Захлестнувшая многие страны антироссийская истерия, в большой степени воплощенная в энергетических санкциях, грозит в итоге лишить Европейский союз 25% импортируемой нефти, 40-45% газа и почти половины угля. Именно такой объем энергоносителей до недавнего времени составляли поставки из России.
Такая ситуация воодушевила турецкое руководство, уже давно провозгласившее целью превратить страну в энергетический хаб для Европы. Не так давно президент страны Реджеп Тайип Эрдоган пообещал сделать Турцию, ни много ни мало, «логистической сверхдержавой в географическом пространстве от Лондона до Пекина, от Сибири до Южной Африки»[i].
В начале 2018 года Турция всерьез ввязалась в «газовую битву» в Восточном Средиземноморье, заключив с ливийским Правительством национального согласия меморандум о разграничении морских зон. В соответствие с этим документом Анкара и Триполи заявили о своей юрисдикции над значительной частью акватории Средиземного моря, вступив в конфликт с Королевством Саудовская Аравия (КСА), Египтом, Объединенными Арабскими Эмиратами, Грецией, Кипром и Израилем. Отстаивать свои экономические интересы Турция тогда пообещала «всеми средствами» и действительно не раз прибегала к демонстрации силы в кипрских прибрежных водах.
Такие действия привели к росту напряженности в отношениях с западными союзниками, но в январе нынешнего года Вашингтон отказался от поддержки международного проекта строительства морского трубопровода EastMed, повысив значимость турецкого маршрута поставок энергоносителей в Европу.
Традиционными поставщиками углеводородов на европейский рынок являются аравийские монархии и Ливия, но нарастить объем поставок они отказываются. Страны Персидского Залива во главе с КСА неоднократно отклоняли просьбы США и европейских клиентов увеличить добычу сверх квоты ОПЕК+: это может поставить под удар стратегическое партнерство аравийских поставщиков с их основным контрагентом — Китаем. Что до Ливии, то ее нефтяные скважины и нефтеперерабатывающие заводы и вовсе работают с перебоями – в стране почти не стреляют, но политическая напряженность не спадает.
Турция же претендует на то, чтобы замкнуть на себя потоки углеводородов из Азербайджана, Ирака (включая Иракский Курдистан), Ирана, Туркмении и Израиля.
Отношения между Анкарой и Иерусалимом осторожно вступают на путь нормализации, и главным катализатором этого процесса становятся общие интересы в сфере энергетики. Источники турецких и израильских СМИ утверждают, что стороны ведут переговоры о постройке трубопровода от газовых месторождений на морском шельфе Израиля до турецких терминалов для дальнейшей транспортировки газа в Европу.
Но здесь все не просто. Реализация такого проекта без сомнения осложнит отношения еврейского государства с Грецией, Кипром и, возможно, с КСА – неформальным лидером арабского мира, с которым Израиль так старается замириться. Да и сами турецко-израильские связи остаются весьма хрупкими – из-за палестинской проблемы. Дело в том, что в основе многолетней конфронтации Израиля и Турции лежит не конфликт интересов, который можно уладить путем переговоров, а очень трудно разрешимый конфликт идентификаций. В многослойной внешнеполитической парадигме Турции, пусть «умеренный», но исламизм, сегодня превалирует и над атлантизмом, и над «трансграничным тюркизмом», и над даже «неоосманизмом».
Наконец, по мнению директора по углеводородам Ассоциации энергетических компаний средиземноморских стран Сохбета Карбуза: «Даже в случае реализации проекта газопровода Турция – Израиль объем замещения газа, импортируемого ЕС из России, за счет Восточного Средиземноморья не превысит 20 процентов… Одним словом, речь не идет о том, чтобы газ из Восточного Средиземноморья стал альтернативой российскому»[ii].
Добавим: еще в меньшей степени смогут заместить российскую нефть на европейском рынке поставки из Азербайджана.
Далее. Ирак, погрузившийся в межконфессиональные и межнациональные разногласия, на сегодня не может считаться надежным поставщиком. К тому же американо-иранская, пока «холодная», схватка за эту страну далека от завершения.
Да и нынешняя военная операция Турции в Иракском Курдистане имеет целью не только борьбу с отрядами Рабочей партии Курдистана. Эксперты все больше говорят о том, что по ее окончании турецкие компании начнут строительство газо- и нефтепроводов для перекачки местных энергоносителей в Турцию. А это в значительной степени снизит поступления в федеральную казну, приведя к новому всплеску напряженности между Багдадом и Курдской Автономией. А бизнес этого не любит.
Даже гипотетическое снятие международных санкций с Ирана в обозримом будущем вряд ли позволит ему нарастить поставки в Европу – для этого понадобятся многомиллиардные инвестиции и годы работы по увеличению добычи углеводородов.
Прочно «завязан» на Китай туркменский газ. И переориентировать экспортные потоки Туркменистану будет очень непросто, принимая во внимание объем и характер экономических отношений Ашхабада с Пекином.
При этом сегодня амбиции Турции уже не ограничиваются ролью транзитера. Совсем недавно власти объявили об открытии «громадных запасов» природного газа в акватории Черного моря, которых, как отрапортовал замглавы правящей Партии справедливости и развития, экс-премьер страны Бинали Йылдырым, хватит на то, чтобы удовлетворить мировой спрос на газ в течение 45 лет. Впрочем, специалисты находят заявление ближайшего соратника турецкого президента слишком уж оптимистичным. Но положение обязывает: в следующем годы в стране должны пройти парламентские выборы, и падающий рейтинг правящей партии нужно поддерживать разными способами, в том числе и вербальными интервенциями.
В целом мечты части турецкого истеблишмента «заменить Россию» в качестве основного поставщика энергоносителей на европейский рынок далеки от воплощения. Более того, по словам серьезных турецких экспертов сама Турция в ближне- и среднесрочной перспективе без российских углеводородов не обойдется. Это мнение фактически разделяет и сам президент Эрдоган, аргументируя отказ от присоединения к антироссийским санкциям тем, что не может позволить своим гражданам «замерзнуть без русского газа». Что объяснимо: «Уровень экономического взаимодействия и экономического сотрудничества между Россией и Турцией является очень хорошей страховкой от политических потрясений», - в конце прошлого года констатировал Дмитрий Песков[iii].
Кстати, не исключено, что нарастить поставки в Европу Анкара может… с помощью Москвы. «Параллельный импорт» санкционных товаров в Россию по разным каналам уже работает, и теперь (на всякий случай) нужно заниматься организацией «параллельного экспорта», в том числе и энергоносителей. Причем, диверсификация поставок углеводородов по турецкому маршруту только облегчит задачу.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs