По данным агентства Bloomberg, Европейская комиссия выступила с предложением о приостановке выделения Венгрии 7,5 млрд евро из своего текущего бюджета. В качестве официально причины называются «усиление коррупции» и даже «мошенничество».
Напомним, что 5 апреля нынешнего года ЕК уже запустила процедуру приостановки выделения Венгрии ассигнований Евросоюза в рамках стандартного бюджетного процесса. Было заявлено, что выплаты возобновятся лишь после того, как Будапешт вернется к «соблюдению принципов верховенства закона». Ранее, ЕК уже приостановила возможность для венгерского правительства получать льготные займы и гранты из чрезвычайного общего Фонда восстановления, созданного для преодоления последствий пандемии коронавируса.
Теперь речь идет о намерении заморозить примерно 65 процентов всех выплат Будапешту из бюджета ЕС. 7,5 млрд. евро – это более 4-х процентов ВВП Венгрии. Чиновники в Брюсселе обвиняют премьер-министра Венгрии Виктора Орбана в «раздаче» «миллиардов евро» своим сторонникам. Что же так раздражает руководство ЕС?
Венгрия исторически является одним из наиболее самостоятельных участников Евросоюза среди стран Центральной и Восточной Европы. Разногласия между Будапештом и Брюсселем копятся давно. Еврочиновники ставят в вину властям Венгрии «отступление от принципов демократии». С приходом к власти Виктора Орбана и его партии «Фидес» (Fidesz), напряжение в отношениях с ЕС только усиливается. Претензий у европейских чиновников накопилось много: за годы правления Орбана страна якобы «резко упала в Индексе восприятия коррупции Transparency International». Другие претензии касаются обвинений в «подрыве независимых СМИ, судебной системы и политической оппозиции».
Виктор Орбан, в свою очередь, утверждает, что выполняет волю избирателей, большинство которых поддерживает его политическую программу. Прежде Орбан делал основной упор на те административные и политические риски, перед которыми окажется Венгрия, если будет слепо поддерживать все инициативы евробюрократии. Он также много говорил об опасности для суверенных прав и национальных интересов. В последнее время лидер «Фидес» всё чаще выступает в защиту традиционных представлений о морали и нравственных ценностях. В частности, Орбан резко критикует идеологию ЛГБТ, чем, по-видимому, приводит евро-атлантистский истеблишмент в ещё большее негодование.
В нынешнем году безоговорочная победа Орбана на парламентских выборах стала особенно неприятным сюрпризом для Брюсселя и критически настроенных к нему европейских наблюдателей. В апреле «Фидес» получила 53 процента голосов, в то время как объединенная оппозиция довольствовалась лишь 35 процентами. Партия Орбана увеличила представительство в парламенте на два места, тем самым еще больше укрепив свое конституционное большинство, что позволяет вносить изменения в венгерскую конституцию. Таким образом, Орбан стал старейшим по длительности пребывания во главе страны лидером в ЕС. Он возглавил венгерское правительство четвертый срок подряд.
Виктор Орбан и его сторонники заявляют, что в основе их успеха прагматизм в деле защиты венгерских национальных интересов, который привлекает большинство избирателей. И называет свою идеологию нелиберальным национализмом. «Лучшее», что премьер-министр Венгрии может услышать в свой адрес в европейских СМИ, что «он циник, но не глупец». Дескать, Орбану нравится «высмеивать Брюссель и ругать либерализм». Однако он с удовольствием пользуется возможностью получать «значительные средства из бюджета ЕС и огромные преимущества от участия в общем рынке».
При всем том, обвинения в «усилении коррупции» выглядят лишь предлогом, если вспомнить, каким яростным идеологическим атакам западных левых и либералов Орбан подвергается все последние годы. The Wall Street Journal называет Будапешт «новым Римом» для многих консерваторов и «популистов-националистов». В августе венгерский премьер посетил Даллас, где обратился к делегатам Конференции консервативного политического действия (CPAC). По пути он сделал остановку в Нью-Джерси, чтобы переговорить с Дональдом Трампом, в бытность которого президентом США Будапешт стал одним из главных союзников Белого дома в Европе, на фоне демонстративной обструкции со стороны большинства остальных лидеров ЕС.
За две недели до этого, Виктор Орбан выступил в городе Бэиле-Тушнад на мероприятии сообщества венгров Румынии. Там он предостерег Запад от опасности превращения в «мир смешанной расы», отметив также, что страны с большой долей иммигрантов и межнациональных браков «больше не представляют из себя нации». The Washington Post в редакционной статье назвала Орбана «ролевой моделью для крайне-правых популистов Америки».И это понятно, так участники конференции CPAC овацией приветствовали критические заявления венгерского премьера относительно гендерной идеологии и его решимость защитить традиционную семью. Консервативные политические силы во многих странах мира видят в политических успехах Орбана в Венгрии пример для подражания.
Конструктивные и плодотворные связи, которые Виктор Орбан поддерживает с Президентом России Владимиром Путиным, также являются объектом острой критики со стороны многих официальных лиц Евросоюза. В ходе выступления в Румынии, Орбан также напомнил, что «санкции не пошатнули Москву» и «если бы в решающий момент президентом США был Дональд Трамп, а канцлером Германии — Ангела Меркель», то конфликт с Украиной бы никогда не начался. Венгерский лидер добавил, что «вполне может быть, что эта война демонстративно положит конец западному господству, которое было способно разными способами в некоторых случаях создавать, объединять весь мир против кого-то, <...> и в дверь постучится многополярный миропорядок».[i]
Вероятно, поэтому 10 сентября чешский министр по европейским вопросам Микулаш Бек заявил в интервью радиостанции Český rozhlas Plus, что «позиция Венгрии по отношениям с Россией может привести к выходу Будапешта из Евросоюза». Бек напомнил, что Будапешт занимает отличную от других стран ЕС позицию по вопросу санкций против России. По его мнению Венгрия «…прошла долгий путь к краю своеобразной пропасти и теперь она должна решить: отойти от этого края или рискнуть и прыгнуть, о последствиях чего я спекулировать не хочу». В настоящий момент Чехия председательствует в ЕС, и Бек заявил о намерении «…много работать в ближайшие месяцы, чтобы удержать Будапешт в фарватере общеевропейской политики».[ii]
Но критикам Орбана трудно отрицать, что его прагматизм приносит плоды. По данным Eurostat, на конец апреля нынешнего года уровень инфляции в Венгрии был минимальным среди всех членов ЕС из Центральной и Восточной Европы. И лишь на 1 процент превышал средний уровень роста цен в еврозоне. В то время, как практически во всех странах Евросоюза, цены на газ для потребителей в период с начала прошлого года и до конца мая нынешнего выросли в разы, цены для венгерских потребителей газа снизились. По расчетам экспертов МВФ, средний рост общих затрат потребителей на энергию в странах ЕС в 2022 году составит порядка 67 процентов, в то время как в Венгрии – лишь 17 процентов.
В конце мая, в ходе обсуждения в ЕС 6-го пакета санкций против России, который включал «поэтапный отказ от поставок российской нефти» с 5 декабря нынешнего года, Венгрия добилась для себя отсрочки на несколько лет. Будапешт продолжит получать нефть через нефтепровод «Дружба». А в случае перебоев с поставками по этому маршруту, сможет транспортировать купленную у России нефть через территорию других государств Евросоюза. Причем в этом случае позицию Виктора Орбана поддержали Болгария, Хорватия и Чехия.
Едва ли случайно, в этой связи, что, несмотря на произошедшее весной размежевание по вопросу о поддержке Украины, польский премьер Матеуш Моравецкий заявил на днях, что Варшава не станет поддерживать решение об остановке финансирования кого-либо из государств-членов из бюджета ЕС, «в том числе Венгрии». По словам Моравецкого, его страна выступит решительно против «любых действий европейских институтов, которые намерены незаконно лишить средств какие-либо» страны Сообщества. В Варшаве, которая издавна является другим своеобразным enfant terrible Евросоюза, прекрасно понимают, что противостоять Брюсселю в одиночку было бы крайне проблематично. И оставляют открытой дверь в отношениях с давним партнером по неформальному альянсу прагматиков.
Виктор Орбан издавна определен в Брюсселе в качестве главного «идеолога национализма и популизма в ЕС». Притом, что Венгрия – не самая большая страна ЕС, она всё чаще воспринимается как «слишком самостоятельная» и даже «назойливая». Вот и сегодня, Евросоюз пытается выставить нынешнего премьер-министра Венгрии «парией». Наибольшая угроза для Брюсселя в том, что разногласия между Восточной и Западной Европой угрожают планам дальнейшей централизации ЕС, тем более, идеям обретения самостоятельной геополитической значимости. Они также ставят вопрос об истинных, фундаментальных основаниях, на которых строится процесс «европейской интеграции», о соотношении интересов и ценностей.
При этом в Будапеште справедливо опасаются, что все проекты централизации Евросоюза, за которую выступают ведущие страны Западной Европы, призваны, в первую очередь, минимизировать влияние членов на принятие ключевых политических решений и поэтому не готовы поступиться национальными интересами «во имя» неясных целей и туманных перспектив «лучшего завтра».
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs