ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Китай и инфраструктурные планы Байдена

10:48 11.03.2022 • Андрей Кадомцев, политолог

Обращаясь к Конгрессу с посланием «О положении страны», президент США Джо Байден заявил, что знает, как победить Китай в экономическом соревновании. По словам главы Белого дома, США стоят на пороге «десятилетия инфраструктуры». По мнению Байдена, глубокая модернизация инфраструктуры «изменит Америку и поставит ее на путь победы в экономическом соревновании 21-го века» и «поможет обогнать Пекин».[i]

Последний по времени доклад Всемирного экономического форума, посвященный сравнению конкурентоспособности экономик стран мира, был выпущен в 2019 году. Авторы доклада поставили США на 13-е место в мире по уровню развития инфраструктуры, с показателем 87,9 из 100 возможных.[ii] Китай, по данным ВЭФ тогда располагался на 36-м месте с показателем 77,9. При этом, отмечалось, что динамика модернизации инфраструктуры в КНР была одной из лучших в мире. За предыдущие десять лет, Китай, среди 152 государств мира, поднялся сразу на 30 позиций.

По данным The Economist, в последние десятилетия инфраструктура в США страдает от хронического недофинансирования. Самые свежие данные, по состоянию на 2017 года, показывают, что расходы на инфраструктуру в бюджетах всех уровней сократились до 2,3 процента ВВП – минимальных показателей за послевоенный период. Согласно оценкам Американского общества граждански инженеров, обнародованным в 2021 году, 43 процента американских общественных автодорог пребывают в плохом или «среднем» состоянии. 42 процента мостов построены 50 лет назад или ранее. Без малого десять процентов из них имеют «серьезные проблемы». Для приведения инфраструктуры «в надлежащее состояние» необходимо, как минимум 2,6 трлн. долларов в течение следующих десяти лет.

Между тем, КНР в предыдущие десятилетия существенно опережала Америку в расходах на поддержание существующей и строительство новой инфраструктуры. В 2019 году Китай потратил на проекты в этой области в 10 раз большую долю своего ВВП, чем США.[iii] В феврале 2021 года, по данным Bloomberg, Пекин утвердил новый 15-летний план развития национальной транспортной сети. К примеру, планируется построить более 50 тысяч километров новых железнодорожных путей в период до 2035 года. А также 162 новых аэропорта.

Предшественники Байдена в Белом доме уже пытались подступиться к проблеме. Законопроект президента Обамы «О восстановлении и увеличении инвестиций» (Recovery and Reinvestment Act), предполагавший выделение 133 млрд. долларов на инфраструктурные и энергетические проекты, не нашел поддержки в Конгрессе. Трамп выдвигал план модернизации американской инфраструктуры, стоимость которого оценивалась в сумму до 1 трлн. долларов. Демократы называли план Трампа «беспрецедентным и амбициозным», однако дружно обвиняли тогдашнего главу Белого дома в желании «дать заработать» на связанных с планом проектах в первую очередь аффилированным бизнесменам и компаниям. В отчаянии, президент-республиканец даже пытался договориться о многомиллиардных инвестициях в инфраструктуру США с властями Саудовской Аравии.

Пандемия коронавируса показала, насколько важна критически важная инфраструктура для поддержания стабильности функционирования государства. А мотив «соревнования с Китаем» остается едва ли не единственной внешнеполитической темой, по которой у обеих ведущих американских партий нет принципиальных разногласий. Политики и эксперты США говорят о том, что наступает время соперничества, когда экономический и технологический потенциал будут значить едва ли не больше, чем военная мощь. В марте прошлого года, представляя свой проект модернизации инфраструктуры на суд публики, президент Байден сделал акцент на вызовах, которые представляют для Америки оба этих вопроса.

Тем не менее, «план Байдена» также не избежал пагубного влияния политического раскола на Капитолийском холме. Изначально, предполагалось израсходовать более 2 трлн. долларов. Однако в ноябре прошлого года Конгресс, после ожесточенной многомесячной борьбы и проволочек, одобрил выделение лишь 1 триллиона на пять лет. При всем том, лишь немногим больше половины всей суммы, порядка 550 млрд. долларов, пойдет непосредственно по статьям федеральным расходов на инфраструктурные проекты. Остальные средства будут распределяться в виде субсидий потребителям, федеральным агентствам и штатам. Тем не менее, предложения Байдена, в случае их полной реализации, будут означать увеличение расходов федерального бюджета США на инфраструктуру с 0,8 процента до 1,3 процента ВВП в период с 2022 по 2026 год. По оценкам Brookings Institution, примерно таким же был уровень инфраструктурных расходов в годы Нового курса при Ф.Д. Рузвельте для преодоления последствий Великой депрессии.

Вместе с тем, на пути «к победе над Китаем» посредством развития американской инфраструктуры есть целый ряд серьезных препятствий. В истории США хватает примеров крупных проектов, окончившихся либо неудачей, несмотря на огромное бюджетное финансирование, либо таких, реализация которых затянулась на десятилетия. Строительство автомобильных дорог или прокладка железнодорожных путей в США стоит дороже, чем в Китае. Стоимость рабочей силы в КНР всё еще ниже, а китайские власти имеют возможность решать многие проблемы, которые могут стать камнем преткновения при реализации масштабных инфраструктурных инициатив, планово-административным путем.

Одной из главных проблем для США может стать вопрос изыскания необходимых финансовых ресурсов. Байден намеревается финансировать свой план за счет налогов на прирост капитала, повышения налога на наследство, а также улучшения налогового администрирования. Все подобные идеи традиционно встречают мощное противодействие со стороны политиков и бизнеса. Даже ряд видных демократов скептически относятся к перспективам реализации ряда предложений Белого дома в налоговой сфере. Американские избиратели крайне негативно воспринимают любые инициативы властей по увеличению налогов. Потому государственно-частные партнерства (ГЧП), скорее всего, станут во многих случаях единственной возможностью, позволяющей реализовать такие проекты. Формат ГЧП несет в себе значительную «коррупционную составляющую». Кроме того, отмечают критики, в общественном мнении существует своего рода миф о якобы «бесплатности» такой формы реализации проектов. Что вызывает во многих случаях дополнительные политические трения и проволочки.

Прорыв, совершенный Китаем в реализации инфраструктурных проектов в последние десятилетия, в значительной мере является следствием таких финансовых и экономических факторов, которые уже давно отсутствуют в США. В частности, речь идет о многократном, в восемь раз в период с 2004 по 2017 года, росте стоимости земельных участков, который произошел в КНР по мере перехода к рыночной экономике. Рост стоимости земли опережал темпы повышения ставок по кредитам, что позволяло как центральным, так и местным властям, привлекать значительные заемные средства с относительно низкой стоимостью обслуживания.[iv]

Вместе с тем, в дальнейшем, прирост стоимости земли в КНР будет замедляться, а стоимость кредитов – расти. В условиях ужесточения конкуренции, снижается и прибыльность инфраструктурных проектов. В результате даже в Китае, по американским оценкам, произойдет замедление темпов развития инфраструктуры.

В прошлом, расходы на инфраструктуру позволили Пекину лучше Америки преодолеть последствия мирового финансового кризиса 2008 года. В значительной мере, они поддержали экономику и с началом пандемии коронавируса. Вместе с тем, по западным оценкам, именно значительные расходы в инфраструктурной области привели к росту государственного и частного долга в КНР.

Другой надеждой американских экспертов в соревновании с КНР остаются демография и уровень технологического развития. Предполагается, что в следующие 50 лет население США продолжит расти, а население КНР начнет снижаться, что Пекин столкнется с существенным падением доли населения наиболее продуктивных возрастных категорий. Это одновременно приведет к снижению производительности труда и увеличению социальных расходов. А также потребует от Китая значительно больших усилий и затрат, по сравнению с США, на внедрение технологий автоматизации и роботизации. Эксперты выражают надежду, что эти тенденции снизят зависимость Соединенных Штатов от внешних рынков, иностранной рабочей силы и импортного сырья и позволят удержать экономическое лидерство в международном масштабе. Но на пути этих планов – много проблем.

Если Байдену не удастся добиться задуманного повышения налогов, то одобренные инфраструктурные инициативы придется финансировать за счет наращивания государственного долга. Еще в начале 2021 года реальные учетные ставки в США были фактически отрицательными. Однако в течение прошлого года инфляция стремительно росла. И к началу нынешнего достигла самых высоких показателей за последние 40 лет. ФРС всё чаще дает понять, что готова начать цикл подъема ставок. Это означает, что стоимость заимствований, а, следовательно, и проектов, продвигаемых Байденом, неизбежно возрастет. А сроки окупаемости – затянутся.

Проблема роста стоимости заимствований может ударить в значительно большей степени именно по американским проектам. К примеру, когда в конце 2020 – начале 2021 годов проводились аукционы по распределению наиболее ценных с коммерческой точки зрения частот для развертывания сетей связи пятого поколения (5G), ведущие компании США не жалели денег, поскольку цена кредита в то время была весьма низкой. Как изменится ситуация теперь, пока сказать трудно. Между тем, в КНР, помимо того, что масштабы развертывание сетей 5G там уже значительно обогнали американские показатели, инфляция, согласно официальным данным, в несколько раз ниже, чем сегодня в США. Соответственно, в январе нынешнего года Народный банк Китая понизил ключевую ставку на десять базисных пунктов.

Помимо прочего, как считает профессор Валентин Катасонов, «над господствующим американским долларом зависла гильотина под названием «китайские валютные резервы». Сегодня страсти в мире в связи с санкционной войной против России накаляются….И все вспомнили об этой гильотине, которая может обрушиться на доллар США». Он считает, что результатом возможной финансовой войны Вашингтона с Пекином, когда Пекин сбросит все казначейские бумаги США и других стран, либо Вашингтон заморозит огромные финансовые активы Китая (3,4 трлн. долл.), будет «обвал на финансовых рынках, крах доллара США и, скорее всего, евро и других ключевых валют». Такой сценарий будет катастрофичен уже для всей мировой финансовой системы.

В свое время мотивы «победы над КНР» звучали уже в качестве обоснования для инфраструктурных инициатив Барака Обамы. Трамп прямо и открыто выступал за ускоренное экономическое «размежевание» с Китаем. Планы Байдена некоторые наблюдатели называют не иначе как стратегией установления американской экономической автаркии. Но в современном мире любая «победа» всегда оборачивается негативным сценарием для самого «победителя», что уже в полной мере демонстрирует агрессивная санкционная политика Запада.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати