ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Турция и Израиль в «гонке посредников»

11:00 14.03.2022 • Андрей Исаев, журналист-международник

После начала спецоперации на Украине свои посреднические услуги в организации российско-украинской встречи на высшем уровне предложили многие мировые лидеры. Недавно Киев заявил, что на переговорах с Москвой добивается встречи президента Украины Зеленского с российским президентом Путиным. Особую активность проявили президент Франции Эмманюэль Макрон, канцлер Германии Олаф Шольц и главы двух ближневосточных государств - Турции и Израиля – Реджеп Тайип Эрдоган и Нафтали Беннет.

Еще в конце прошлого года турецкий президент предлагал себя в качестве «бепристрастного и объективного посредника» для переговоров по урегулированию проблемы расширения НАТО на восток. А уже через три дня после начала спецоперации он снова выразил готовность организовать встречу на высшем уровне между Москвой и Киевом. Погрузившись в украинскую проблематику, Эрдоган провел целый ряд телефонных переговоров с Владимиром Путиным, Владимиром Зеленским, Борисом Джонсоном, Эммануэлем Макроном, Шарлем Мишелем – всего Анатолийское агентство насчитало порядка двух десятков лидеров стран и глав международных организаций.

Наконец, седьмого марта министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу анонсировал договоренность о встрече в ближайшие дни Сергея Лаврова и его украинского коллеги Дмитрия Кулебы, добавив, что оба министра попросили его присутствовать на переговорах. В Турции ожидаемый саммит сразу назвали «трехсторонним», превратив Чавушоглу из модератора в участника. В тот же день Дмитрий Песков, обозначая позицию России перед встречей, перечислил «красные линии» Москвы: закрепление внеблокового статуса Украины на конституционном уровне, признание Крыма российским и признание независимости ДНР и ЛНР. Демилитаризация Украины, по его словам, и так уже «заканчивается»[i].

Столь же активно предлагает посреднические услуги премьер-министр еврейского государства. Показательно, что Нафтали Беннет стал единственным зарубежным политиком, обсудившим ситуацию на Украине с Владимиром Путиным в очном формате. Да еще и в Шаббат!

Анкара и Иерусалим демонстрируют схожие подходы к нынешнему конфликту: они критикуют действия России, одновременно стараясь не портить отношений с Москвой: почти не снабжают Киев оружием и боеприпасами, не закрывают свое воздушное пространство для российских авиакомпаний и не присоединяются к западным санкциям.

В Турции обоснованием такой политики стало утверждение о невозможности «отказаться» ни от России, ни от Украины, а глава МИД Израиля Яир Лапид аргументировал позицию своей страны следующим образом: «У Израиля уже давно сложились теплые и всесторонние отношения, как с Россией, так и с Украиной. В обеих странах проживают десятки тысяч граждан Израиля и сотни тысяч евреев. Обеспечение их защиты - главная задача Израиля»[ii].

Хотя за несколько дней до начала спецоперации он же, отвечая на вопрос о том, кого поддержит его страна в случае вооруженного противостояния, ответил: «Если между Россией и Украиной начнется война, наша страна естественным образом встанет на сторону своего союзника – США, несмотря на заинтересованность в хороших отношениях с Россией[iii].

Пока, однако, все обстоит иначе и, как полагает главный редактор The Times of Israel, сохраняя отношения с обеими сторонами конфликта, Израиль рискует «разозлить» Вашингтон. И только содействием прорыву в переговорах между Москвой и Киевом Бенннет может «оказать замечательную услугу»[iv] - из контекста следует, что Вашингтону. Неудивительно, США остаются главным политическим (и не только) спонсором Израиля, так что noblesse oblige.

К тому же, на наш взгляд, Израилем движет не только «обеспечение защиты» евреев. Снижение военно-политической активности Вашингтона в ближневосточном регионе заставляет Иерусалим поддерживать хорошие отношения с Москвой – основным гарантом стабильности в Сирии – «под боком» у еврейского государства. Как стало известно, Зеленский пытается договориться, чтобы местом возможной встречи с Владимиром Путиным мог стать Иерусалим.

У турецкого руководства свой резон выступить в роли миротворца. Анкара, несмотря на известное фрондерство, дорожит членством в НАТО, имеет тесные связи и с Россией (прежде всего, экономические), и с Украиной (она даже входит в антироссийскую «Крымскую платформу» и поддерживает вступление «незалежной» в НАТО). Причем, такой набор противоречий только повышает шансы турецкой дипломатии на успех.

Турции необходимо координировать свои действия с Россией в Сирии – это во внешней политике. Во внутренней: в следующем году в стране состоятся президентские и парламентские выборы, а национальная экономика находится в тяжелом состоянии. Возможный рост цен на энергоносители и перспектива потери российского турпотока могут оттолкнуть избирателей от нынешнего руководства страны.

Конфликт на востоке Европы не отменил борьбу за влияние на Ближнем Востоке, и миротворческая активность Анкары и Иерусалима не лишена элементов соревновательности. Ведь снижение американской активности в регионе не только повышает авторитет России, но и расширяет политическое пространство для маневра региональных акторов, каковыми являются конкурирующие друг с другом Турция и Израиль.

Десятого марта, как и было обещано Мевлютом Чавушоглу, Сергей Лавров и Дмитрий Кулеба встретились на полях Дипломатического форума в Анталье. «Я очень ценю ваши усилия, которые привели к важному саммиту…, и молюсь, чтобы он увенчался успехом», — обращаясь к Эрдогану, признал президент Израиля Ицхак Герцог накануне российско-украинских переговоров на высоком уровне[v]. И сделал это, наверно, не очень охотно: нечто подобное он предпочел бы услышать от турецкого партнера в свой адрес.

Кстати, Ицхак Герцог прибыл в Анкару, чтобы обсудить с Эрдоганом налаживание двусторонних отношений и… рассмотреть возможность поставок в Европу газа с израильских месторождений в качестве альтернативы российскому топливу. Миротворчество – это хорошо, но в Анкаре и Иерусалиме явно не прочь заработать на конфликте России с Западом, штампующим все новые и новые санкции.

Переговоры в Анталье завершились безрезультатно, впрочем, вряд ли кто ожидал иного исхода. Тем не менее, главы МИД поговорили друг с другом, и это уже кое-что. Так или иначе, Турция вырвалась вперед в «гонке посредников». Ждем, чем ответит ее конкурент.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати