ГЛАВНАЯ > История без купюр

За гранью дружеских штыков. Или рассказ о том, как Грузия в состав России входила

17:07 22.01.2023 • Петр Журавлев, журналист-международник

30 января (18 января по старому стилю) 1801 года в России был обнародован манифест императора Павла I о присоединении Грузии к России. Этот шаг защитил грузин от агрессивных действий Османской империи и Персии, а впоследствии в состав Российской империи вошли и другие территории с грузинским населением. Однако история вхождения в состав России разрозненных грузинских княжеств гораздо более глубокая и интересная.

В 1619 году кахетинский царь Теймураз просил русского государя Михаила Фёдоровича защитить его от гонений персов. Москва, уважив просьбу грузинского правителя, попросила шаха Абаса не утеснять Грузию. Шах удовлетворил желание Русского царства.  В 1636 году Теймураз просил Москву о покровительстве и военной помощи. Русское посольство прибыло к царю Теймуразу. И тот в 1639 году подписал крестоцеловальную запись. В 1638 году мегрельский князь Леонтий просил у Москвы покровительства. В 1648 году царь Имерети Александр III просил русского государя принять его вместе с царством в подданство. В 1651 году русское посольство (Толочанов и Иевлев) приняли в Имерети. 14 сентября имеретинский царь Александр целовал крест на верность Москве, 9 октября подписал крестоцеловальную запись: «Аз царь Александр целую сей святый и животворящий крест господень … и со всем своим государством быти великаго государя моего Царя и Великаго князя Алексея Михайловича всея Руссии самодержца во всей его государевой воле и в вечном холопстве вовеки неотступным, и впредь, кого ему государю детей Бог даст».

Во второй половине XVIII века царь Ираклий II создал единое Картли-Кахетинское царство, в состав которого вошла большая часть современной Восточной Грузии. Однако, положение грузинских земель оставалось тяжёлым. Они находились под сильным давлением турок, персов и соседних горских племён. Экономическая ситуация в стране была крайне сложной.

С началом периода русско-турецких войн при Екатерине Великой у грузинской элиты вновь появилась надежда заполучить мощного союзника. Однако сама императрица смотрела на это с изрядной долей скепсиса. Она хотела видеть в Закавказье мощное христианское государство, которое могло бы выступать в качестве равноправного партнера в борьбе с Османской империей. Но в действительности вместо этого она видела цепь раздробленных княжеств, неспособных выдержать по-настоящему мощный удар противника.

Это означало, что Картли и Кахети нужно перебрасывать большой воинский контингент, а возможности такой не было.

 

Действия небольшого отряда генерала Тотлебена, присланного императрицей по просьбе царя Картли и Кахети Ираклия II, не устроили грузин, а сам генерал докладывал в Петербург о ненадежности грузинского царя как союзника.

В августе 1783 года был заключен Георгиевский трактат, по которому Россия в обмен на частичный отказ от ведения самостоятельной внешней политики предоставляла грузинскому царю защиту в случае военного нападения. Гарантией этого было размещение в царстве двух пехотных батальонов с четырьмя пушками. С русской стороны трактат подписал Павел Потёмкин (брат светлейшего князя Г. Потёмкина) и с грузинской стороны – князья Иванэ Багратион-Мухранский и Герсеван Чавчавадзе.

Чтобы обеспечить выполнение этих условий, Россия начала строительство Военно-Грузинской дороги, а также строительство укреплений вдоль будущего пути в Грузию.

Однако уже через четыре года трактат практически перестал действовать. Грузины обвиняли русских в том, что они не защищают царство от османов, ограничиваясь лишь громкими речами. Русские возражали, указывая на то, что сам грузинский царь вступил в сепаратные переговоры с турками.

В конце XVIII века Персия усилила дипломатическое давление на Картли-Кахети, пытаясь подчинить себе царство. Российским властям пришлось задуматься над новым форматом отношений со своими грузинскими союзниками. Однако от кавказских дел Санкт-Петербург отвлекали проблемы в Европе. В 1798 году Ираклий II умер, так и не заключив нового договора с Россией. На престол вступил царь Георгий XII. Новый правитель сначала занял выжидательную позицию в отношениях с Российской империей. Однако усиление давления со стороны Персии заставило его продолжить начатые предшественником переговоры. При этом, чтобы добиться от Санкт-Петербурга помощи, он намекал, что в противном случае вынужден будет налаживать связи с Персией и Турцией. В 1799 году между Россией и Картли-Кахети снова в полной мере начали действовать положения Георгиевского трактата.

«А на Грузию надеяться нечего, у них на десять человек два ружья, а прочие вооружены кизиловыми обожжёнными палками, да к тому ещё присовокупить должно, что здесь внутренний беспорядок, что все бунтуют, всё из города бежит, но ныне наши караулы не пускают», — писал в августе 1800 года российский военачальник генерал-майор Иван Лазарев.

Российским войскам удалось защитить Картли-Кахети, однако представителям местной элиты стало понятно, что ради постоянных гарантий безопасности формат отношений нужно менять. В 1800 году власти Картли-Кахети предложили официальному Санкт-Петербургу «единожды навсегда принять подданство Всероссийской Империи, обязуясь свято исполнять всё то, что исполняемо российскими подданными, не отрекаясь ни от каких законов и повелений, сколько силы того царства позволять будут, с признанием Всероссийского Императора за своего природного Государя и Самодержца». Более того, царь Георгий XII отказывался самостоятельно распоряжаться государственными доходами, передавая их российской короне.

В декабре 1800 года император Павел I согласился принять предложения царя Георгия, однако публично о своём решении сразу не объявил. 28 декабря тяжело болевший правитель Картли-Кахети умер. О своих правах на престол заявил царевич Давид. На фоне этих событий 30 января 1801 года был обнародован манифест Павла I, в котором говорилось о согласии удовлетворить прошение покойного Георгия XII о вступлении Грузинского государства в состав России.

По словам историков, процесс фактического вхождения Картли-Кахети в состав Российской империи затормозился из-за гибели в марте 1801 года в результате заговора против императора Павла I. Уже в апреле к новому российскому царю Александру I прибыли полномочные представители из Грузии, попросившие подтвердить решение предшественника. Александр колебался, сомневаясь в целесообразности такого шага. Специальный посланник императора Карл фон Кнорринг, побывавший в грузинском царстве, доложил: самостоятельно оно независимость не сохранит, и если его не примет Россия, то очень быстро его поглотят персы или турки. Только после этого, 12 сентября 1801 года, Александр I издал манифест «Об учреждении нового правления в Грузии».

12 сентября 1801 года Александр подтвердил решение отца о принятии Картли-Кахети в состав империи.

Властям Российской империи пришлось сразу столкнуться с той самой междоусобицей, которая вредила самим грузинам. Несмотря на то, что грузинская элита очень быстро стала вливаться в гражданские и военные структуры империи, немало было и тех, кто полагал, что у них что-то отбирают. В 1803 году вдова Георгия XII Мариам организовала убийство русского генерала Лазарева. Местные жители ждали кровавой мести, но Мариам выслали в Россию, ограничив ее возможности влиять на ситуацию в Грузии.

В 1811 году царицу по просьбе одного из ее сыновей освободили от ограничений и позволили переехать в Москву, где она дожила до преклонных лет.

 

Грузия продолжила свое существование в составе России на правах губернии. Внешние угрозы, ставившие под сомнение будущее грузинского народа, были отражены русской армией, частью которой стали грузинские воины.

Россия же за присоединение Грузии, безопасность которой можно было гарантировать только имея туда устойчивый доступ, заплатила долгой Кавказской войной с горскими племенами, через чьи территории проходила дорога к гордым собратьям по христианской вере.

 

«…Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой – и о том,
Как удручен своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.
И божья благодать сошла
На Грузию! – она цвела
С тех пор в тени своих садов,
Не опасаяся врагов,
За гранью дружеских штыков».

М.Ю. Лермонтов, «Мцыри»

По материалам «Аргументы и Факты», RT, Topwar.ru

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати