В последнее время мировая повестка – российская спецоперация на Украине. Причем не только в мировых СМИ, об этом говорят везде, в том числе, и среди верующих. Говорят не только простые верующие, - говорят священники, епископы и патриархи. О чем же и что они говорят?
Но сначала немного истории.
…Когда в январе 2019 года Вселенский Патриарх Варфоломей наградил украинских раскольников т.н. «томосом об автокефалии», религиозная жизнь Украины получила совершенно иную окраску и началась иная жизнь и иная реальность для Украинской Православной Церкви (УПЦ МП), для её архиереев, духовенства и её верующих.
Во-первых, для всех Православных (как в самой Украине, так и во многих других поместных Церквях) была очевидна противозаконность с точки зрения церковных Канонов этого «томоса». Во-вторых, было понятно, что этот акт, инициирован, контролируется и будет насаждаться не только со стороны пришедшего к власти националистического правительства Украины, но и, прежде всего, со стороны главного инициатора данного действа – правительства Соединенных Штатов. В-третьих, архиереям, духовенству и мирянам в самой Украине было очевидно, что в существующих политических условиях риторикой с высоких трибун и законодательными актами правительства Украины это не ограничится – начнутся репрессии и гонения. Что вскоре и не замедлило себя ждать. Захваты и поджоги храмов и монастырей, силовые захваты приходов при молчаливом попустительстве властей и органов правопорядка, избиения священников и верующих. Не говоря уже о том, что как среди верующих, так и в среде простых обывателей, хотя бы номинально причисляющих себя к православным, начались ссоры, распри и противостояния: я – буду ходить в эту церковь, а я – в эту. Таким образом, поставленная цель была достигнута.
Тяжелее всего в этой ситуации досталось священноначалию и духовенству УПЦ МП – именно на их плечи легло множество насущных, нелегких и порой даже опасных проблем: отстаивание своей правоты и позиции на законодательном и правовом уровне, на международных и межцерковных площадках, развенчивание клеветы и лжи, активно сыпавшихся из СМИ от раскольников из новообразованной ПЦУ и от «представителей мировой общественности», укрепление и моральная поддержка прихожан, восстановление сожженных храмов и строительство новых, взамен отнятых. И нужно отдать им должное: за исключением двух перебежчиков – бывших митрополитов Александра (Драбинко) и Симеона (Шостацкого), все остальные архиереи сохранили твердость и верность своему Патриархату и своей Украинской Православной Церкви. Это вызывало подъем, восхищение и даже удивление. Почему удивление? Об этом я скажу ниже.
Не буду скрывать: в то время неоднократно в разговоре с разными людьми – будь то архиерей, будь то простой священник или простой прихожанин, в большинстве своем, мне неоднократно доводилось слышать: «Да сколько ж можно терпеть эти издевательства? Скорее бы Россия нас освободила!». Я слышал это в Киеве и Житомире, в Одессе и Ровно, на Волыне и в Виннице, в Чернигове, Харькове и Сумах. И вот – этот день настал!
И тут неожиданно, как из рога изобилия, от тех же архиереев, твердо стоявших в верности Московскому Патриархату, посыпались массовые отказы поминать Патриарха за богослужением, призывы «остановить Путина». Следующим шагом стали появляться призывы чуть ли не самочинно образовать автокефалию, разорвать всякую связь с Московским Патриархатом. Тут как тут подсуетились и раскольники разных мастей: «Давайте к нам! Давайте объединяться против России!», находя себе сторонников среди них, некогда твердых и нерушимых…
10 марта в православных телеграмм-каналах прошло сообщение Штаба территориальной обороны ДНР: «Мирные жители села Никольское сообщили о подготовке националистической группировкой боевиков, находящихся в населенном пункте, к зачистке Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря, обители особо чтимого в Донбассе старца Батюшки Зосимы, который в свое время и основал этот монастырь. "Боевики намерены убить священнослужителей, поскольку люди отказались мобилизоваться и воевать с русскими"», - сказано в сообщении.
На фоне того, что происходит на Украине, личность схиархимандрита Зосимы (Сокура) – весьма примечательна. Он был один из тех немногих людей, которые имея ум Христов, предупреждал нас о грядущей на украинскую землю беде. Незадолго до своей кончины в 2002 году, предвидя горестные события, в своем духовном завещании он в опасении писал: «Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси.
В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, беззаконная или «законная», автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским…
…Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные.
Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви – правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление под омофор Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор»[1].
Еще раз подчеркну, что эти слова были написаны за 20 лет до сегодняшних событий! Два-три года назад я сам удивлялся этим словам, не понимая их – о каком отступничестве говорил этот схимник? Ведь тогда практически все казались верными Церкви и Патриарху!
А позже я удивлялся уже другому. Я удивлялся многим архиереями и их, как оказалось, видимой верности Православию и непоколебимости. Разные у них судьбы, разные пути в церкви. При этом ни для кого не секрет, что многие из сегодняшних украинских архиереев получили свои святительские омофоры с подачи того же бежавшего «митрополита» Александра (Драбинко) в бытность его секретарем Блаженнейшего Митрополита Владимира (Сабодана). Именно с его подачи на архиерейские кафедры поставлялись его единомышленники. Он ведь не сегодня стал «сознательным украинцем», не вчера и не в 2019-ом. А значит, многие, кто были им продвинуты, так или иначе были им опознаны как «свои». Наверное, в совместных разговорах они поддерживали его мировоззрение; наверное, высказывали свои мнения, сочувственные ему, наверное, оглашали и свои позиции по каким-то вопросам… Но почему же, в таком случае, они не выступили тогда, в час икс? Ведь начиная с 2014 года (да и ранее) у них было много возможностей.
На мой взгляд, сей ларчик весьма просто открывается – виной всему банальный расчет. Одно дело говорить «за идею», и совсем иное реально выступить, непредсказуемо жертвуя состоявшимся личным благополучием. Увидев твердость и верность прихожан Московскому Патриархату, они банально побоялись остаться без паствы – жить-то они привыкли безбедно, а в ПЦУ они остались бы непонятно с кем и чем! Жертвовать было чем…
Совсем иная ситуация сейчас. Одурманенный за эти годы фейсбуком и телевидением народ Украины все более впитывал в себя яд европейской «избранности» и «национальной свидомости», и теперь у многих возникло яростное непонимание происходящего – как же так, ведь красивая жизнь была не за горами. А эти горе-архипастыри пошли за этим «большинством». «Горе» – потому что пастыри пошли за овцами, боясь их лишиться, а не стали их вести за собой.
Есть и еще один нюанс. У некоторых из них наверняка имеются и свои «скелеты в шкафах». Если о некоторых фактах знал кто-то один, хотя бы тот же Драбинко (а знал он много!), значит об этом знала и СБУ. А в их руках подобная информация – тот самый рычаг, поворота которого достаточно, чтобы сделать несговорчивого самым послушным. Ведь не секрет, что некоторые из священноначалия, кто так быстро стал «переобуваться», накануне провели несколько часов в «дружественном» общении с сотрудниками еще пока привластной СБУ.
Конечно, и это тоже часть правды, в этих тяжелейших обстоятельствах военных действий и гибели людей некоторые из архиереев УПЦ МП пошли на этот шаг не столько ради страха за себя, сколько из-за страха за свою, вверенную им Господом, паству, ошибочно полагая, что таким образом они спасут их и храмы и монастыри. Время уже показывает, насколько ошибочна оказывается такая тактика. Только в одной Ивано-Франковской епархии за прошедшую неделю было закрыто или опечатано шесть храмов[2], как пособников «оккупантам». Это, обратим ваше внимание, в западных областях, где не ведется никаких боевых действий, а множество монастырей и приходов тем или иным способом помогают своей армии и пострадавшим беженцам от боевых действий. А что говорить про другие области и епархии – там ситуация не лучше, если не хуже… На сегодняшний день, в той или иной степени репрессиям подверглось 27 храмов и монастырей канонической Украинской Православной Церкви.
Однако, вернемся к святым отцам. Для чего они, каждый в свое время говорили и предупреждали Православных о грозных и страшных грядущих событиях? Преподобный Лаврентий Черниговский, говоривший о неразделимости русского, украинского и белорусского народов? Схиархимандрит Зосима, умолявший держаться Московского Патриархата и не признавать никакой автокефалии? Преподобный Кукша Одесский, схиархимандрит Макарий (Болотов)? Для чего? Просто показать насколько они святы и в какие великие тайны Божии они посвящены? Они говорили для нас – чтобы, когда «время придет», мы были готовы правильно его увидеть, правильно оценить и сделать правильные выводы.
История учит нас, что она ничему нас не учит. К сожалению. И нынешняя история Украины в кальке повторяет историю духовенства Российской Империи во времена свержения царской власти.
Что полыхает на Украине – земля и люди? Нет, это горят сердца святых отцов за православие.
Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs