ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

«Подвиг Эрмитажа.1941 год» в картине молодой художницы (к 80-летию прорыва блокады Ленинграда в 1943 г.)

15:10 15.01.2023 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Защита дипломной работы Ольги Волковой «Подвиг Эрмитажа. 1941 год».
Академия художеств им. И.Е. Репина в Санкт-Петербурге.

Интервью с выпускницей Академии художеств им. И. Репина в Санкт-Петербурге, автором картины «Подвиг Эрмитажа. 1941 год» -  Ольгой Волковой. Беседа состоялась после триумфальной защиты её дипломной работы «Подвиг Эрмитажа». Тема возвращает нас в первые дни Великой Отечественной войны, когда бесценные сокровища государственного музея вынужденно покидали обжитые ими стены, отправляясь в товарных вагонах на Урал. Состояние высокой концентрации духа сотрудников Эрмитажа во главе с директором музея Иосифом Орбели отражает полотно молодой художницы Ольги Волковой.     

 

«Международная жизнь»: Ольга, тема, которую Вы разработали для своей дипломной картины, требует от автора погружения в историю Эрмитажа, особенно - в первые дни Великой Отечественной войны, а также особого отношения к этому хранилищу мирового искусства. Как Вы пришли к выбору именно этого сюжета?

Ольга Волкова: Это было за несколько лет до написания картины, когда я впервые узнала о том, что на Урал буквально в первые дни войны были эвакуированы тысячи полотен из Государственного Эрмитажа. Годы учебы в Академии художеств Санкт-Петербурга стали для каждого из нас, для меня в том числе, неоценимой школой овладения мастерством, приближенным к высоким образцам мирового искусства. Большую роль в овладении техникой живописи, конечно же, играет копирование образцов классиков. Академия художеств предоставила нам такую возможность: мы могли копировать полотна в Эрмитаже, Русском музее, Научно-исследовательском музее Академии художеств. Я выбрала работу голландского мастера Рембрандта Харменса ван Рейна «Портрет старушки с очками в руках», из Эрмитажа. Помню, меня привлекли изящные детали, мягкий свет в этой картине! Бывало, во время нашего копирования приходил директор музея Михаил Пиотровский и всегда поощрял нашу работу. Руководство Зимнего дворца относилось к нам, студентам, со вниманием и  пониманием. Стены Эрмитажа хранят не только образцы мирового наследия искусства, но и тесно связаны с историей страны, и я, находясь там, представляла, как бы выглядели эти залы во время Великой Отечественной войны…

«Международная жизнь»: Вы прикоснулись к довольно сложной и драматической теме – эвакуации полотен из музея при вынужденных обстоятельствах приближающейся блокады Ленинграда. Композиция картины сложна и психологически накалена, она вызревала постепенно или Вы каким-то образом увидели её?

Ольга Волкова: Задолго до завершения этой картины идея её воплощения овладела мною. Задача изобразить на холсте эвакуацию произведений на Урал постепенно обретала художественные формы. Ещё на четвертом и пятом курсах учебы в Академии мною было сделано несколько вариантов с данным сюжетом, и затем преподаватели утвердили выбор этой темы для диплома. Самой картине предшествовало немало подготовительных эскизов, этюдов, портретов.

Этюды к картине

Работники Эрмитажа подсказали литературу, книги, в которых опубликованы воспоминания очевидцев эвакуации, музейщиков, переживших блокаду Ленинграда. Удалось познакомиться и пообщаться с Тюриной Еленой Витальевной, которая согласилась быть моим рецензентом на защите дипломных работ.

«Международная жизнь»: Что Вам удалось узнать об эвакуации картин от сотрудников Эрмитажа, помнивших те тревожные дни, кто они?

Ольга Волкова: В 1941 году сокровищам музея не впервые предстояло покинуть берега Невы. Подобное уже случалось дважды: в 1812 и в 1917 годах. Это была третья по счету эвакуация,  и опыт двух  предыдущих, пусть и сильно отдаленных по времени, давал о себе знать. Работа шла слаженно и быстро. Благодаря этому удалось в короткие сроки эвакуировать из Ленинграда два эшелона с экспонатами музея. Были подготовлены сотни ящиков, рулоны упаковочной бумаги, кипы прессованной стружки, тонны ваты, километровые полотнища клеенки.

Этюд для образа директора музея

Этюд для образа рабочего

Этюд

Этюды к картине «Подвиг Эрмитажа»

Этюд к картине

Необходимо упомянуть имя Николая Дмитриевича Михеева - старшего реставратора станковой живописи, единственного из старожилов Эрмитажа, которому еще в начале века доводилось время от времени вынимать эрмитажные полотна из золоченых рам. Скольким полотнам великих мастеров продлил он бессмертие за три с половиной десятилетия! Он был одним из тех людей, которые заблаговременно продумывали практические меры для наилучшего сбережения музейных ценностей. И именно он разработал особую конструкцию ящиков, приспособленных для дальней транспортировки и длительного хранения эрмитажных картин. Также неоценим вклад Федора Антоновича Каликина - ученого-реставратора, крупнейшего специалиста по живописной и технической реставрации картин, который следил за сохранностью во время упаковки и транспортировки произведений.

«Международная жизнь»: Осмысливая концепцию картины, что Вы хотели сказать миру?

Ольга Волкова «Подвиг Эрмитажа. 1941 год»

Ольга Волкова: В первую очередь - скольким сотрудникам мы обязаны за сохранность Эрмитажных сокровищ! Они спасали национальное достояние, спасали нашу культуру. Бок о бок трудились ученые с мировым именем, академики, хранители отделов, реставраторы, простые рабочие, на помощь в те дни пришли студенты Академии Художеств. Не жалея сил, рискуя своим здоровьем, они упаковывали экспонаты круглые сутки. «Все мы находились на казарменном положении,- рассказывала Алиса Владимировна Банк, в то время заведовавшая отделением Византии. - Работы велись непрерывно... Не спали мы сутками…  Засыпали на полчаса, кто где - на раскладушке или на диване, на упакованном ящике или на сдвинутых стульях в канцелярии...»*. Старший научный сотрудник Эрмитажа Татьяна Михайловна Соколова вспоминала:  «Все дни слились воедино в сплошном перестуке молотков, топоте красноармейских сапог и матросских ботинок, в скрипе салазок и вальков, на которых перекатывались тяжести, и вместе с тем в памяти осталось ощущение какой-то необычайной тишины, порожденной, возможно, особой внутренней собранностью каждого из нас». Началась война, и прежде чем уйти в бой, на передовую, красноармейцы и краснофлотцы приходили в Эрмитаж. «Академик Орбели руководил этой армией, занятой труднейшим делом»,- так описывает эвакуацию Эрмитажа Николай Тихонов в книге военных очерков "Ленинград принимает бой". Директор Эрмитажа Иосиф Орбели в 40-е годы был фигурой значимой. Образованнейший, эрудированный человек. Во время упаковки экспонатов он всегда неизменно оказывался там, где непременно нужен был в данную минуту...

«Международная жизнь»: Ольга, что помогало Вам, не пережившей трагедию блокадного Ленинграда, так прочувствовать атмосферу и состояние сотрудников военного Эрмитажа?

Этюд к картине «Подвиг Эрмитажа»

Ольга Волкова: По воспоминаниям современников и соответствующей литературе понимала, насколько тревожная  атмосфера  царила в те дни в музейных залах, объявление войны было неожиданной пугающей вестью. Иногда во время написания эскизов, этюдов натурщиков я прослушивала Седьмую симфонию Шостаковича, очень сильное произведение, оно не оставляет равнодушным; звуки рождают в сознании образы военного времени, трагичные, мрачные...

Но я понимала, что даже в самые тяжелые времена люди всегда живут надеждой.  На картине «Подвиг Эрмитажа» своеобразным  олицетворением этой надежды становится образ молодой  сотрудницы музея, составляющей опись упаковываемых произведений.  В данном персонаже хотелось передать сосредоточенность, концентрацию  на важном деле, а также создать чистый молодой образ как символ светлого будущего после войны, когда наступит мир.

Этюд к картине О.Волковой «Подвиг Эрмитажа»

«Международная жизнь»: Каким образом вырисовывался сюжет, его персонажи?

Ольга Волкова: Композиционное решение дипломной картины аллегорически напоминает сюжет «Снятие с креста». Крестовина подрамника как символ креста. Резкий свет в работе и цветовое решение холста усиливают трагизм действия, тревожную атмосферу. Когда в огромных залах эхом раздавались звуки молотков, во время заколачивания ящиков с картинами, по воспоминаниям сотрудников музея, создавалось ощущение что заколачивают гробы…  Ведь в картинах живет душа Эрмитажа, без них он пустеет, замирает, впадает в сон, но лишь на время, чтобы потом воскреснуть вновь благодаря сотрудникам музея, которые проявили верность, преданность искусству, спасли его образцы, многие - ценой своей жизни. Даже в такое тяжелое время сотрудников музея не покидала вера в то, что коллекция вернется, работы будут спасены и Эрмитаж воскреснет в своем былом величии.

«Международная жизнь»: По сути ваша картина стала вкладом в историю и блокады Ленинграда, и в историю Государственного Эрмитажа как неотъемлемой части нашей отечественной и мировой культуры. Есть намерение продолжать эту тему в вашем творчестве?

Ольга Волкова: Несомненно, да. Герои войны, люди, пережившие ленинградскую блокаду, навсегда останутся в нашей памяти… К этой теме обращались многие художники и среди них можно вспомнить работы заслуженного художника РАХ Н.Лысака «Седьмая симфония Шостаковича», Н.Цыцина «Блокадный хлеб», Василия Братанюка «Музы не молчали», а также произведения художников, которые  работали в осажденном городе: Иосиф Серебряный, Юрий Непринцев, Николай Тимков, Анна Остроумова-Лебедева. Известно, что даже во время суровой блокады Ленинград жил, не сдавался: работали театры, проходили концерты для поднятия боевого духа, композиторы, поэты, художники творили свои произведения, шли экскурсии для военных …

«Международная жизнь»: Какова дальнейшая судьба этой вашей картины?

Ольга Волкова: Защищать дипломную работу на такую важную историческую тему было очень ответственно, но работа была принята, оценена комиссией на «отлично». Было радостно увидеть её на последующей выставке дипломных работ в Академии художеств. В 2022 году из стен Академии вышли в большую профессиональную жизнь 47 выпускников-художников, учившихся на отделении «Живопись», а сколько ещё на отделениях скульптуры, графики, архитектуры! Было представлено немало достойных выпускных картин, стоит отметить работу Дарьи Новиковой «Реставраторы», на которой изображен процесс реставрации икон, под руководством профессора Юрия Боброва. Кафедре реставрации в Академии художеств в этом году исполнилось 50 лет, за это время была проведена обширная работа над сохранением экспонатов многих Российских музеев. Также стоит упомянуть о работе Игната Потина «Березовая роща», имеющей национальные, этнические корни. Он изобразил девушек в удмуртских национальных костюмах. Очень ловко передал игру света, сияющие блики солнца на траве, мы словно ощущаем шелест березовой листвы, теплый воздух. Работа Сергея Константинова «Крестный ход» также заслуживает внимания. Мастерски передан колорит ночи, освещение от фонарей, блеск икон, характеры участников шествия. Произведение написано сочно, смело, широко. Живописная работа Артемия Шапоренко «Н.К.Рерих» после защиты была передана в Музей Рерихов. Она выполнена декоративно, ярко, насыщенно,  под стать работам самого Николая Константиновича Рериха. Здесь художник изображен путником, так как провел немало времени в экспедициях по Алтаю, Монголии, Тибету.

«Международная жизнь»: Как складывается ваше творчество после защиты диплома?

Ольга Волкова: После защиты диплома хотелось написать что-то жизнерадостное, летнее, светлое! И у меня сложился портрет Казарикиной Юлии, занимающей должность хранителя музейных предметов в музее Рерихов, она выпускница  факультета теории и истории искусства Академии художеств Санкт-Петербурга. Хотелось передать внутреннюю духовную красоту музейного сотрудника через спокойный сосредоточенный взгляд, сделав акцент на руках, тонких пальцах. Также был написан портрет Дарьи Гилевой, закончившей Институт им. Герцена и в данный момент пишущей статьи о выставках в Санкт-Петербурге. Сейчас в разработке находятся сразу несколько портретов. После года напряженного труда в мастерской, представилась возможность отправиться в августе на Академическую дачу им. И. Репина в Тверскую область. Пленер – это всегда хорошая практика чтобы «очистить» палитру, освежить взгляд на природе, обменяться опытом с коллегами. Ах, какое это место - Академическая дача! Уже более ста лет – это край вдохновения для многих поколений художников. Здесь работал сам Илья Ефимович, а также В.Серов, И.Левитан, П.Чистяков, И.Бродский, А.Куинджи, А.Васнецов и многие  другие именитые художники. Неподалеку от дома творчества находится дача братьев Ткачевых. Мы испытывали трепет от одной мысли о том, что можем пообщаться с обитателями дома, посетить их мастерскую.

«Луна взошла»

Большую роль для этих мест в свое время сыграл Валентин Сидоров, он не только был идейным вдохновителем на Академической даче, но и заботился о сохранении культуры, на его средства была восстановлена сельская школа, отреставрирован Дом лоцмана. Живописные пейзажи на берегу озера Мстино, а также общение художников между собой позволяет по-настоящему окунуться в атмосферу творчества и искусства. Всегда вызывают уважение такие люди, которые чтут наши традиции, культуру и всеми силами борются за её процветание. Наша история богата такими примерами. Сильные духом люди стойко вынесут все преграды, даже такие трагичные страницы истории, как блокада Ленинграда.

«Международная жизнь»: Ольга, хотелось бы узнать истоки вашего творчества, откуда Вы родом, что повлияло на выбор вами профессии живописца?

Ольга Волкова: Родилась я в городе Соликамске, Пермского края. Прикамье известно своими преданиями, сказаниями, а также живописными местами.

«Заросший пруд»

Всякому, кто хоть раз побывал здесь, вряд ли удастся забыть первозданную красоту этих мест: древние уральские горы, могучие реки, массивы лесов, удивляющие своей красочностью, особенно в осеннее время года. А какие поля, дали…

«Вечерние тени»

Величественная природа. Её красотами любовалась с детства, очень хотелось научиться изобразить это на полотне. В семье всегда относились ко мне с добротой и поощряли увлечение рисованием, а преподаватели художественной школы Н.Г. Ложкин и В.И. Кехтер дали первые художественные навыки, привили любовь к культуре, традициям. И как тут не изобразить наш город! Соликамск имеет многовековую историю, основан в 1430 году. На Руси он был центром солеварения, да и по сей день считается соляной столицей России. По преданию, первыми здесь начали добывать соль купцы Калинниковы, они же - основатели города. Через эти земли пролегала Бабиновская дорога, и на полтора века город, благодаря важному торговому значению, стал воротами в Сибирь. В качестве защиты Соликамска от набегов и разорений ногайцами царь Иван Грозный даровал городу икону Николая Чудотворца, которая хранится там и ныне. В Соликамске великолепная старинная архитектура, соборы, храмы. Есть Краеведческий музей, в художественном отделе которого - акварели А.Варновицкой, ученицы Л.Бруни, работы Т.Яблонской, М.Дерегуса, а также - произведения пермских и соликамских художников: А.Зырянова, А.Тумбасова, Н.Пономарева, А.Мосянина, О.Заболотных. Здесь же хранятся работы моих преподавателей из художественной школы. Значительный интерес вызывает творчество М.Потапова, он прожил 103 года и за свою долгую жизнь создал немало замечательных иконописных произведений и росписей, серия его работ на египетскую тематику «Эхнатониана» - достояние музея. Исторические события в нашем городе начала XX столетия нашли отражение в моей училищной выпускной работе «Соликамская ярмарка», изображающей гуляния в морозный день на Воскресенской площади перед белоснежными церквями, эту картину я подарила нашему музею.

Ольга Волкова «Соликамская ярмарка»

К слову, ещё одну работу «Конный двор в деревне Бугрово» приобрел Музей-заповедник «Михайловское».

Свердловское художественное училище имени И.Д. Шадра также дало хорошие художественные знания, мы изучали там основы живописи маслом, цветового построения работы,  композицию. Большую роль в освоении этой дисциплины сыграло общение с преподавателем  И.А. Пьянковым, он обращал наше внимание на то, как работу сделать цельной, лаконично выстроенной, при этом обозначив главную идею, мысль произведения. В Екатеринбурге удалось погрузиться в творческую атмосферу: множество выставок, театральных, музыкальных представлений, — всё это завораживало и увлекало. Пожалуй, Екатеринбургский театр оперы и балета был главным местом проведения нашего досуга. Екатеринбургский музей изобразительных искусств -  крупнейший художественный музей Урала, состоящий из четырех зданий. В главном корпусе наиболее известным экспонатом является Каслинский чугунный павильон, есть отдельная экспозиция, посвященная уральскому ювелирному искусству, камнерезному, лаковой росписи. Отдельный этаж занимают экспонаты русского изобразительного искусства, где представлены работы Ярошенко, Крамского, Саврасова, Шишкина. У нас там была копийная практика – умение копировать полотна великих мастеров - в этом музее мы смогли подробнее рассмотреть и изучить произведения живописцев. Второе здание музея находится на улице Вайнера, где в 2021 году открылся культурно-выставочный центр «Эрмитаж - Урал». Дело в том, что сюда в годы Великой Отечественной войны эвакуировали около полумиллиона экспонатов Эрмитажа.  В 1945 году после возвращения ценностей в Ленинград, руководство Эрмитажа приняло решение передать Свердловской галерее более двух сотен предметов из разных отделов в благодарность за спасение в военные годы. Здание художественного училища располагается неподалеку от галереи  и, соприкасаясь бок о бок с историей этих ценностей, у меня, пожалуй, впервые возникли мысли о воплощении этого сюжета на холсте...

«Летняя веранда. Домик Репина»

Окончив учебу в училище, я поступила в Санкт-Петербургскую Академию художеств имени Ильи Репина, где впоследствии была написана работа «Подвиг Эрмитажа. 1941 год». Мечта об учебе в Академии, в таком красивом, историческом месте, известном своими мастерами, была ещё со школы. Мне довелось учиться у В. Стеценко, А. Чарина, Н. Цыцина, Н. Лысака, а также последователей А. Мыльникова: народного художника РФ, академика В. Песикова, народного художника РФ Н. Репина, А. Николаевой. В Академии ценят традиции русской живописи, и для меня были значимыми советы наших педагогов, мы всегда старались к ним прислушиваться. В Академии художеств им. И. Репина учатся студенты из разных стран, и в этом году стоит отметить выпускную серию пейзажей «Санкт-Петербург – Базель» уроженки Швейцарии Руфф Анны-Лене. В её работах помимо очевидного мастерства чувствуется и любовь к обоим городам, художница сумела передать их характерные черты, дающие узнаваемость и особую атмосферу таких непохожих друг на друга российского Санкт-Петербурга и швейцарского Базеля. Досманов Талгат из Казахстана написал триптих «Млечный путь». Студенты из Китая представили  много достойных работ, хотелось бы выделить Ли Мин-Си и его дипломное полотно «Подписание договора». Художник передал момент подписания союза между Китаем и Англией, что явилось историческим моментом в дипломатических отношениях двух стран. Выпускница Академии из КНР Ху Линдань изобразила известного китайского художника Ци Байши. Подводя краткий итог дипломных работ выпускников Академии из разных стран, можно, на мой взгляд, по праву гордиться реалистической школой живописи и её вкладом в развитие Академического искусства.

В Петербурге довольно насыщенная культурная жизнь, можно посетить Русский музей, Эрмитаж, Музей Строгановых, музей семьи Рерихов, музей-усадьбу И. Репина «Пенаты». Собрание работ советского периода можно увидеть в галерее «Петербургский художник». В городе проходит большое количество выставок, что позволяет знакомиться с творчеством различных деятелей искусства. Меня, например, воодушевил к посещению театров известный петербургский живописец Василий Братанюк, у которого множество работ на театральную тематику, большое количество портретов известных государственных и деятелей искусств, именитых артистов, танцовщиц, прим и премьеров балета.

О. Волкова «Портрет искусствоведа и хранителя музея»

«Международная жизнь»: Академия художеств им. И. Репина в Санкт-Петербурге дает не только базовые знания своим студентам, но и - широкие возможности побывать и потрудиться в различных регионах России для художественной практики?

Ольга Волкова:  Конечно, на память сразу приходит наше знакомство с поэтическим и живописным Пушкиногорьем под Псковом и незабываемая поездка на пленер в Крым. Солнце, красочность юга, игру света мы старались передать в своих работах на пленере у крымского побережья. Очень благодарны нашим педагогам И.В. Петрову и Д.А Коллеговой и их вдохновляющим историям про эти земли, местных коренных жителей – караимов. Мы изображали портретируемых на солнце, либо в тени, в этом состояло задание на изучение освещения, игры рефлексов на живой модели в определенной среде. В Алупке находится база Академии художеств, расположенная в доме художника Архипа Куинжди. Этот мастер света, будучи человеком щедрым, верным своему делу, горячо любившим искусство, всячески помогал студентам материально и приглашал в своё крымское имение. Лирика этих мест завораживает!

Как известно, неподалеку от Дома Куинджи находится Воронцовский дворец с прилегающим к нему старинным садом площадью более 30 гектаров вдоль побережья Черного моря. Это крымское имение Князя Михаила Семеновича Воронцова в стиле шотландского замка особенно привлекает и вдохновляет художников. Великолепное собрание работ Ивана Айвазовского находится в Доме-музее художника в Феодосии. Мы побывали и в Ялте, Севастополе, Симеизе, Бахчисарае. Очень теплые воспоминания остались от Гурзуфа, посещения дома-музея художника Константина Коровина. Тут же открывается удивительный вид на гору Аю-Даг, скалу Шаляпина, названную в честь известного певца. Неподалеку на самом берегу одной из бухт располагается Дом-музей А.П. Чехова. Раздолье для вдохновения живописцев! Переполняет чувство благодарности за такие возможности, что доступны каждому, кто решит связать свою жизнь с искусством живописи, ваяния или зодчества, обучаясь в Академии художеств им. И. Репина в Санкт-Петербурге. И как не быть благодарной своему народу, если можешь рассказать о нем, о его подвигах через художественные образы, запечатленные на холсте.    

«Международная жизнь»: Возвращаясь к началу нашей беседы, где речь шла о картине Ольги Волковой «Подвиг Эрмитажа. 1941 год», хотелось бы подчеркнуть не просто гражданскую позицию автора, а потребность художника говорить средствами живописи о том, чего нельзя забывать – о подвиге своего народа (в данном случае - ленинградцев в дни блокады), о мужестве и самоотверженности, о высоте духовной, которая и является той добавленной стоимостью, которой нет цены, но без которой нет и подвига.  Уважаемый читатель, когда вы будете восхищаться и изучать шедевры Эрмитажа, вспомните о тех людях, которые  сохранили для поколений эти сокровища, что поднимают нас над меркантильностью, открывая вечность. Поблагодарим бесстрашие и талант молодой художницы, достойно воплотившей «Подвиг Эрмитажа. 1941 год».   

 

*Использованы цитаты из книги С. Варшавского и Б. Реста «Подвиг Эрмитажа», Лениздат, 1985 г.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати