ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

«Сирийский вопрос» в повестке Тегерана-22

10:07 22.07.2022 • Андрей Исаев, журналист-международник

Как бывает всегда на переговорах такого уровня саммит лидеров стран-участниц Астанинской платформы стал площадкой для обсуждения целого ряда вопросов. Российский президент, например, на встрече с турецким визави признал, что в двусторонних отношениях накопилось «немало вопросов». Здесь и торгово-экономические связи, и ситуация вокруг Нагорного Карабаха, и вывоз зерна из украинских портов. И наверняка это не полный список.

Но главной стала, безусловно, сирийская тематика, и в частности взаимоотношения участников встречи по сирийскому досье. Можно предположить, что не последнее место на этом направлении занимает анонсированная Анкарой очередная военная операция на севере Сирийской Арабской Республики. Позиция России известна – она не приемлет любое несанкционированное Дамаском силовое вмешательство во внутрисирийские дела. Как и Иран, чей верховный руководитель аятолла Али Хаменеи на переговорах с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом откровенно предупредил: «Сохранение территориальной целостности Сирии очень важно. Любые военные действия на севере Сирии однозначно нанесут урон Турции, Сирии и всему региону, а также пойдут на пользу террористам». Что неудивительно: Тегеран считает САР главным звеном «шиитской оси», которая должна обеспечить ему выход к Средиземному морю, а также плацдармом для давления на Израиль.

Удалось ли Тегерану и Москве убедить Анкару отказаться от наступления на позиции сирийских курдов покажет время, но по итогам переговоров Турция наряду с Ираном и Россией высказалась в поддержку территориальной целостности САР. Впрочем, подобные заявления Анкара делает регулярно, что не мешает ей обустраивать «под себя» оккупированные сирийские территории. Примечательно и то, что министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, комментируя вероятность нового вторжения, заявил, что Анкара ни у кого никогда не спрашивала разрешения на проведение таких операций, и не станет делать этого впредь.[i]

Что же, у всех участников встречи свои интересы, о которых они и говорили в иранской столице.

Анкару беспокоит прежде всего курдская квазигосударственность в соседней стране, угрожающая внутриполитической стабильности самой Турции. А Тегеран - активность Израиля: «Обстрелы (сирийской территории – А.И.) должны прекратиться!» - потребовал иранский президент и пообещал установить справедливость в Сирии «в рамках Астанинского процесса».

Российский президент, со своей стороны, подчеркнув, что росту террористической опасности способствует деструктивная политика западных столиц во главе с Вашингтоном, поощряющих сепаратистские настроения в САР, констатировал: «Государства «тройки» разделяют мнение, что полностью разрешить сирийский кризис можно только политико-дипломатическими средствами с опорой на межсирийский диалог, как это предусмотрено Резолюцией 2254 Совета Безопасности Организации Объединенных Наций…».[ii]

Но что еще более важно, «сирийский вопрос» в Тегеране стал отправным пунктом для процесса, способного оказать влияние на весь ближневосточный регион: участники саммита договорились расширить трехсторонний формат «за пределы сирийской тематики» на фоне того, что авторитетный турецкий аналитик Мехмет Али Гюллер назвал «распадом «американского Ближнего Востока»». И это почувствовали на Западе: сразу после саммита Госдепартамент США призвал иранские власти определиться с тем, что для них важнее – снятие западных санкций или «зависимость от России». Теперь ждем аналогичного демарша в адрес Анкары?

Ослабление влияния США в регионе – ни для кого не секрет, и недавняя поездка Джо Байдена в Израиль и Саудовскую Аравию была попыткой, если не переломить, то замедлить этот тренд. В Джидде американский президент пообещал не допустить на Ближнем Востоке «вакуума», который заполнят Китай, Россия и Иран. Ему заочно ответил тогда официальный представитель МИД Китая Ван Вэньбинь, заявивший, что никакого вакуума нет, так как у региона есть хозяева - народы, проживающие на его территории[iii].

Очевидно, что на учете национальных интересов ближневосточных стран участники Астанинской платформы и собираются строить новый региональный механизм международного взаимодействия – все другие подходы сегодня ведут в никуда. 

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати