ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

«Шведский синдром» толерантности угрожает новой вспышкой насилия

09:52 26.01.2023 • Станислав Иванов, к.и.н., ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН

Образовавшаяся в последнее время напряженность в турецко-шведских отношениях из-за нежелания Анкары давать «добро» на вступление Швеции в НАТО неожиданно вышла за рамки двусторонних отношений и приобрела довольно опасный международный характер. Поводом к этому послужило публичное сожжение Корана 21 января 2023 г. лидером правоэкстремистской шведской партии «Жесткий курс» Расмусом Палуданом. Что важно, эта акция состоялась с разрешения местных властей в оцепленной полицией зоне в «Дипломатическом квартале» перед посольством Турции в Стокгольме.

Р. Палудан в своей речи критиковал НАТО, Турцию и Эрдогана и, кроме сожжения Корана, продемонстрировал еще и карикатуру на пророка Мухаммеда. Как известно, его партия требует запрета в стране ислама и депортации всех «незападных лиц, которым предоставлено убежище».

В ответ на протесты со стороны Турции и ряда других мусульманских государств, резко осудивших эту провокационную акцию, министр иностранных дел Швеции Т. Билльстрём назвал ее "ужасной", напомнив, однако, что в его стране существует свобода выражения мнений. Такая невнятная реакция шведских властей на акт кощунства над религиозными святынями и грубое оскорбление чувств верующих лишь «подлила масла в огонь».

Турецкие радикалы отреагировали на сожжение священной книги мусульман в Стокгольме, сожжением флага Швеции у ее диппредставительства в Стамбуле.

Уместно напомнить, что Ислам является самой молодой и второй по численности верующих мировой религией, его исповедуют около 1,9 млрд. человек (то есть 24,5 % населения Земли). Ранее имевшие место подобные акты исламофобии во Франции (карикатуры в журнале «Шарли эбдо») и США (сожжение протестантским пастором Корана, неприглядный фильм о пророке Мухаммеде) вызывали масштабные акции протеста и беспорядки по всему миру, в которых пострадали сотни людей, включая смерть от рук джихадистов посла США Д.К. Стивенса и его сотрудников в Бенгази (Ливия). В турецком МИДе заявили, что сожжение Корана в Стокгольме свидетельствует об уровне исламофобии, расизма и дискриминации в Европе.

Сразу же после этих событий спикер турецкого парламента (меджлиса) Мустафа Шентоп отменил запланированный визит своего шведского коллеги в Анкару, вслед за этим министр национальной обороны Турции Хулуси Акар заявил, что визит главы минобороны Швеции Пола Йонсона в страну 27 января также отменяется, так как «в нем уже нет никакого смысла». Как известно, шведские официальные лица планировали обсудить с турецкими коллегами так называемый «трехсторонний меморандум» о согласии Анкары на вступление Швеции и Финляндии в НАТО. На этом фоне Генсек НАТО Столтенберг раскритиковал Эрдогана за отказ поддержать заявку Швеции на вступление в НАТО, заявив, что «неподобающие действия не являются автоматически незаконными». В ответ на эти слова официальный представитель российского МИДа Мария Захарова сказала, что  во многих международных документах прямо указано, что «право на свободу выражения мнения не подразумевает права допускать критические или даже пренебрежительные высказывания в адрес какой-либо религии или религиозной практики. Не то что священную для мусульман Книгу подвергать сожжению».

Провокация Палудана сопровождалась маршем демонстрантов к центральной площади Стокгольма в знак протеста против политики президента Турции Тайипа Эрдогана и вступления Швеции в НАТО. В этой акции, организованной Курдским демократическим общественным центром, участвовали также активисты Рабочей партии Курдистана (РПК), которую Анкара считает террористической организацией и требует выдачи ее лидеров. Демонстранты несли плакаты с лозунгом: «Никаких солдат и оружия для вооруженных сил НАТО», ранее они подвесили куклу, изображающую Эрдогана, вверх ногами возле столичной мэрии. Демонстранты требовали прекращения переговоров Стокгольма с Анкарой по поводу выдачи проживающих в Швеции функционеров и членов РПК турецким властям.

Следует иметь в виду, что подавляющее большинство курдских эмигрантов уже давно получили вид на жительство или стали полноправными  поддаными Швеции. Как и в других странах ЕС (Германия, Бельгия, Нидерланды, Швейцария и т.д.) курды, выходцы из Турции, работают на местных предприятиях и сельскохозяйственных фермах, занимаются бизнесом, наукой, некоторые из них делегированы в муниципальные, региональные и даже федеральные органы законодательной и исполнительной власти.

При этом курдские общественные и политические организации в Швеции и других странах ЕС больше занимаются культурной и просветительской деятельностью. Влияние РПК на курдские общины в Европе с каждым годом снижается, в самой Турции эта организация практически прекратила свою деятельность. Лидер РПК Оджалан отбывает пожизненное тюремное заключение и сотрудничает с властями, среди оставшихся на свободе функционеров РПК гораздо больше этнических турок, чем курдов, и они тесно связаны с турецкими спецслужбами. Боевики РПК в основном разоружились или мигрировали в сопредельные страны (Ирак и Сирию). Прокурдская легальная Демократическая партия народов (ДПН) уже несколько избирательных кампаний уверенно преодолевает 10 % барьер и представляет в меджлисе национальные меньшинства страны.

Так называемая «курдская угроза» в современных условиях используется турецкими властями в основном для торга со Швецией и Финляндией по вопросу их приема в НАТО. Вряд ли Эрдогану нужны давно утратившие всякую связь с Турцией курдские эмигранты – члены РПК. Скорее всего, турецкий лидер намерен лишний раз продемонстрировать своим избирателям накануне очередных выборов роль и значение Анкары в европейских делах, а также добиться от Брюсселя и Вашингтона каких-либо уступок, например, таких как снятие оружейного эмбарго против Турции, которое Стокгольм ввел после проведенной турками в 2019 году военно-карательной операции «Источник мира» на севере Сирии. Не секрет, что Анкара также заинтересована получить от администрации США согласие на модернизацию имеющихся на вооружении национальных ВВС самолетов F-16 и поставку в страну дополнительной партии этих машин. 

Шведские власти пока согласились депортировать из страны лишь несколько конкретных лиц, обвиняемых в незаконной или противоправной деятельности в Турции. Стокгольм объясняет это тем, что требование Анкары запретить в Швеции деятельность РПК противоречит ее законодательству, поскольку курды не замечены в экстремистской или террористической деятельности на территории Швеции.

Таким образом, можно констатировать, что затянувшийся шведско-турецкий переговорный процесс по вопросу вступления Швеции в НАТО явно выходит за рамки двусторонних отношений. Вашингтон и Брюссель с раздражением воспринимают торг по этому вопросу, поскольку практически все остальные члены НАТО дали свое согласие на прием в альянс Швеции и Финляндии. Что касается актов исламофобии и надругательства над чувствами верующих в столице Швеции, то они могут вызвать ответную волну возмущения в исламском мире. Во многом искусственная толерантность Стокгольма и попытки шведских властей играть в демократию с богохульниками и экстремистами провоцируют верующих мусульман по всему миру на ответные меры. Вполне возможно, что этим предлогом воспользуются радикальные исламистские группировки и призовут своих адептов к очередной волне джихада.

 

 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати