них способно спровоцировать эффект домино. Прекратить ассимиляцию венгров означает подтолкнуть их к обретению автономии. Прекратить мобилизацию венгерского меньшинства означает спровоцировать недовольство мобилизацией среди этнических румын, болгар, поляков, словаков. Не втягивать Будапешт в противостояние с Россией означает позволить образоваться в Европе "островку независимости" в составе Венгрии, Хорватии, Сербии, не желающих конфликтовать с теми, с кем конфликтует Запад.

За тридцать лет самостийности украинское государство так и не сумело выработать алгоритм здорового общения с национальными меньшинствами. Украина знает только один метод – бескомпромиссную ассимиляцию и искоренение других языков для обеспечения развития украинского языка, который едва ли способен развиваться самостоятельно вне окружающего его культурно-языкового контекста.

В Будапеште осознают, что изменений в национальной политике нынешних властей Киева ждать не приходится, поэтому предпринимают шаги для защиты закарпатских венгров от украинского националистического произвола.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

1) https://www.rbc.ru/politics/26/01/2023/63d2a8589a79474e2ad2afcc

2) https://pestisracok.hu/mint-a-barmokat-ugy-fogdossak-ossze-a-ferfiakat-karpataljan-nezze-meg-helyszini-videoriportunkat/

3) https://hungarytoday.hu/viktor-orban-hungary-is-not-at-war-with-anyone/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати