ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Латинская Америка - США предлагают новую конфронтацию

10:07 23.02.2022 • Андрей Кадомцев, политолог

Мир стремительно меняется. При этом США по-прежнему претендуют на право навязывать миру свое видение мироустройства. Очередной шаг - в Конгресс США внесен законопроект, призванный противодействовать «растущему подрывному вмешательству России и Китая» в дела Латинской Америки. Влияние Вашингтона в регионе, который там еще с XIX века принято называть «задним двором», за последние годы заметно сократилось. На этом фоне меры, предлагаемые американскими политиками для восстановления «ведущей роли» США в Западном полушарии, выглядят заметно устаревшими.

Авторами законопроекта являются сенаторы Боб Менендез и Марко Рубио, которых американские СМИ называют «наиболее заметными» сторонниками реанимации идеологии политического доминирования США в Латинской Америке. И Рубио, влиятельный представитель сенатского комитета по разведке, и Менендез – председатель сенатского комитета по иностранным делам, являются сыновьями кубинских эмигрантов. Авторы называют свой законопроект «Актом о стратегии безопасности для Западного полушария». В случае одобрения, билль предписывает Государственному секретарю и министру обороны США представить в Конгресс в течение 180 дней совместный стратегический план, призванный «не допустить» укрепления «враждебного» влияния Москвы и Пекина. Предполагается усилить как дипломатическое присутствие США в регионе, так и «помощь» государствам Латинской Америки (ЛА) «в вопросах безопасности», под которыми подразумевается спектр тем, волнующих США, – от борьбы с наркотрафиком до борьбы с терроризмом. Чего нет в законопроекте, так это предложений по расширению социально-экономической и финансовой поддержки для стран региона. При том, что именно выход экономики Поднебесной на второе место в мире по размеру номинального ВВП и его инвестиционные проекты в различных регионах мира превратили Китай, по мнению руководства США, в угрозу практически «экзистенциального» характера. Весьма волнует Вашингтон то, что динамичное расширение взаимовыгодных экономических связей позволило Китаю совершить впечатляющий прорыв в развитии отношений с Латинской Америкой в последние 20 лет.

По данным, которые приводит Е.И. Сафронова, ведущего научного сотрудника Института Дальнего Востока РАН, объем торговли между КНР и государствами Латинской Америки вырос с 17 млрд. долларов в 2002 году до без малого 315 млрд. в 2019-м. К этому времени, «импорт Китая из Латинской Америки достиг почти 8 % от общего импорта Китая, а экспорт в ЛА — примерно 6 % общего экспорта КНР». Китай обошел США в роли главного торгового партнера таких стран, как Бразилия, Аргентина, Чили, Перу и Уругвай. Для многих других государств региона Поднебесная является вторым по значимости торговым контрагентом. Китай является наблюдателем при ОАГ, участвует в работе Межамериканского и Кариб­ского банков развития

Инвестиции только государственных структур КНР в регионе составили в 2005-2019 годах «от 130 до 140 млрд. долларов» Совокупный объем кредитов, предоставленных Китаем за тот же период времени, достиг 137 млрд. долл. По объему кредитования латиноамериканских стран Китай превзошел показатели таких прежде доминировавших в регионе финансовых институтов, как Всемирный банк и Межамериканский банк развития. Кредитные ресурсы, предлагаемые КНР, привлекают руководство стран региона отсутствием политизированных «требований, касающихся прав человека и поведения правящих режимов стран-реципиентов».[i]

Большой интерес государства Латинской Америки проявили и к глобальной китайской инициативе в области развития инфраструктуры, известной как «Пояс и путь». С 2017 по конец 2019 года к ней присоединились 19 государств региона. Китайские компании активно продвигают свои решения в области связи пятого поколения - 5G, что вызывает особое раздражение в руководстве США, рассматривающего технологическое «наступление» Пекина как угрозу своей военной инфраструктуре в регионе.

В свою очередь, политика США в Латинской Америке в течение первых десятилетий XXI века носила волнообразный характер. Администрация Буша-младшего предпочитала жесткую стратегию консервативного характера, которую сменила либеральная риторика сотрудничества во времена президентства Обамы. Экономика региона очень медленно преодолевала тяжелые последствия глобального финансового кризиса, начавшегося в США в 2008 году. На фоне усилившихся социально-экономических неурядиц к 2015 году в ряде ведущих государств к власти пришли правительства правого и право-центристского толка, благосклонно воспринимавшие сигналы о восстановлении связей, шедшие от администрации Обамы. Казалось даже, что США удалось остановить тенденцию регионального усиления Китая – достигнув пика в 2015 году, инвестиции Поднебесной стали сокращаться.[ii]

Однако приход в Белый дом Трампа смешал многие карты. Президент-бизнесмен рьяно принялся перекраивать американскую внешнюю политику на сугубо деловой лад, как он его понимал. В отношении Латинской Америки Белый дом избрал высокомерный тон, требуя подчинения и уступок, грозя санкциями не только «непослушным», но и тем, кто пытался лишь возражать. Представители администрации Трампа часто апеллировали к печально известной «Доктрине Монро», концепции, предполагающей монополию США на стратегическую политику в Западном полушарии. Временам, «когда в регионе царила сила принуждения и кровавых военных переворотов».

С началом торговой войны, объявленной Трампом Китаю, ведущие государства Латинской Америки быстро почувствовали на себе её негативные последствия. Вашингтон стал угрожать своим южным соседям жесткими санкциями в случае, если они не свернут экономические связи с Пекином. Но вместо этого, латиноамериканцы лишь продолжили укрепление отношений. Торговля с КНР и инвестиции, поступавшие из Поднебесной, уже оказали значительный позитивный эффект на социально-экономическое развитие целого ряда стран региона. Требования же администрации Трампа звучали высокомерно и бесперспективно, поскольку США не предлагали инициатив, способных заменить китайские. Наконец, яростная критика, зазвучавшая в адрес Китая из уст представителей Белого дома, выглядела как признак страха и растерянности перед мощным конкурентом.

Пандемия коронавируса нанесла сильнейший удар по социально-экономической жизни государств Латинской Америки, и без того пребывавшей в состоянии стагнации. К настоящему времени, жертвами коронавируса уже стали более 600 тысяч латиноамериканцев, что составляет второй по величине показатель, после Европы. Спад в экономике за последние два года является самым значительным за столетие. Остро стоит проблема коррупции. Растущее социальное неравенство провоцирует массовые протесты и усиление радикальных политических сил популистского толка.

И в этих условиях, надежды стран региона на помощь «большого северного соседа» практически не оправдались. В какой-то момент, Вашингтон даже фактически остановил гуманитарно-медицинскую помощь большей части стран региона. Китай же, напротив, в ходе пандемии коронавируса, сначала быстро пришел на помощь в вопросах закупок защитных средств и медицинского оборудования. А затем довольно быстро наладил массовые поставки вакцин.

В ходе президентской предвыборной кампании 2020 года, отмечает Т. Нелин, директор волгоградского Научно-исследовательский центр «Американа», среди основных кандидатов в президенты США лишь Байден предложил публике…программу развития политики США с государствами к югу от Рио-Гранде. «Хотя, как замечали даже сами его сторонники, эта программа выглядела устаревшей и достаточно скучной».[iii] Помимо полумифических «угроз» в лице Китая или России, США сталкиваются в регионе с целым рядом реальных проблем, среди которых выделяются миграционная, политическая нестабильность в ряде стран, наркоторговля.

Администрация Байдена возлагает большие надежды на Саммит государств Америки. Первоначально он должен был пройти в 2021 году, однако из-за пандемии был перенесен на лето нынешнего. Вместе с тем, уже сейчас можно констатировать, что политика Байдена в такой чувствительной для жителей региона сфере, как борьба с миграцией, оказывается не слишком отличной от жестких подходов администрации Трампа, вызывавшей столько гнева латиноамериканцев. Судя по риторике нынешней американской администрации, прорабатываются планы возобновления вмешательства в дела государственного управления стран региона под предлогом «борьбы с коррупцией». Другим предлогом для усиления политического давления Вашингтона на латиноамериканцев становится климатическая повестка.

Между тем Китай поддерживает те силы в регионе, которые указывают на отсутствие у Вашингтона морального права диктовать правила политического поведения другим странам. Пекин также выступает за принцип невмешательства во внутренние дела, который находит горячую поддержку государств Латинской Америки. Политическая философия Китая пользуется в странах региона явно большим вниманием, чем это готовы признать в руководстве США. Мало кто из латиноамериканцев тоскует по временам послевоенного доминирования Вашингтона в Западном полушарии.

Как отмечает П.Яковлев, руководитель Центра иберийских исследований Института Латинской Америки РАН, «все без исключения» ведущие государства региона демонстрируют «отчетливое стремление к диверсификации внешних связей», проявляют «…повышенный интерес к расширению торгового и инвестиционного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе»».[iv] Так в течение прошлого года обрели новое дыхание инвестиционные инициативы Китая в регионе. В частности, Пекин и Буэнос-Айрес возобновили диалог о предоставлении китайских кредитов для развития ряда проектов на общую сумму до 30 млрд. долларов.

По мнению западных СМИ, США могли бы опереться в своем «сдерживании» Пекина в Латинской Америке на правые политические силы, представители которых регулярно обвиняют Китай в желании «купить латиноамериканцев». Вместе с тем, по мнению реалистов, за подобными обвинениями скорее кроется желание увеличить собственный экспорт на китайский рынок. А также попытки добиться лучших условий получения кредитов.

Как представляется, современная Латинская Америка нуждается не в абстрактной линии на «укрепление безопасности», а в конкретной стратегии содействия финансовому оздоровлению и стимулирования экономического развития, преодоления тяжелых экономических и социальных последствий пандемии. Граждане стран региона требуют активных мер по преодолению неравенства, повышения прозрачности государственных институтов и политики в области устойчивого развития.

Вместо этого, как показывает новая инициатива американских конгрессменов, многие в Вашингтоне по-прежнему привержены политике установления и поддержания разделительных линий «противостояния» и «сдерживания». Может показаться, что некоторые идеи администрации Байдена на таком фоне выглядят более позитивно. Однако, погруженный во внутренние проблемы и ожесточенную борьбу в преддверии промежуточных выборов, нынешний глава Белого дома едва ли способен в настоящее время предложить южным соседям развернутую и долгосрочную программу сотрудничества. Поэтому, скорее всего, тенденция снижения влияния США в Латинской Америке продолжится.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати