ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Украинский конфликт и трудный путь мирового Православия (к заявленной встрече Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и папы римского Франциска)

10:24 30.03.2022 • Михаил Леонов, журналист

По сообщениям главы ОВЦС Московского Патриархата Митрополита Иллариона (Алфеева), уже в этом году готовится и ожидается личная встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы Римского Франциска. Об этом Митрополит Илларион сообщил в эфире телеканала «Россия 24»[1].

«Готовится встреча между папой и патриархом, которая, как я надеюсь, произойдет в течение этого года. Это будет личная встреча», — сказал Митрополит Илларион. И, хотя место их встречи и точная дата этого события не называются, однако, опираясь на слова главы ОВЦС МП о том, что «…события в мире сейчас развиваются стремительно», можно сделать предположение о форсировании сроков этого неординарного и несомненно важного внешнеполитического акта.

Неординарного, прежде всего потому, что встречи эти не столь часты, если не сказать вообще о практически полном их отсутствии. Последняя и единственная встреча глав двух Церквей – Православной и Католической, состоялась в 2016 году в Гаване, где Папа и Патриарх обсуждали положение христиан на Ближнем Востоке. Заявленная тема нынешней встречи – Украина.

Именно о ней шел разговор в режиме видео-конференции, которая состоялась 16 марта и в которой, кроме Патриарха Кирилла и папы римского Франциска, принял участие главы Англиканской церкви, архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби[2].

Насколько важна и необходима анонсируемая нынешняя встреча глав двух Церквей? - рассуждения об этом ниже.

Прежде всего следует отметить, что кроме встреч самих глав в 2016 году, мы имели возможность наблюдать различного формата встречи и переговоры между двумя Церквями и на более низких уровнях. Это и приезды главы ОВЦС Митрополита Иллариона в Ватикан, и неоднократные посещения и переговоры в Москве с рядом католических кардиналов, обмены мнениями и взаимные послания – et cetera. Не все, но большая часть из них, в той или иной мере касалась и темы Украины и религиозной ситуации в ней. А ситуация, скажем мягко, – не простая.

Прежде всего, вследствие самоуправных и антиканонических шагов со стороны Фанара, на Украине была учреждена т.н. «святейшая церковь Украины» (СЦУ), которая объединила под своей крышей всех псевдоправославных украинских раскольников, сделав попытку легализовать их и интегрировать в мировое православие «в сущем сане» (а по сути – сана не имеющих вовсе), минуя правила и законы Церкви. Проект предусматривал, в том числе, и последующее вхождение во вновь образованную структуру и канонической УПЦ МП, оторвав Её таким образом от Московской Патриархии. Однако, за небольшим исключением – двух ренегатов-митрополитов, из числа более чем сорока архиереев, из этого ничего не получилось.

Но был в этой пьесе и еще один сюжет, более тонкий, более скрытый, но крайне важный и далеко идущий.

С первых же дней образования раскольнической СЦУ, стали наблюдаться увеличение и усиление контактов варфоломеевских подопечных с украинскими униатами на разных уровнях. Встречи «епископов» с такими же «епископами», присутствие на «богослужениях» одних у вторых и вторых у первых совместные службы, совместные круглые столы, конференции, заявления, собрания и комиссии. Все эти контакты в той или иной мере объявлялись супер- и мега-продуктивными, поскольку самими участниками подавались исключительно в русле христианского единения, межконфессионального мира, в духе единения и взаимопонимания. В духе единой любви к Украине и ее независимости.

Все это можно было бы приветствовать в русле мировых тенденций к миру и взаимопониманию, если бы в этих контактах и объятиях не проглядывалась совсем иная цель – слияние и долгожданное конечное поглощение Ватиканом «православных схизматиков».

В подтверждение и доказательство этого тезиса служат и факты участившихся встреч и обмены мнениями самого Варфоломея с Римским Понтификом, их совместные контакты на разных уровнях и заявления. В частности, накануне одного из визитов в Ватикан, где Вселенский православный патриарх Варфоломей приветствовал членов Совета кардиналов, в интервью информационному порталу Vatican News был отмечен «…существенный прогресс, достигнутый за последние полвека на пути к единству между католиками и православными»[3].

Многочисленными церковными обозревателями, архиереями УПЦ МП, Сербской Церкви, Греческой и Иерусалимской, представителями здравомыслящего духовенства практически с первых дней создания СЦУ указывалось на то, что в действиях Фанара на Украине проглядывается именно эта, конечная и  далеко идущая цель: всеконечное присоединение православной Церкви к Ватикану под омофором Папы. Именно на это неоднократно обращалось внимание как священноначалия РПЦ, так и самих простых верующих – как на Украине, так и в других странах и Церквях.

В свете последних событий на Украине, когда уже 17 епархий УПЦ МП прекратили поминовение Святейшего Патриарха Московского и открыто заговорили о какой-то там «автокефалии», о чем мы уже писали[4], особенно тревожным выглядит заявление одного из видных идеологов СЦУ «митрополита» Михаила Зинкевича. В своем интервью украинскому изданию «Дело» Зинкевич, говоря как о промежуточном этапе, что «ждет еще один Томос, что УПЦ будет называться Киевский патриархат, и ее будет возглавлять патриарх», в том числе, без тени смущения, программно заявляет следующее: «Было какое-то большое ожидание, что что-то должно измениться... Мы ожидали, что объединятся все православные церкви — епархии Московского патриархата, Киевского патриархата, Автокефальной церкви. В том числе были такие тенденции, что объединятся и Украинская греко-католическая церковь. Потому что в будущем, после войны, я вижу объединение всех этих церквей в одну структуру»[5].

Хочется заметить, что эти чаяния отнюдь не односторонние. Этот же сценарий активно обсуждается и самой римо-католической Церковью со своими подопечными в лице униатов на Украине.

Возвращаясь к началу своей публикации, хочу обратить внимание уважаемых читателей, что на фоне всех этих украинских и мировых процессов, происходят одновременные контакты и консультации между Московской Патриархией и Ватиканом. Может быть какие-то вопросы и обговариваются, учитывая вышеизложенные проблемы, но результаты на сегодняшний день оставляют желать лучшего – ватиканский Васька слушает, да ест.

В свете вышеизложенного, возникает не праздный, а тревожный вопрос: а насколько продуктивны эти контакты в контексте защиты интересов УПЦ МП, Русской Православной Церкви и мирового Православия в целом? Я вполне допускаю, что на прошедшей встрече глав двух Церквей обсуждались проблемы христиан в условиях ближневосточного конфликта, а о невозможности варфоломеевского «томоса» звучали утешающие и убаюкивающие реляции. Но сейчас ситуация кардинально изменилась.

Она изменилась хотя бы даже в том, что вследствие российской специальной операции Русская Православная Церковь теперь, как никогда ранее, ассоциируется с государством Россия – как в стане украинских нацистов и их зарубежных пособников, так и в среде соотечественников и нашей Армии.

Не приходится сомневаться, что прекращение спецоперации на Украине без  заявленных Президентом конечных целей не будет иметь никакого смысла и логики. По этому поводу ведутся последовательные и сложные переговоры. При этом хочется быть уверенным, что и ОВЦС МП займет на предстоящей встрече глав Церквей столь же твердую позицию, отстаивающую и защищающую интересы мирового Православия.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати