ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Польша полюбила Бандеру

10:51 27.06.2022 • Владислав Гулевич, журналист-международник

В преддверии 79-й годовщины Волынской резни (11 июля) польские власти подкорректировали идеологическую составляющую в отношениях с киевским режимом. Варшава не будет больше критиковать культ Бандеры и требовать от Киева отказа от идеологии бандеризма. Вместо этого предлагается заменить критику Бандеры критикой другого душегуба - главаря УПА (запрещена в России) Романа Шухевича (1).

Для столь неожиданного смещения акцентов найден нелепый предлог: во время Волынской резни Бандера сидел в немецкой тюрьме, действиями украинских националистов по уничтожению польского населения руководил Шухевич. Следовательно, Бандера за Волынскую резню ответственности не несёт.

Сравнительно недавно Варшава демонстрировала на публике противоположную позицию. Внутри страны господствовал полный консенсус между властью и гражданами: Бандера - палач польского народа, его культ преступен, ибо на его совести - Волынская резня.

Замена Бандеры Шухевичем обусловлена текущими событиями на Украине. Польша находится в авангарде русофобских сил и использует любой повод для нападок на Россию. В Варшаве явно опасаются, что критика бандеризма будет совпадать с российским курсом на денацифицикацию Украины как неонацистского государства. Перейдя с более популярного Бандеры на менее известного Шухевича, Польша надеется «спрятать» современную украинскую реальность и сберечь бандеровскую идеологию от репутационных потерь. 

Бандера как идеолог полонофобии не может не быть ответственным за массовые убийства поляков, даже если во время их совершения он сидел за решёткой. Он способствовал закреплению и распространению того пропагандистского курса, который привёл в конечном итоге к гибели около 100 тыс. этнических поляков на Волыни, в Галичине и Малопольше. Волынская резня - дело рук военного крыла организации, основанной Бандерой. Он никогда не осуждал действия Шухевича потому, что полностью их поддерживал. 

Бандера не участвовал в Волынской резне 1943 г., но до 1943 г. участвовал в других актах истребления поляков и польских евреев. Как можно утверждать, будто Бандера немножко меньше фашист, чем Шухевич? 

В свое время правящая партия "Право и справедливость" (ПиС) пришла к власти на волне консервативно-патриотической риторики, много места уделяя разгромной критике культа Бандеры. В 2017 г. председатель партии Ярослав Качиньскй заявил, что с Бандерой Украина в Европу не войдёт, а польский МИД пригрозил заблокировать сближение Украины с Брюсселем, если та не откажется от его культа.

Теперь ПиС действует иначе: сужает осуждение идеологии украинского национализма сугубо до критики непосредственных исполнителей Волынской резни, таких как Клим Савур, оставляя в стороне даже Шухевича. Таким образом, ПиС старается обойти острые углы в отношениях с Киевом, дабы не мешать польско-украинскому военно-политическому сотрудничеству.

Польские власти, по сути, вводят градацию вины военных преступников, и степень их вины прямо пропорциональна заинтересованности Варшавы в культе таких преступников. 

Выведение Варшавой Бандеры из-под идеологического удара - не разовая акция, а одно из проявлений сегодняшней общей стратегии по укреплению отношений с исторически конфликтными соседями. В Вильнюсе, при содействии посольства Польши в Литве, фонда Pomoc Polakom na Wschodzie ("Помощь полякам на Востоке) и Polskie Radio dla Zagranicy (Польское радио для заграницы), провели вернисаж Podziemie łączy ("Подполье объединяет") о польском и литовском антикоммунистическом бандпопдполье под лозунгом "Давние противники стали союзниками" (2). Мероприятие поддержали министерство обороны Литвы и литовские историки. Вполне понятно – почему и зачем.

В 1940-х польские и литовские "лесные братья" безжалостно истребляли друг друга. Первые считали Литву польской землёй, вторые - независимым государством. Обе стороны сотрудничали с гитлеровским режимом (поляки - ситуативно, литовцы - принципиально). Они причастны к уничтожению еврейского населения, нападениям на тылы Красной армии, убийствам и грабежам мирного населения Польши и Литвы. 

Но нынешние организаторы вернисажа призывают забыть прежние «раздраи» и объединиться вокруг общей памяти о борьбе против Красной армии. Тональность подобных призывов такая же, как и в случае с Бандерой. Она проецируется на сегодняшний день и подразумевает совместные действия против интересов России под прикрытием псевдоисторических инсинуаций. Для этого и проводится вильнюсская выставка о польско-литовском братстве по оружию, которого не было, а из Бандеры старательно пытаются сделать "рукопожатную" персону, которой он не был.

Не секрет, что текущая польская восточная политика ориентирована на Вашингтон и Лондон и не предусматривает ее согласования с державами Старой Европы - Германией, Францией, Италией. Немецкая секция Польского радио открыто указывает на различия в интересах между политикой Варшавы и Берлина на этом направлении, в том числе по украинскому вопросу (3). Польша провоцирует раскол Европы вдоль культурно-политических и экономических рубежей между Западной и Восточной Европой. Добиваясь лидерства в Восточной Европе, Варшава хочет превратить Восточную Европу в, своего рода, политический "остров", ориентированный на англосаксов. 

Сейм принял решение о переименовании Польско-российского центра диалога и согласия в Центр диалога им. Юлия Мерошевского (4). Отныне центр прекращает официальные контакты с российской стороной и сосредоточится на взаимодействии со странами Восточной Европы и экспертно-аналитическими центрами в Западной Европе.

Депутат от Гражданской коалиции (Koalicja Obywatelska) Пётр Адамович (Piotr Adamowicz) уточнил, что в рамках работы Центра диалога им. Мерошевского Варшава может иначе трактовать Калининградскую область РФ. Что стоит за этой формулировкой – догадаться нетрудно. Среди народов, обозначенных как целевая аудитория этого Центра - русские, украинцы, белорусы, грузины, армяне, молдаване, татары. 

Юлиуш Мерошевский - соавтор геополитической доктрины ULB (Украина - Литва - Белоруссия), названной доктриной Гедройца - Мерошевского. Смысл её в том, что Варшава отказывается от претензий на эти земли и требует того же от Москвы. На официальном языке это называлось "взаимным отказом поляков и русских от имперских амбиций". На деле означало замаскированную зависимость этих республик от Польши и поддержку в них русофобских националистических режимов.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 

1) https://wiadomosci.onet.pl/swiat/polska-zamierza-zaakceptowac-kult-bandery-wczesniej-byl-gwaltowny-opor/qvtmc8k

2) https://www.polskieradio.pl/399/7979/Artykul/2981989,Wilno-wernisaz-wystawy-o-polskim-i-litewskim-podziemiu-antykomunistycznym

3) https://www.polskieradio.pl/400/7986/Artykul/2981246,Prof-Musial-Deutschlands-Politik-nicht-unbedingt-im-Interesse-Polens

4) https://dzieje.pl/wiadomosci/sejm-za-przeksztalceniem-centrum-polsko-rosyjskiego-dialogu-i-porozumienia

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати