ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Бенефис геополитического абсурда: к санкционной «отмене» русской культуры

14:21 22.08.2022 • Марк Неймарк, д.и.н., профессор Дипломатической академии МИД России

В условиях нарастания конфликтогенного противоборства в современном мире роль культурообразующей среды в глобальной политике постоянно возрастает. Размышляя о ее сути и тенденциях развития, А. Зиновьев акцентировал внимание на том, что «мировое господство, прежде всего, проявляется как интеллектуальный или, если хотите, культурный диктат»[1]. Кризисное развитие событий на Украине со всей очевидностью выявило резко возросшую политическую значимость проблемного блока «национализм и культура», который нельзя рассматривать в отрыве от новых геостратегических рисков и угроз. Многое объясняет ответ на вопрос: «Политика – вызов культуре?», который дал специальный представитель Президента Российской Федерации по международному культурному сотрудничеству М.Е. Швыдкой: «Люди, которые говорят о том, что культура существует вне политики, с одной стороны, говорят правду, а, с другой стороны, в известном смысле лукавят. Культура зависит от политики, испытывает давление с ее стороны, но это не значит, что ее корневая система изменяется – она прорастает тысячелетиями, и в этом наше спасение»[2].

Интернационализация украинского кризиса с многозначительной наглядностью выявила максимальную сопряженность культуры с проблемами внутренней и внешней политики. По мере обострения ситуации в стране социокультурное воздействие на общественное сознание, причем, как на макро-, так и на микроуровнях заметно усиливалось. Метастазное набухание радикального национализма на Украине привело ее руководство к позиционированию Украины как «анти-России», активно используемому Западом в своих геополитических целях. Сугубо обвинительный уклон в адрес русской культуры, ее «отмена» есть ничто иное как вульгарный знак ее откровенной политизации, громкая попытка ее «рентабилизировать» как внутри страны, так и на внешнем – международном – контуре. «Отмена» русской культуры на Западе – это по сути, объективно, осовремененная санкционная форма геополитического остракизма, бойкотирования и замалчивания. Дело дошло до того, что под запретом (!) оказались такие гиганты мировой культуры, как Достоевский, Чайковский, Рахманинов, Шостакович. В Италии отменены балет «Лебединое озеро», цикл лекций, посвященных творчеству Достоевского, Анну Нетребко исключили из репертуара миланского театра «La Scala». Под отмену попали гастроли в Карнеги-холле в Нью-Йорке Валерия Гергиева и Дениса Мацуева. Об отказе принимать российские делегации заявили организаторы Каннского, Венецианского и Берлинского кинофестивалей. Амстердамский музей русского искусства прервал многолетнее плодотворное сотрудничество с Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге. И множество других аналогичных санкций и запретов.

Критического апогея достигла политика «отмены» русской культуры на Украине. С требованием «закрыть» российскую культуру выступили более трех с половиной тысяч украинских деятелей культуры, которые призвали международное культурное сообщество:

- приостановить деятельность всех российских культурных центров в странах-партнерах Украины;

- вывести граждан России из наблюдательных советов и культурных товариществ, отменить спонсорство, прекратить организационную поддержку;

- запретить россиянам участвовать в международных конкурсах, и выставках, форумах и других культурных мероприятиях;

- выйти из партнерских отношений со всеми артистами, которые поддерживают президента России В.В. Путина и его действия.

И, как принципиальный вывод: «Русская культура, используемая в качестве пропаганды, токсична. Не будь сообщником!»

Публично объявить «токсичной» всю русскую культуру и ее мировую классику – до этого додуматься, уверен, никак не могли деятели украинской культуры: претит сама мысль, само допущение о их невежестве и бескультурье. Организовать столь масштабированную акцию без координирующих усилий центральных властей и структур государственной пропаганды вряд ли возможно. Подписанты этого антироссийского манифеста не могут не понимать, что отдаление от близости к вершинам русской и мировой культуры чрезвычайно опасно и чревато цивилизационными последствиями прежде всего для самой Украины. Россия всегда была и остается культуроцентричной страной. Считать ее духовное наследие и современную культуру «токсичной» – никак не благодарный ответ на очевидный запрос и конъюнктурные потребности нынешней центральной власти Украины.

То, что организующая и направляющая сила центральных властных структур Украины незримо присутствует здесь, подтверждается весьма зримо и убедительно в большом интервью министра культуры и информационной политики Украины А. Ткаченко, которое он дал BBC 15 июня 2022 г. Исходный посыл интервью: «У нас есть как культурный фронт, так и медийный», что и определяет в полной мере официальную оценочную позицию украинского руководства в отношении русской культуры, точнее ее «отмены». Министр утверждает, будто «переосмысление восприятия русской культуры и того, какие опасности она несет в себе, в Европе, в цивилизованном мире уже произошло и происходит сейчас». И тут же следует красноречивая разъясняющая конкретизация о замещении российских культурных деятелей «украинской культурой, украинскими композиторами, украинскими артистами, украинскими выставками». То, что из репертуара украинских театров исчез Чайковский, оценивается как «большой прогресс».

Единый, никем не срежиссированный порыв нескольких тысяч украинских представителей творческих профессий к «отмене» русской культуры, вызывает сомнение в свете откровенного заявления командующего культурным и одновременно – медийным фронтами А. Ткаченко: «Мы не можем сказать коллегам в Европе: давайте все запретим. Мы можем только призвать их к этому». Но призывом, дело, конечно же, не ограничивается. Достаточно напомнить, что именно в этом министерства создан Совет по декоммунизации и дерусификации…

Все точки над ї расставляет известная писательница и правозащитница Алина Витухновская, которая оценила обращение-призыв украинских деятелей культуры к международному сообществу со всей прямотой и принципиальностью: «Идея общей ответственности, причем, в такой радикальной форме – необольшевизм в глобальном масштабе… Вообще это выглядит как конъюнктурщина на грани фола под видом “гражданской позиции”»[3].

Вряд ли есть смысл что-либо добавить к этой емкой оценке.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[1] Цит. по: Лупан В. Запад против России. Взгляд философа. Берлинское интервью Александра Зиновьева // Независимая газета. 2014, 14 авг.

[2] Швыдкой М.Е. Наследники «Толстоевского» в коридоре невозможного // РСМД. 28.03.2016. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/mikhail-shvydkoy-nasledniki-tolstoevskogo-v-koridore-nevozmo/

[3] Новые известия, 14.03.2022.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати