ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Саммит в Сочи: сопряжение противоположностей

11:05 09.08.2022 • Андрей Исаев, журналист-международник

По мнению турецкого правительственного Анатолийского агентства, второй за месяц встрече президентов России и Турции Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана предстояло стать «критически важной».

После недавнего саммита в Тегеране обострилась ситуация в Сирии, Нагорном Карабахе и на Балканах– в регионах, представляющих интерес и для Москвы, и для Анкары, есть определенные сложности вокруг строительства АЭС в Аккую. В то же время прогресс достигнут в организации вывоза зерна из украинских портов. Так что не стоит удивляться тому, что лидеры двух стран встретились вновь после такого короткого перерыва.

Настрой сторон накануне переговоров был вполне позитивным: российский президент высоко оценил участие Турции в разрешении зернового кризиса и посоветовал ЕС поблагодарить Анкару за «Турецкий поток», а его визави сообщил о намерении «поставить точку» (надо понимать – «подвести черту» под предыдущим этапом отношений) и «открыть новую страницу» в истории турецко-российских связей[i].

По итогам переговоров было обнародовано совместное заявление лидеров – по сути, «протокол о намерениях» на ближайшую перспективу. Главным в этом в целом стандартном по форме и содержанию документе, на наш взгляд, стал акцент на важности «искренних, откровенных и доверительных отношений между Россией и Турцией для достижения региональной и международной стабильности».[ii] Это редкое заявление в нашу эпоху тотального недоверия!

Несомненно, большое внимание переговорщики уделили сирийскому досье. Все последние месяцы Турция усиливала свою группировку в Сирии, участились обстрелы турецкими военными позиций преимущественно т.н. курдских сирийских демократических сил. Турецкое руководство еще в мае анонсировало желание соединить две буферные приграничные зоны на севере САР. Но дело в том, что это можно сделать только, если сирийская армия, проиранские формирования и российские военные уйдут из городов Манбидж и Телль-Рифаат в провинции Алеппо. Однако ни те, ни другие, ни третьи делать это не спешат: Дамаск не собирается отдавать под турецкий контроль очередные территории, а Москва и Тегеран, похоже, его в этом поддерживают. 

Очевидно, об операции говорили и в Тегеране, но достичь консенсуса тогда не удалось, о чем свидетельствует сделанное сразу после трехстороннего саммита заявление пресс-секретаря турецкого президента. Ибрагим Калын в довольно резкой форме сообщил, что Турция не обязана спрашивать чье-либо разрешение для проведения операций в Сирии и оповещать кого бы то ни было о сроках их проведения.

Ничего не сообщалось о каких-либо договоренностях и на этот раз. Разве что стороны традиционно выразили решимость действовать солидарно и согласованно в борьбе со всеми террористическими организациями в стране. Впрочем, полного согласия между Москвой и Анкарой в том, кого считать террористами по-прежнему нет.

И все же раз «гора» в виде сирийско-российско-иранского военного альянса не пришла к турецкому «Магомеду», последний сделал шаг навстречу «горе». Накануне сочинского саммита министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу в одном из интервью допустил возможность поддержки «режима Асада» в борьбе с «террористическими группировками на северо-востоке Сирии» - то есть, с курдскими сепаратистами. Что говорит о продолжении поисков компромисса по Сирии в непубличном формате.

Теперь об экономике. В совместном заявлении президенты констатировали обоюдное решение «развивать долгосрочное сотрудничество в таких секторах, как транспорт, торговля, сельское хозяйство, промышленность, финансы, туризм и строительство». И, конечно, в энергетике.

Турецкое руководство с переменным успехом борется с экономическими трудностями, и в этих условиях Россия становится для Турции, прямо-таки экономическим убежищем. Важным моментом здесь может стать уже давно предложенный Россией переход на взаиморасчеты в национальных валютах, что теоретически ослабит давление на турецкую лиру и снизит истощение валютных резервов страны. Пока результаты на этом направлении скромные, но вот теперь в Сочи договорились о частичной оплате российского газа в рублях.

Со своей стороны, и Россия в условиях агрессивных западных санкций нуждается в расширении и диверсификации экономических связей с Турцией.

Впрочем, в торгово-экономической сфере не все гладко – иначе и не бывает. Дают о себе знать и объективные (угроза вторичных санкций против Турции), и субъективные (не всегда совпадающие интересы Москвы и Анкары) сложности. Вот и на этот раз не было объявлено о подписании меморандума о торгово-экономических связях, о котором говорил российский президент накануне переговоров.

По данным The Washington Post, в Сочи Владимир Путин предложил своему турецкому визави наладить негласное взаимодействие для обхода западных санкций в банковском, энергетическом и промышленном секторах. Эту информацию, пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков прокомментировал следующим образом: «Речь шла о перспективах развития всего комплекса двусторонних торгово-экономических отношений»[iii]. То есть, по сути, не стал ее отрицать. Так что не исключено, что меморандум перешел из публичной в непубличную повестку.

«Искренние, откровенные и доверительные отношения» еще не делают наши страны союзниками, и перечислять разногласия и конфликтные зоны не нужно – они хорошо известны. Но формат партнерского взаимодействия России и Турции на основе учета национальных интересов и поиска компромиссов приносит свои плоды, что не может не беспокоить западных союзников Анкары. По признанию бывшего посла США в Сирии Джеймса Джеффри, «мы действительно не сможем закрепить свои позиции на Ближнем Востоке, на Кавказе и в Черном море без Турции»[iv]. 

Пока сближение Турции с Россией еще не означает ее отдаления, например, от НАТО – в отношениях с партнерами по Альянсу прагматичная Анкара вновь и вновь разыгрывает «российскую карту», извлекая все новые дивиденды. А вот о Европейском Союзе туркам надо забыть. Но на вхождение в единую Европу они уже давно не рассчитывают, их все больше интересует Евразия и Россия, как ее «становой хребет» будущего мироустройства.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати