ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

«Сбитая стрелка стратегического компаса» ЕС показывает на Азию

11:07 04.04.2022 • Владимир Петровский, доктор политических наук, действительный член Академии военных наук, главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН

На недавнем саммите Евросоюза был принят доктринальный документ по политике ЕС в сфере обороны и безопасности под названием «Стратегический компас». Вопреки ожиданиям, он касается не только Европы и традиционных для Брюсселя сфер влияния, но также стран Восточной Азии и Индо-Тихоокеанского региона (ИТР).

О них говорится в разделе документа, который посвящен «общей стратегической ситуации». Особое внимание авторы документа уделили Китаю, который назван «партнером по сотрудничеству, экономическим конкурентом и системным соперником». Такая формулировка прозвучала впервые, и это точно не выбор Пекина, который традиционно рассматривает свои отношения с ЕС исключительно в сфере торгово-экономических отношений.

В самом общем виде претензии Брюсселя сводятся к тому, что Китай «стремится ограничить доступ к своему рынку и стремится продвигать свои собственные стандарты во всем мире. Он проводит свою политику, в том числе, за счет своего растущего присутствия на море и в космосе, а также за счет использования киберинструментов и демонстрация гибридной тактики. Кроме того, Китай существенно развивает свои военные средства».[1]

Как постулирует «Стратегический компас», в ИТР возник новый центр глобальной конкуренции, в котором «геополитическая напряженность ставит под угрозу порядок в регионе, основанный на правилах» (знакомые формулировки, не правда ли?). При этом подчеркивается, что ЕС имеет «решающие геополитические и экономические интересы в регионе» и будет готов их защищать. Возникает естественный вопрос - от кого? Ответ готов: «Китай является вторым по величине торговым партнером ЕС и необходим для ответа на глобальные вызовы. Но есть также растущая реакция на его все более напористое региональное поведение».[2] Странно, ну вот почему нет такой же реакции на «напористое региональное поведение» США в регионе? Вероятно, потому, что «порядок, основанный на правилах» этого не предполагает. К тому же эти правила Запад пишет для себя сам.

В документе также говорится о желании укреплять отношения с АСЕАН, особенно в рамках диалога по вопросам региональной безопасности. декларируется цель получения полноправного членства в рамках встречи министров обороны формата «АСЕАН плюс», чтобы участвовать в создании региональных механизмов безопасности. Работая в Региональном форуме АСЕАН, ЕС намерен усиливать свое присутствие в ИТР.

В рамках своей Индо-Тихоокеанской стратегии (значит, будет еще и такая) ЕС будет стремиться «продвигать открытую и основанную на правилах (!) архитектуру региональной безопасности, включая безопасные морские пути сообщения, наращивание потенциала и усиление военно-морского присутствия» в регионе. В этой связи упоминается сотрудничество в области безопасности с Японией, Республикой Корея, Индией, Индонезией, Пакистаном и Вьетнамом. Предусмотрены и конкретные меры: в частности, проводится серия совместных военно-морских учений и заходов в порты этих стран, что должно отныне стать «стандартной практикой».[3] Говорится также о намерении усилить военно-морское присутствие ЕС в западной части Индийского океана.

Знакомство с документом оставляет у автора впечатление, что он это где-то уже читал. Это почти полная калька с принятой в феврале 2022 г. Стратегии США в ИТР: те же формулировки, тот же антикитайский посыл. Похоже, ЕС, как и НАТО, ищет себе новую «работу». Стоит напомнить, что в докладе «НАТО-2030: Единство в новой эре», который станет основой новой стратегии альянса, тоже говорится о том, что Китай следует воспринимать не только как чисто экономического партнера или одного из акторов в сфере азиатской безопасности, а, скорее, как полноценного стратегического соперника.

То, что военно-политический блок ищет себе новых соперников и новые сферы влияния, еще как-то можно объяснить – ему нужны «угрозы», чтобы обосновать свое существование. Но когда такие заявки делает Европейский союз, то это выглядит как минимум странно. Оказалась права официальный представитель МИД России М. Захарова, заметив, что у «Стратегического компаса» ЕС сбита стрелка.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[1] «A Strategic Compass for Security and Defence - For a European Union that protects its citizens, values and interests and contributes to international peace and security»file:///C:/Users/petro/OneDrive/Documents/2022/To%20do/2022/Strategic%20compass_en.pdf с. 8.

[2] Там же, с. 10.

[3] Там же, с. 41, 43.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати