Фото: dfnc.ru.
Конфликт в Косово продолжается. Символичными стали события 14 декабря 2022 года, когда группа косоваров заняла здание муниципалитета Северной Косовской-Митровицы и образовала, в обход прежних соглашений, собственную администрацию муниципалитета без участия сербов, в очередной раз проигнорировав подписанные в Брюсселе соглашения. Председателем местного муниципалитета стал албанец Неджат Углянин[1]. В свою очередь, 20 декабря президент Сербии Александр Вучич встретился с командующим Объединенными силами НАТО адмиралом Стюартом Мюншем и попросил его оказать помощь по защите сербского населения Косова и Метохии.
Наблюдение за ходом нынешнего обострения конфликта в Косово приводит к мысли, что в настоящее время столкновения развиваются по традиционной для них схеме - от обострения к переговорам и некоему новому компромиссу между Белградом и Приштиной. В самой своей основе этот алгоритм не меняется с 2000-х годов. Проблема в том, что после очередного подобного компромисса ситуация для сербов на севере Косово последовательно ухудшается. Подобное положение дел приводит экспертов, как сербских[2], так и зарубежных, к мнению, что официальный Белград не столько стремится защитить позиции местного сербского населения, сколько сохранить собственное реноме в глазах граждан и подать им результаты нового компромисса как свою дипломатическую победу, успокаивая общественное мнение. Президент страны Александр Вучич и его ближайшее окружение, среди которого немало лиц, связанных своей биографией и карьерой с Евросоюзом и США, сохраняют неизменным курс Сербии на вступление в ЕС. Можно предположить, что, во многом, ради достижения этой задачи Белградом делаются уступки и достигаются компромиссы по косовскому вопросу. Главный довод, которым пользуются власти Сербии – стране необходимо развитие и инвестиционная привлекательность, а это невозможно без тесных контактов, в том числе, с Брюсселем.
Для сербских властей косовский вопрос является определенным камнем преткновения во взаимоотношениях с Евросоюзом, куда они вроде бы намерены вступить не позднее 2025-2026 годов. До обострения украинского кризиса и начала российской специальной военной операции на Украине западные страны позволяли Сербии сохранять определенный баланс во внутренних делах и на внешнеполитической арене. Но теперь положение изменилось.
Во-первых, в скорейшем разрешении «косовской проблемы» (читай – признании Косова самостоятельным государством) заинтересованы и Соединенные Штаты, и Европейский союз. Брюссель и Вашингтон и без того сталкиваются с проблемами на международной арене, а на Балканском полуострове им приходится «тесниться» в окружении других «игроков», среди которых Россия, Китай и Турция, у которых, у каждого по своему, весьма сложные отношения и с США, и с ЕС. Поэтому США и ЕС спешат решить «косовский вопрос» на своих условиях, предполагающих поддержку позиции Приштины.
Во-вторых, сложившееся положение вокруг сербской общины края отчасти стало возможным из-за шагов самого Белграда, который, начиная еще с 2011 года, позволил перенести рассмотрение косовской проблемы из компетенций Организации Объединенных Наций, по сути, в компетенцию Брюсселя, что сразу же усилило позиции самопровозглашенного Косова. Это решение с самого начала вызывало много вопросов и в самой Сербии. За период с одностороннего провозглашения в Приштине независимости Косова характер политического режима в крае особо не изменился. С самого начала было понятно, что «руководство» края не собирается особо считаться с позицией местных сербов. Тем не менее, решение по поводу переговоров о нормализации отношений Сербии и самопровозглашенного Косова было принято, и оно, как показывает теперь практика, сильно осложнило положение местного сербского населения.
В условиях специальной военной операции, проводимой Россией на Украине, позиция официального Белграда стала еще более «прозападной», несмотря на провозглашенный страной нейтралитет. В течение уходящего 2022 года сербское политическое руководство предприняло в отношении России, которую неоднократно называло своим ближайшим партнером, действия, которые действительно затруднительно назвать дружественными или хотя бы нейтральными. В частности, в марте 2022 года Белград поддержал в ООН резолюцию с осуждением СВО на Украине, мотивируя этот шаг приверженностью принципу территориальной целостности государств и своей позицией по косовской проблеме. В апреле Сербия проголосовала за приостановку членства России в Совете по правам человека ООН, сославшись на угрозу введения санкций против Белграда. Наконец, 12 октября Сербия проголосовала за резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН, не признающую результаты референдумов о вхождении в состав России новых регионов (Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей)[3].
Наконец, 2 декабря президент Сербии заявил, что Белград не допустит, чтобы через территорию страны обходили санкции ЕС в отношении России[4].
«У нас достаточно сильная экономика и госфинансы, чтобы беспокоиться о себе, а с такой поддержкой ЕС у нас нет больших проблем», - заявил А. Вучич, добавив к этому, что сербские правоохранительные органы уже выявили фирмы, которые занимаются реэкспортом в Россию. Он также особо отметил тот факт, что Европейский союз выделил Сербии 165 млн. евро бюджетной помощи.
При этом Белград как-то забыл, что он покупает газ у России по льготным ценам и экономит на этом гораздо больше, чем получает от ЕС. При потреблении в год около 2 млрд. м3 российского газа по 400 долларов за 1 тыс. м3 и среднегодовой цене газа в 2022 году на уровне 1600 долларов за 1 тыс. м3 прибыль Сербии только на закупках газа составляет более 2 млрд. долларов – в 14 раз больше, чем бюджетная помощь Брюсселя. Дешевые энергоносители без сомнения способствуют развитию экономики страны и предоставляют возможность для выгодной торговли. Правда, сейчас Белградом предпринимаются шаги, направленные на снижение поставок российского газа за счет альтернативных источников. В частности, 17 декабря министр горного дела и энергетики Дубравка Джедович-Негре, которую специалисты по региону считают «проамериканской» фигурой[5], сделала заявление, смысл которого заключается в том, что снижение зависимости Белграда от поставок российского природного газа является важной задачей сербских властей, но в настоящее время у страны для этого недостаточно собственных ресурсов. «Речь идет о сотнях миллионов евро в проектах по доставке топлива из Азербайджана, и соединения с терминалами в Греции», - подчеркнула она.
Как на все эти шаги реагировать России? По сложившейся традиции, Россия в своей внешнеполитической линии на этом направлении последовательно отстаивает территориальную целостность Сербии, не призная независимости сербского края Косово. Значительный вклад в связи наших стран вносят и контакты двух православных церквей – Русской и Сербской. Однако позицию Москвы по вышеуказанным проблемам и курсу, проводимому А.Вучичем, нельзя пока признать столь же четко обозначенной. Вероятно, в Москве учитывают сложное географическое положение Сербии: небольшая страна окружена государствами-участницами НАТО, некоторые из которых напрямую участвовали в пересмотре ее границ. Вдобавок страна лишена выхода к морю, а значит, вынуждена идти на разнообразные уступки, в том числе под давлением со стороны НАТО и ЕС. Но рано или поздно позиция сербского руководства по отношению к Москве должна стать более внятной. Доверительные отношения с Россией, о которых периодически заявляет официальный Белград, должны получить более внятную базу дружественных отношений, при всем понимании геополитических сложностей этой страны.
[1] https://iz.ru/1440804/2022-12-14/balkanist-obiasnil-zakhvat-vlasti-albantcami-v-munitcipalitete-kosovo
[2] Яркий пример такой критики см. https://regnum.ru/news/3342236.html
[3] https://www.rbc.ru/politics/25/09/2022/63303f279a794787b57079f6
[4] https://tanjug.rs/english/politics/967/varhelyi-eu-to-continue-support-to-serbia/vest
[5] https://balkanist.ru/amerikanskaya-mechta-novogo-ministra-energetiki-serbii/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs