Фото: uv-kurier.ru
В Москве состоялся круглый стол, посвященный проблемам и перспективам топливно-энергетического комплекса России в современных условиях. Выступившие в ходе конференции российские экономисты рассказали, с какими трудностями сталкивается нефтегазовая отрасль в условиях масштабного санкционного давления на Россию, и о том, какие возможности могут быть использованы для дальнейшего развития ТЭК.
Научный руководитель департамента мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Леонид Григорьев отметил, что макроэкономические пропорции в российской экономике сильно смещены в сторону топливно-энергетического комплекса. По его словам, примерно 6,5% капиталовложений уходит на ТЭК. «Необходима кардинальная перестройка деятельности всех отраслей. В долгосрочной перспективе необходимо уходить от максимизации физического экспорта к выбору средств и инвестированию их в экономическую и технологическую независимость страны», - подчеркнул он.
Директор Центра энергетических исследований Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ, руководитель отдела исследования энергетического комплекса мира и России Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин отметил, что Россия в настоящее время поставляет газ только по контрактным обязательствам, а судьба дальнейших поставок будет зависеть от договороспособности западных стран и их готовности расплачиваться за сырье по новой, рублёвой схеме расчетов, предложенной Москвой. В случае, если большинство стран согласится с такой постановкой вопроса, экспорт газа в страны Европы составит до 140 млрд. м3 в год. Несмотря на многочисленные антироссийские заявления, которые стали с недавних пор нормой для политиков и чиновников в Евросоюзе и США, одномоментный отказ от российских поставок «голубого топлива» вряд ли возможен. Причина не только в том, из-за недостаточных объемов в Европе усилятся проблемы с теплоснабжением и выработкой электроэнергии, но и в том, что многочисленные предприятия и целые отрасли в экономике ЕС и США столкнутся с угрозой остановки. Это вызовет стремительное падение уровня жизни и рост безработицы.
В.Кулагин отметил, что в настоящее время объемы добычи нефти в России немного сократились, но заместить всю российскую нефть на европейских рынках не получится. «В настоящее время экспорт нефти и нфтепродуктов из нашей страны в совокупности составляет 7,5 млн. баррелей в сутки. Максимальный объем, который дополнительно могут дать другие страны, составляет 2 млн. баррелей. Конечно, Европе могли бы помочь страны ОПЕК, но для этого должно прекратить свое существование соглашение ОПЕК+, в которое входит Россия. По многим причинам – как экономическим, так и политическим – остальным участникам сделки это будет категорически невыгодно», - заметил экономист.
Что же касается российской политики по диверсификации поставок нефти и газа, то она даст свои плоды скорее в среднесрочной перспективе. В частности, Москва и Пекин обсуждают проекты строительства газопроводов в Китай. Некоторые из них уже начинают реализовываться, но их запуск произойдет не раньше 2030 года. «Правда, если отказ ЕС от российского газа будет быстрым, это приведет к его большей зависимости от поставок сжиженного природного газа из США, а, следовательно, к большей сговорчивости КНР в вопросе строительства новых газопроводов из России», - пояснил В.Кулагин.
Отдельно эксперт высказался по внутриэкономической ситуации в России. «Сейчас мы не ставим своей задачей пройти пик энергопотребления. Российское руководство планирует усилить газификацию и снабдить качественной и недорогой энергией страну, чтобы в дальнейшем обеспечить необходимые условия для экономического роста», - заключил В.Кулагин.
Руководитель Центра анализа стратегий и технологий развития ТЭК факультета комплексной безопасности ТЭК РГУ нефти и газа (НИУ) им. И.М. Губкина Вячеслав Мищенко, развивая мысль своего коллеги, отметил, что важным инструментом снижения санкционного давления на российскую экономику должно стать увеличение внутреннего потребления ресурсов. «По некоторым направлениям работа уже идет. Помимо собственно газификации регионов, она предполагает соединение в единую систему назопроводов Сахалина, Владивостока и «Силы Сибири», - пояснил он.
При этом В.Мищенко считает, что в ближайшее время ожидать снижения цен на нефтепродукты в России не стоит. «Нефть поставляется на российские предприятия с учетом международных котировок. Вопрос стоит о скорейшей отвязке российского внутреннего рынка от этих индикаторов», - заметил экономист.
Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности, профессор Финансового университета при Правительстве России Константин Симонов отметил, что Европа не может отказаться от российского газа немедленно, но это совершенно не означает, что она не сможет это сделать в ближайшем будущем. Конечно, ЕС не сможет полноценно развиваться без поставок топлива из России, но и Россия не сможет перенаправить весь свой экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. «В Еврокомиссии заявляют, что новая расчетная схема оплаты поставок российского газа якобы нарушает санкции, введенные против России. Но никто из критиков не может внятно объяснить, по каким пунктам они будут нарушены. Некая ясность в этом вопросе должна наступить в мае, но нельзя исключать, что процесс может затянуться», - заметил эксперт.
Немало вопросов вызывает и политика импортозамещения в России. «Мы находимся под санкциями восемь лет. Столько же времени работает и программа импортозамещения. А теперь выясняется, что с ней очевидные проблемы, потому что нет комплектующих, которые ранее мы получали из-за рубежа. Совершенно непонятно, как обстоят дела с технологиями крупнотоннажного производства сжиженного природного газа или, например, многостадийного гидроразрыва пласта, которые используются для добычи трудноизвлекаемых запасов сырья», - заметил К.Симонов.
Наконец, необходимо определиться с той ролью, которую в политике адаптации к новым экономическим условиям играет государство. Во всяком случае, пока складывается впечатление, что вся нагрузка по перенаправлению экспортных потоков и сохранению объемов добычи легла на компании. «Пересмотр демпфера, то есть механизма компенсации нефтеперерабатывающим заводам финансовых потерь при поставках топлива на внутренний рынок, также отложен. Нужно не забывать, что отрасль сейчас нуждается в дополнительных инвестициях, и относиться к ней исключительно потребительски сейчас нельзя», - заключил К.Симонов.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs