ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Проблемы кибербезопасности в условиях обеспечения суверенитета в ИКТ-среде

18:46 09.12.2022 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Фото: controleng.ru.

В Москве, на площадке Доме приемов Министерства иностранных дел России на Спиридоновке состоялась ежегодная Международная конференция по кибербезопасности «Киберстабильность: подходы, перспективы, вызовы». Организатором форума выступил журнал «Международная жизнь» при поддержке МИД России и Национальная ассоциация международной информационной безопасности (НАМИБ). В конференции приняли участие российские дипломаты, представители научного и бизнес-сообщества. Cреди тем, поднимавшихся на форуме, особое место заняли оценка тенденций и рисков в российском и мировом киберпространстве, обеспечение технологического суверенитета в области информационных технологий, а также проблема применения норм ответственного поведения в среде информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

С развернутым сообщением о современном состоянии дел в сфере международной информационной безопасности перед участниками конференции выступил специальный представитель президента Российской Федерации по вопросам международного сотрудничества в области информационной безопасности, советник министра иностранных дел России, доктор исторических наук, профессор Андрей Крутских. По его словам, в настоящее время ситуация в киберсфере не просто опасна, а грозит взрывом. «Если международным сообществом не будут своевременно приняты адекватные меры, то она может выйти из-под контроля и привести к горячей конфронтации любого масштаба, и, к сожалению, тенденция идет именно в этом направлении», - подчеркнул дипломат.

«Вспомним: если бы человечество не сумело договориться о режиме контроля за нераспространением ядерного оружия, не ввело своевременные ограничения на накопление запасов этого оружия, и не разработало определенные правила, связанные с мерами доверия в этой области, то ядерная катастрофа на планете уже могла бы стать реальностью. На мой взгляд, кибертехнологии как никакие другие, побуждают к тому, чтобы человечество проявило стратегическое мышление, договорилось о нормах, правилах и принципах ответственного их использования в информационном пространстве, в повседневной жизни и тем более в политике», - заметил А.Крутских.

Однако, по словам спецпредставителя президента, проблема урегулирования в сфере кибербезопасности усугубляется целым рядом очень важных факторов.

Во-первых, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) получили повсеместное распространение как никакие другие: их используют государства, вооруженные силы, преступные сообщества, бизнес и отдельные граждане. Везде это может привести к катастрофическим последствиям.

Во-вторых, не существует адекватного международного права, которое четко регулировало бы применение ИКТ. «В ходе официальных международных переговоров, в которых мне приходилось участвовать, в том числе под эгидой ООН, стороны так и не смогли придти к единому пониманию, как на практике, конкретно применяется международное право в сфере использования ИКТ. Общих деклараций много, а практических решений до сих пор как не было, так и нет», - пояснил А.Крутских.

В-третьих, впервые в истории человечества в связи с использованием ИКТ затруднен ответ на вопрос об определении источника кибернападения. Настоятельного решения требует проблема атрибуции. Однако вместо поиска её оптимального решения, эта тема политизируется и идеологизируется. В настоящее время не существует единого и пользующегося доверием международного сообщества механизма определения объективной истины в этой области. А ведь это принципиальный вопрос, от которого зависит принятие международным сообществом конкретных политических решений, включая введение санкций и наказание виновных.

В-четвертых, переговорный процесс между государствами в сфере ИКТ переживает сегодня серьезный кризис. Многие переговоры, например, в звене «Вашингтон-Москва», по вине США прерваны и, по существу, саботируются. «Возникает вопрос: а как же находить компромиссы, предотвращать возможные инциденты, на практике реализовывать меры доверия? Наши партнеры об этом просто перестали думать, а какая для этого причина: уверенность их в себе или убежденность в том, что нас удастся «продавить» – это предмет для отдельной дискуссии. Во всяком случае, использование ИКТ в военно-политических целях доктринально узаконено целым рядом государств, прежде всего западных. Киберпространство уже официально объявляется театром военных действий. Ряд западных доктрин прямо предусматривает ведение так называемых упредительных киберударов, то есть декларируется право на киберагрессию», - пояснил А.Крутских.

Особую опасность представляет легализация так называемого «киберкаперства». Под этим словом подразумевается вовлечение в сферу вредоносного использования ИКТ гражданских и преступных элементов в формате «киберармий». «Подробностями того, как такая армия численностью в 300 тысяч человек действует на Украине, нам рассказал представитель Интерпола на переговорах в Сбербанке России. По его данным, которые были им приведены, в настоящее время эта «армия» грабит больше Западную Европу, в особенности Скандинавию, нежели обращает внимание на российских пенсионеров и Россию как таковую. Напрашивается вопрос: куда денутся эти люди, когда специальная военная операция на Украине закончится? Против кого эта «армия» обратит свои усилия?» - задал вопрос А.Крутских.

В-шестых, неурегулированность отношений в сфере ИКТ породила разгул киберпреступности, которая наносит огромный ущерб мировой экономике (согласно статистике ООН, его сумма уже сейчас исчисляется триллионами долларов в год). «Россия представила свой проект международной конвенции, и к 2025 году такой документ должен быть принят.Но работа там ведется очень трудно и подчас складывается впечатление, что нам эта конвенция нужна больше чем другим, как будто они не несут потерь от кибератак по своей экономике», - заметил А.Крутских.

Спецпредставитель президента напомнил, что Россия первой осмыслила жизненно важную проблематику ИКТ и вынесла ее на обсуждение ООН еще в 1998 году. По инициативе России был создан механизм ведения международных переговоров по этой тематике, сначала в виде Группы правительственных экспертов в ООН, а впоследствии – Рабочей группы открытого состава, которая по существу стала кибер-генассамблеей ООН по вопросам обеспечения информационной безопасности. С подачи России была запущена работа Специального комитета по выработке универсальной всеобъемлющей конвенции по борьбе с киберпреступностью, а также региональный механизм, в частности в рамках ОБСЕ по мерам доверия в сфере использования ИКТ.

«Мы являемся противниками превращения темы ИКТ в предмет для политической демагогии и интриганства. Об этом мы неоднократно заявляли на всех уровнях, в том числе и в ходе очень деликатных переговоров, которые возглавлял заместитель руководителя Совета безопасности России Олег Храмов и его американская коллега, заместитель советника президента США по национальной безопасности Энн Найбергер. Наша главная цель – создание в мире режима предотвращения киберконфликтов, неспользование ИКТ для подрыва суверенитета и вмешательства во внутренние дела других государств. Россия активно выступает за соблюдение прав человека в киберпространстве», - подчеркнул А.Крутских.

Естественно, для реализации необходимого комплекса мер безопасности в киберсфере страны должны договориться о принятии на себя соответствующих обязательств под эгидой ООН. «Все утверждения о том, что все эти меры не должны носить обязательного характера – «от лукавого». Невозможно перемещаться по дорогам, если нет правил дорожного движения», - констатировал А.Крутских.

В заключение А.Крутских отметил, что буквально на днях подавляющим большинством голосов в Первом комитете ООН был принят российский проект резолюции по вопросам обеспечения международной информационной безопасности. За нее проголосовало 112 государств. «Главная суть этого документа в том, что предложенный Россией формат переговоров закреплен до 2025 года, и там у нас есть право вето. Пока его не приходилось использовать, и надеемся, что не придется. Продемонстрирована заинтересованность большинства стран в разработке определенного кодекса поведения в киберпространстве, чтобы по недоразумению не столкнуть мир в конфронтацию глобального характера», - заключил он.

Сложностям борьбы в киберпространстве посвятила свое выступление начальник отдела Департамента международной информационной безопасности Ольга Мельникова. «Запад фактически сплотился против нас, основательно и, можно сказать нагло», - заметила она. Она особо отметила, что в настоящее время США и их союзниками ведется активная антироссийская кампания по вытеснению нашей страны из Международного союза электросвязи. Их не смущает даже тот факт, что Россия была страной-основательницей этой организации. Россию обвиняют в организации кибератак на страны Запада. Эти заявления носят голословный характер. Собственно, в условиях санкций Россия находится уже восемь лет, но, поскольку давление не ослабевает, то сфера кибертехнологий является хорошим поводом его усиления.

О.Мельникова особо обратила внимание на тот факт, что геополитическое противостояние переместилось в сферу ИКТ, причем «коллективный Запад», являющийся технологически развитой структурой, осуществляет стратегию, которую можно назвать неолиберальным колониализмом или «кибер-колониализмом». «Ведется усиленная обработка наших соседей – стран-участниц СНГ. Им, под лозунгом сокращения цифрового разрыва, предлагают новые технологии в обмен на отказ от суверенитета», - отметила О.Мельникова.

Особенно активно эта обработка ведется на площадке ОБСЕ. В ее рамках действует неформальная рабочая группа, задача которой - разработка мер укрепления доверия, в том числе в информационном пространстве. На сегодняшний день таких мер уже 16. Российская сторона принимала в этом активное участие. Но в настоящее время базовые принципы работы этой группы настолько подорваны, что ни о каком доверии говорить не приходится», - заметила О.Мельникова.

О.Мельникова подчеркнула, что имеющиеся в наличии у западных стран программы наращивания потенциала позволяют им вклиниваться в экономику менее развитых государств. Кроме внедрения западных кибертехнологий, они подразумевают получение доступа к информационной инфраструктуре государств и подталкивают государства к формированию нормативно-правовой базы по лекалам ЕС и США, усиливая зависимость. Тем самым возникают новые поводы для геополитического противостояния, осложняющие положение России на внешнеполитической арене.

Мерам, направленным на достижение технологического суверенитета в условиях санкций было посвящено выступление заместителя директора Департамента развития отрасли информационных технологий, преподавателя Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ) Натальи Бабекиной. Тема технологической самостоятельности, по ее словам, звучит не только на российских дискуссионных площадках, но и является одним из краеугольных камней актуальной повестки международного сообщества.

«Значимость и актуальность этой темы неоспорима. Каждый день мы становимся очевидцами и участниками формирования принципиально новой парадигмы современного политического и экономического мироустройства. И внутренний рынок, и внешнеэкономические связи адаптируются к новым реалиям», - заметила Н.Бабекина.

Н.Бабекина напомнила, что начиная с 2014 года, когда против России систематически начали вводиться жесткие санкции, наша страна научилась не только выживать, но и планомерно развиваться в этих условиях. За это время было налажено собственное производство, что позволило сократить зависимость ИКТ-отрасли от иностранной продукции. Стратегические шаги на пути к технологической независимости в этой сфере вызваны в первую очередь соображениями национальной безопасности. В этих целях был издан указ президента России № 166 от 31 марта 2022 года «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации». В связи с этим документом, запрещено осуществлять закупки иностранного программного обеспечения, а также услуг, необходимых для его использования. С 1 января 2023 года органам государственной власти – заказчикам запрещается использовать иностранное программное обеспечение на объектах критической информационной инфраструктуры, а отдельным пунктом указа предусмотрено создание и организация деятельности научно-производственного объединения, специализирующегося на разработке, производстве, технической поддержке и сервисном обслуживании оборудования для критической информационной инфраструктуры. Поручено организовать подготовку и переподготовку кадров в сфере разработки, производства, технической поддержки и сервисного обслуживания радиоэлектронной продукции и телекоммуникационного оборудования.

Н.Бабекина напомнила, что технологический суверенитет не означает полной изоляции. Это, прежде всего, сильная переговорная позиция при выстраивании отношений с иностранными партнерами. Достижение самодостаточности в ИКТ-сфере подразумевает производство критически важных товаров и услуг на своей территории для обеспечения безопасности, в том числе информационной, создание собственных технологий и национализацию технических стандартов, выстраивание новых транспортно-логистических коридоров со странами Азии, Африки, в том числе арабскими странами Ближнего Востока. Будущее за взаимовыгодным обменом опытом, технологиями, исследованиями и разработками. В настоящее время независимости такого уровня нет ни у одной страны мира. Однако современные реалии диктуют неизбежность подобных процессов. Поэтому курс на самодостаточность берет не только Россия, но и все крупнейшие экономики мира – Китай, Индия и США.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати