ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

США в поисках антикитайской стратегии

11:16 29.01.2020 • Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Гегемон не хочет уходить с Олимпа. «Град на Холме» начал огрызаться во все стороны, откуда появились для него угрозы отъема части ставших привычными за последние десятилетия мировых привилегий.

Вашингтонские стратеги теперь окончательно определили в качестве Главного Соперника, если не Противника, Китай. Вскормив КНР со времен Никсона и «дипломатии Киссинджера», американцы, видимо, совершенно не просчитали последствия для себя лично – вместо «фабрики для производства товаров по американским технологиям», с чего всё и начиналось, янки увидели в начале XXI века перед собой мощнейшее экономическое государство. И задергались.

Дело не только в том, что ВВП КНР, по разным подсчетам, то ли достиг уровня ВВП США, то уже его преодолел. Дело, главным образом, в том, что США уже давно занялись производством услуг, в том числе – финансовых, в том числе – спекулятивных, которые составляют сегодня до 70% их ВВП. И услуги, как говорится, на хлеб не намажешь – они не материальны. США по признанию самого Трампа, деиндустриализовались. Исключение – и высокие технологии. А Китай производит товары в огромном количестве и на американской же базе. Более того, Китай начал внедрять свои новые высокие технологии – от искусственного интеллекта до нового поколения мобильной связи 5G, и уже обгоняет Америку.

А сама Америка теперь рискует потерять лидерство не только по объему ВВП, но и по присутствию на мировых рынках своей высокотехнологичной продукции. Отсюда такая истерическая реакция, например, на китайское продвижение 5G, вплоть до угроз в адрес Англии, например, не использовать эту систему у себя на острове.

Определившись с «основным противником», янки начинают «интеллектуальный штурм», выдвигая предложения о том, как, какими способами и методами «сдержать» Китай. Включились уже местные think-tanks, простаивающие три десятилетия после того, как сотни «русских центров» потеряли там смысл деятельности после крушения СССР. Ну, а теперь, американские интеллектуалы воспряли: «Враг определен, цели поставлены – за работу, господа!»

Вот и первые результаты. Вернее, не самые первые, а первые в 2020 году. Причем, доклад на тему сдерживания Китая получился солидный – на почти 80 страницах, и в нем есть даже такие нотки, которые могут удивить. Тем более, что автор Роберт Блаквилл (Robert D. Blackwill) является ближайшим сотрудником Генри Киссинджера, который, без сомнения, и есть тот политик, благодаря которому в начале 1970-х годов Америка совершила стратегический разворот в отношениях с Китаем. Совершить-то совершила, но теперь пожинает плоды своего «недосмотра», и бросилась исправлять ситуацию.

Киссинджер, знающий Китай очень хорошо, теперь через своего соратника дает рекомендации, как США «выруливать» из создавшейся ситуации. С учетом того, что «старина Генри» по сей день имеет огромный авторитет в Америке и прекрасные личные контакты и в Китае, и в России, а, стало быть, он в курсе тех нюансов Большой политики, что в газетах не публикуются, к его рекомендациям будут прислушиваться в Вашингтоне. Прислушаемся и мы, в Москве.

Итак – обзор свежей публикации влиятельной американкой экспертной организации «Council on Foreign Relations» - «Совет по зарубежным отношениям». Доклад назван «Implementing Grand Strategy Toward China. Twenty-Two U.S. Policy Prescriptions. Council Special Report No. 85 January 2020» - «Применение Большой стратегии в отношении Китая. Двадцать два рецепта политики США для реализации. Специальный отчет Совета № 85, январь 2020 г.».

Здесь будет немало цитат из этого доклада, но они стоят того, чтобы оценить, планетарный (и это не преувеличение) размах сформулированных идей. Там же сказано – вот впечатляющий пассаж из доклада: «Большой знак, который говорит “Думай о Китае”, должен быть помещен в План работы на стене ситуационной комнаты Белого дома». Каково?

Начнем с преамбулы, которая была опубликована на сайте «Council on Foreign Relations», представляющего текст доклада. Там сказано, в частности: «Если мы не хотим проиграть свою стратегическую борьбу с Китаем в Азии и во всем мире, Соединенные Штаты должны вместе со своими союзниками и партнерами разработать комплексную грандиозную стратегию, которая конкурирует с КНР во многих интегрированных областях – дипломатии, глобальной экономике, обороне, цифровых технологиях/искусственном интеллекте, киберсфере, общественной информации и идеологии.

Хотя администрация Трампа первой признала провальную политику прошлого в отношении Китая, она не разработала такой грандиозной стратегии в отношении страны и, следовательно, не разработала комплексный и подробный план работы.

Это ставит Соединенные Штаты в серьезное стратегическое положение, потому что у Китая есть великая стратегия. Он хочет заменить Соединенные Штаты в качестве самой сильной и самой влиятельной державы в Азии и за ее пределами, и в настоящее время осуществляет этот план со значительными успехами».

 

Комплексная атака на Китай

 

И вот вариантом ответа на такие комплексные для США вызовы становится этот доклад «Implementing Grand Strategy Toward China. Twenty-Two U.S. Policy Prescriptions». Там 22 пункта-предложения. Предложения конкретные. Некоторые пункты разработаны весьма детально. Пройдемся по ним.

- Соединенные Штаты должны мобилизовать все инструменты своей национальной власти для умелого управления своей экономикой; модернизировать свою базовую инфраструктуру; реформировать свою иммиграционную систему; уменьшить расходы; реабилитировать структуру и качество своей системы образования; устранить серьезные политические, экономические и общественные разногласия внутри страны. Реализация Большой стратегии в отношении Китая, вероятно, будет длиться десятилетия, поэтому процветающие и хорошо функционирующие Соединенные Штаты – это первое требование, чтобы Вашингтон имел все шансы не проиграть эту конкуренцию.

- Стремительный рост Китая в сочетании с его нынешней экономической и военной мощью делает «китайскую модель» привлекательным путем для некоторых развивающихся стран. Хотя Соединенные Штаты и вправе вкладывать больше времени и денег в активную борьбу с Китаем, либерально-демократические ценности будут менее привлекательными за рубежом, если Соединенные Штаты не смогут успешно управлять своими собственными делами.

- Соединенные Штаты должны восстановить доверие к своим демократическим институтам с помощью внутреннего гражданского образования. Только 26 процентов американцев могут назвать три ветви правительства США (sic!)… Если граждане США потеряют веру в свои собственные демократические институты, деспотическая модель Китая может быть более притягательной на международном уровне, чем свободы США. Вашингтон должен признать, что внешняя и внутренняя политика неразрывно связаны, и что когда репутация США как демократического «Града на холме» запятнана, это ставит США в более слабое стратегическое положение за границей.

- Предложенная «Инициатива по безопасности на море в Юго-Восточной Азии» на сумму 425 миллионов долларов США, призванная помочь союзникам отреагировать на военно-морскую активность Китая. Она является хорошим началом, но она выглядит особенно неадекватной по сравнению с триллионами долларов, которые Соединенные Штаты взяли на себя обязательства на Ближнем Востоке.

- Вашингтон должен усилить свои дипломатические, экономические связи и связи в области безопасности со своими союзниками и партнерами в Азии и Европе. Соединенные Штаты не могут успешно конкурировать с Китаем в долгосрочной перспективе в качестве единоличного участника. Ему нужны азиатские и европейские союзники, партнеры и друзья.

- Соединенным Штатам следует направить свою дипломатию на страны внутри Азиатского региона, а также страны, находящиеся за его пределами (например, европейские страны, хотя для этого потребуется пробудить Европу от ее стратегического ступора), чтобы укрепить международную организации, добившиеся прогресса в области климата, свободной торговли, международной безопасности и свободы судоходства.

- Соединенным Штатам следует ввести режим контроля над технологиями, чтобы ограничить кражу интеллектуальной собственности США в Китае.

- Вашингтон должен начать национальную частную и государственную инициативу по разработке технологий искусственного интеллекта (ИИ), робототехники, квантовых вычислений, полупроводников и биотехнологий в военной и гражданской сферах государственного управления, частного сектора и научных кругов.

- В то же время Вашингтон должен стремиться разработать согласованные с Пекином «правила дорожного движения» в отношении киберконфликта. Соединенным Штатам и Китаю следует попытаться согласовать или, по крайней мере, сформулировать друг для друга определения и понимание таких терминов, как «оборонительные» и «наступательные операции», «кибератака», «кибер-оружие» и даже «киберпространство», по которым взаимопонимания не существует.

- Пекин усиливает свою власть и влияние во всех регионах мира, имея огромные экономические ресурсы в своей зачастую «принуждающей» политике – в Северо-Восточной Азии, странах Юго-Восточной Азии, странах Южной Азии, южной части Тихого океана, Центральной Азии, на Ближнем Востоке, Россия, Европа, Латинская Америка, Африка, и Арктика.

- Вашингтон больше не может полагаться на свое глобальное и региональное доминирование, чтобы добиться своего.

- Соединенные Штаты больше не могут игнорировать взгляды важных государств-единомышленников и добиться политического успеха. США больше не могут избежать существенного компромисса, если они хотят привести других к своим дипломатическим предпочтениям. Трудно преувеличить фундаментальное изменение мышления и практики, которое потребуется в Вашингтоне для реализации этого революционного подхода к союзникам и партнерам США.

- У Китая есть только два союзника, Северная Корея и Пакистан, оба из которых проблематичны. (Очень странное заключение – С.Ф.)

- Соединенным Штатам следует существенно усилить проекцию своей военной мощи в Азии, переместив ресурсы с европейских и ближневосточных театров (sic!).

- Соединенные Штаты нуждаются в более частых и грозных военно-морских действиях, более мощных развертываниях военно-воздушных сил и более эффективных экспедиционных формированиях, а также в расширении возможностей партнеров – для усиления своей ведущей роли в сохранении мира и стабильности в Азии. Это может включать перемещение континентальной структуры вооруженных сил США на Западное (Тихоокеанское) побережье.

- Соединенные Штаты должны продолжать сотрудничать с Японией, самым важным союзником Вашингтона в мире (а Европа? – С.Ф.) и краеугольным камнем стратегии США в Азии.

- Основой отношений Соединенных Штатов с Южной Кореей является их общая приверженность защите последних от северокорейской агрессии.

- Соединенные Штаты должны работать с Австралией.

- Перед лицом все более напористого Китая Соединенные Штаты извлекают выгоду из присутствия такой сильной демократической державы как Индия, которая готова и способна независимо помочь сбалансировать растущее влияние Китая в Азии. Соединенные Штаты должны отказаться от идеи, что Индия вступит в альянс с Соединенными Штатами, но выработать и сформулировать важность уникальных отношений, которые не связаны с альянсом, но обеспечивают более тесный обмен информацией и дипломатическое и военное сотрудничество.

- Члены Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) являются основной целью геоэкономического принуждения Китая, не в последнюю очередь в отношении проблем в Южно-Китайском море.

Соединенные Штаты должны (оцените масштаб – С.Ф.):

- прилагать больше усилий для проведения значимой оборонной реформы в Вооруженных силах Филиппин,

- повысить роль Индонезии в совместных учениях и расширить ее масштабы, что символически указывает на растущую роль Джакарты в обеспечении безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе,

- помочь Сингапуру модернизировать свои нынешние авиационные возможности,

- поощрять Малайзию,

- расширить сферу деятельности во время ежегодных военно-морских учений США и Вьетнама,

- создать стратегические программы международной подготовки по военному обмену (IMET) с Мьянмой,

- Соединенные Штаты должны сотрудничать с Австралией, Японией, Филиппинами и Вьетнамом, а также с европейскими союзниками в патрулировании и других мероприятиях, чтобы продемонстрировать Китаю, что коалиция государств работает в защиту свободы судоходства.

 

Ненужные России подачки

 

Отдельно выделим те позиции в докладе, которые касаются политики в отношении России. И заметим, попутно, что в контексте противостояния с Китаем, аналитик Киссинджера отводит урегулированию отношений с Москвой очень важное место. Другое дело, что предложения «жиденькие». Впрочем, чем богаты янки, в том и проявляют свой прагматизм – для победы над Китаем им нужна нейтральная Россия. Старо, как мир: «Разделяй и властвуй». Только торговать собрались залежалым товаром. Вчитайтесь:

- Збигнев Бжезинский, анализируя угрозы Соединенным Штатам, предупредил: «Самым опасным сценарием будет грандиозная реализация Большая стратегии коалиции Китая и России, объединенной не идеологией, а дополнительными обидами».

- Растущие российские объятия для Китая явно не отвечают национальным интересам США.

- Американский президент, который понимал вызов Китая, в тот момент, когда Россия аннексировала Крым в 2014 году, должен был решить – надо ли Вашингтону спешить с введением долгосрочных санкций против Москвы, тем самым подталкивая Россию к союзу с Китаем?

- Американский президент, который понимал вызов Китая, не позволил бы чиновникам администрации публично приветствовать революцию в Киеве 2014 года, тем самым помогая подтвердить в Пекине (и Москве), что Соединенные Штаты хотят смены режима в Китае. (Весьма странная параллель – С.Ф.)

- Россия наверняка рассмотрит вопрос о продвижении дальше на Украину в случае полномасштабного противостояния США и Китая из-за Тайваня.

- Соединенные Штаты в координации с союзниками должны попытаться начать расширенный разговор с Владимиром Путиным и российским правительством по вопросам мирового порядка и безопасности в Европе и Азии.

- Было бы полезно представить в Пекине идею о том, что нынешние медвежьи объятия России не могут быть постоянными. («Разделяй и властвуй» в чистом виде – С.Ф.).

- Как и во время открытия Китая парой Никсон-Киссинджер, в долгосрочной перспективе Соединенные Штаты должны стремиться к тому, чтобы у США были бы лучшие отношения персонально  – и с Россией, и с Китаем, чем те отношения, что будут между Москвой и Пекином. (С этой идей Киссинджер уже приезжал в Москву – С.Ф.)

- Вашингтону придется пойти на уступки, чтобы улучшить свои отношения с Москвой, но он не может этого сделать, сохраняя свою нынешнюю политику в отношении России. То же самое, конечно, верно и в отношении Москвы.

- Соединенные Штаты должны стремиться к заключению соглашения с Россией, по которому расширение Организации Североатлантического договора (НАТО) закончено и завершено.

- Соединенные Штаты отменяют свои санкции против России в отношении аннексии Крыма, и Россия вновь принимается в G-8.

- Взамен Москва наверняка прекратит свое вмешательство в восточную Украину путем вывода своих войск и согласится на развертывание миротворческих сил ООН, а также прекратит свое ядовитое вмешательство в политику и культуру США.

- Арктика – перспективная область для Соединенных Штатов и России, и надо искать более тесные отношения сотрудничества, основанные на исследованиях, безопасность судоходства, поиск и спасение в Арктике, реагирование на окружающую среду или тяжелое положение коренных народов.

Подводя итог этой части доклада, может увидеть, что такими мерами, как «остановкой расширения НАТО», снятием санкций, принятием России в G-8 и признанием Крыма российским американцы хотят «купить» сдержанность России в отношениях её с Китаем. Представляется, что это – дешевые подачки. «Расширения НАТО» - отказ от принятия туда Украины и Грузии на фоне кризиса в самом НАТО для них – облегчение. «Санкции» - благодаря им, Россия занялась возрождением своего производства. «Принятие России в G-8» - так Москва им уже сказала, что нам это не нужно и не интересно. Вот и все их «уступки». Прямо «факультет ненужных вещей». «Скучно, девочки…» (с).

 

Но виноват у янки, все равно – Китай

 

Концовка доклада прописана в стиле: «Сдавайтесь, а то будет хуже»:

- Необходимо приложить максимум усилий обеих сторон, чтобы избежать постоянной конфронтации. Хотя такие расширенные обмены на высоком уровне между Вашингтоном и Пекином не положат конец состязательному соперничеству между ними, которое, вероятно, продлится десятилетиями, они могут помочь избежать худших результатов.

- Если Вашингтон и Пекин не остановят разворот в двусторонних отношениях, и он перерастет в длительное противостояние или даже конфликт, американцы и китайцы будут первыми, кто заплатит цену за провал этой политики… Влияние на мировую экономику будет разрушительным. Напряженность резко возрастет во всей Азии, поскольку ни одна страна в этом регионе не хочет выбирать между Соединенными Штатами и Китаем. (Так кто ж в этом будет виноват кроме самих США – С.Ф.)

- Для того чтобы интенсивный двусторонний диалог на высоком уровне между Вашингтоном и Пекином был плодотворным, Соединенные Штаты должны сначала четко установить, что они усиливают свой военный, дипломатический и экономический потенциал в Азии, усиливая взаимодействие с союзниками, партнерами и друзей и помогая наращивать их экономическую и военную мощь.

- Успешная дипломатия зависит от развертываемых активов, и Вашингтону необходимо увеличить свои активы. Ничто меньшее не убедит Пекин.

 

Вот такие предложения. Американцы станут давить на Китай, и заставлять его подчиниться своей воле.

Кроме того, в Юго-Восточной Азии надо ждать развертывания той самой стратегии США на Тихом океане, что была сформулирована ещё лет десять назад в знаменитой статье госсекретаря Хиллари Клинтон «Тихоокеанский век Америки» («America’s Pacific Century»).

При этом, как Трамп и провозгласил, янки уходят с Ближнего Востока. Они хотели хаотизировать там всё вокруг, пока в Сирию не пришла Россия. Тем не менее, покидая в перспективе этот регион, американцы оставят после себя некие «закладки», которые будут беспокоить долгое время.

При этом, Brexit и непременное сближение США с Великобританией – это создание нового англосаксонского полюса мировой политики, когда близкие по духу и культуре государства объединят свои усилия ради защиты собственных интересов в мировой политике и экономике. И Лондон останется «смотрящим» за континентальной Европой, которая становится прямым конкурентом для англосаксов.

Не зря же в этом докладе выдвинуто требование, чтобы Москва «прекратила свое ядовитое вмешательство в политику и культуру США». Культуру! Англосаксы знают, что это – уязвимые места, сами СССР через масс-культуру успешно атаковали. И они видят, как у них самих многое начало меняться – социализм на повестке дня! Но, на всякий случай, предваряя собственные провалы, голословно обвиняют в этом Москву.

Как же многое возвращается на позиции начала ХХ века! 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати