Чехия - первая страна НАТО, начавшая поставки тяжёлого вооружения режиму Зеленского. Оружием дело не ограничивается, Прага переходит в информационное наступление на Россию.
Освещение спецоперации ВС РФ на Украине с русофобских позиций - обыденность для чешских СМИ. Они попросту перепечатывают страшилки украинских пропагандистов, не удосуживаясь приведением доказательств и старательно замалчивая доказательства российской стороны о неонацистской сути киевского режима.
Чешская пропаганда взялась даже за детей. В пражской школе SCIO ученики обсуждали возможность прекращения войны на Украине, распределив роли президентов Зеленского, генсека ООН Гуттериша и Путина. В этой «игре» на требование предоставить доказательства присутствия неонацистов на Украине "российский" представитель отвечает: "Мы не будем реагировать на такой вопрос" (1). Цель подобных мероприятий - создать у подростков убеждение отсутствия у Москвы улик против украинских неонацистов и убедить чешскую молодёжь, что Чехия на Украине поддерживает не неонацистов, а некую демократию. Всё - в рамках школьного проекта по оболваниванию подрастающего поколения русофобскими стереотипами (2).
На этом фоне участившиеся в последнее время восхваления президента Чехословакии Томаша Масарика (1850-1937) - это попытка представить антирусскую политику Праги в годы его президентства как синоним гуманности и демократии, чтобы затем провести оправдательные параллели с сегодняшней чешской русофобией.
Русскоязычная секция радио "Прага" при содействии Института Масарика посвятила отдельный проект т.н. Русской акции помощи Масарика (3). Официально эта акция была направлена на поддержку русской и украинской интеллигенции, эмигрировавшей в Чехословакию во время Гражданской войны из бывшей Российской империи. Тогда работу с российской эмиграцией Масарик называл вкладом в будущее.
Но это была не бескорыстная помощь, а хитроумный план превращения русских и украинских эмигрантов в "пятую колонну", которая будет ослаблять будущую Россию снаружи и изнутри. Масарик следил, чтобы русская и украинская интеллигенция существовала порознь, чтобы между ними не было единомыслия. Для этого Прага поддерживала украинский национализм и старалась задавить общерусское самосознание в эмигрантской среде.
Красноречивую характеристику правлению Масарика дал уроженец Львова, карпаторусский писатель Алексей Геровский (1883-1972). Процитируем: "Он презирал Россию, не только официальную Россию, но и русский народ. В своем органе он постоянно нападал на Россию и поддерживал украинский сепаратизм. Накануне первой мировой войны, в марте месяце 1914 года, он опубликовал в Лейпциге на немецком языке книгу под названием "Russland und Europa", направленную против России...Многие чешские студенты его ненавидели и даже доходило до того, что они оплевывали его, когда он появлялся в университете. Было время, когда Масарик приходил в университет только под руку со своей женой, чтобы спастись от презрительных плевков чешских студентов" ("Мы и чехи") (4).
"Невольно нам вспоминалось то, что написал чешский публицист, Ярослав Гилберт, еще в 1920 году в правительственной газете: "Русский народ - это низшая, полутатарская раса, неспособная к высшей культуре". Гилберт был учеником Масарика и близким ему человеком. В таком же роде высказался о нашем народе и Ян Шеба...Он сказал, что русскому народу в Карпатах нельзя дать автономию, ибо это не народ, а скот...Презрение к русскому народу, его языку, культуре и вере можно было заметить всюду. Больше всего наши люди жаловались на то, что чехи обращаются с ними не по-человечески" ("Карпатская Русь в чешском ярме") (5).
О том, как в Масарика плевали и презирали чешские студенты, в сегодняшней Чехии не пишут. Как и о преследованиях карпаторусской интеллигенции. Геровскому, например, пришлось просто бежать из Чехословакии, его лишили чехословацкого гражданства и преследовали.
Уже тогда Масарик убеждал американцев и европейских союзников, что большевистскую Россию надо ломать не военными методами, а экономическими. Чехословакии он отводил функцию посредника между Европой и Россией, надеясь таким образом повысить её значимость для мировой политики. И это во многом напоминает современные реалии.
Масарик сначала был проавстрийским политиком и оппонировал чехословацким русофилам. Но с уходом Вены из мировой политики в связи поражением в Первой мировой войне Масарик превратился в проамериканского политика, утверждая, что чехам и словакам надо опираться не на Австрию (австрославизм) и Россию (панславизм), а на США.
Внешняя политика нынешней Чехии в ее современном изводе - типичная «масариковщина», приспособленная к текущей ситуации в мировой политике. Культ Масарика понадобился Праге как историко-идеологический фундамент для разворота в сторону англосаксов. Сегодня Чехия, как и при Масарике, продаёт свои геополитические услуги Вашингтону и Лондону, добровольно участвуя в сооружении "санитарного кордона" между Россией и Европой по заветам все того же Масарика.
Для повышения эффективности такой внешней политики Прага поддерживает проект Варшавы по реанимации "унии" с Украиной для создания некоего подобия бывшей Речи Посполитой, которая "от моря до моря". За всю свою историю Речь Посполитая никогда не граничила с Чёрным морем, но это может измениться в ХХІ в., если у киевского режима останется выход к морю. Польша тогда получит, как минимум, опосредованный контроль над черноморским побережьем.
Польский проект Междуморья (создание антироссийского "забора" от Таллина до Одессы) открыто обсуждается в специализированных чешских изданиях, Прага явно ему благоволит. Сейчас уже можно говорить о польско-чешском союзе, направленном против Москвы. Учитывая, что между Польшей и Румынией подписано соглашение о стратегическом сотрудничестве, в том числе в военной сфере, Чехия берёт на себя роль центрального звена троичной геополитической цепи Варшава - Прага - Румыния.
Если Прага выпадет из этого ансамбля, цепь "просядет" в самом уязвимом, центральном месте и это снизит её геополитическую эффективность. Через Чехию пролегает для американских и натовских ВС из Германии короткий путь в Словакию и, далее, через Украину к западным рубежам России.
Радио "Прага" пишет о Масарике, что его "духовные заветы по сей день служат мерилом этики, демократии и гуманизма чешского общества". Если чешские власти всерьёз намерены жить «масариковщиной», они несут ответственность за обострение геополитической ситуации в Восточной Европе и всеми с этим связанными последствиями.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
1) https://ruski.radio.cz/obrazovatelnyy-proekt-pomozhet-detyam-ponyat-voynu-v-ukraine-8751214
2) https://www.ucitelnazivo.cz/ukrajina#rozcestniky-k-tematu
3) https://ruski.radio.cz/100-let-chehoslovackoy-russkoy-akcii-pomoshchi-8720092
4) https://malorus.ru/ukrstor/gerovskij_cehi.htm
5) https://malorus.ru/ukrstor/gerovskij_jarmo.htm
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs